Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

"Клюнуло только сейчас" - ритейлеры Приморья выходят из офлайна. "PrimaMedia". 7 апреля 2020

Торговые сети начали активно работать на доставку с началом "нерабочей недели" и задумались о e-commerce
Продуктовый ритейл готовится выйти из офлайна. Фото: ИА PrimaMediaРитейлеры в Приморье отмечают кратное увеличение спроса на заказы онлайн и услуги доставки с началом "нерабочей недели". Это побудило их активнее выходить из офлайна и конкурировать за растущую долю покупателей в сети. Как оказалось, к вызову, брошенному рынком, многие оказались не готовы, сообщает ИА PrimaMedia.
Клиенты в сети
По данным "Ассоциации компаний интернет-торговли" (АКИТ"), доля e-commerce в торговом обороте российской розницы не превышает 5%. В Приморье этот показатель еще ниже – порядка 2%.
Сегодня пандемия бросила вызов рынку. В сети гипермакетов "Реми" сообщают, что спрос на доставку вырос кратно во время нерабочей недели". Один из первопроходцев онлайн-продаж продуктов питания во Владивостоке "Довольный слон" отмечает увеличение спроса в три раза, начиная с 28 марта — чтобы его удовлетворить, предприятие привлекло новых курьеров. В три раза выросли онлайн-продажи сети магазинов "Зеленый остров".
В структуре заказов на первый план выходят товары первой необходимости. Поведение покупателя меняется. Офлайн-ритейл столкнулся с необходимостью присутствовать в интернете и конкурировать за растущую долю клиентов в сети, отмечают эксперты. Но пандемия показала, что принять вызов он пока еще не готов. Даже уверенные игроки регионального e-commerce невысоко оценивают онлайн-интеграцию в стремительно меняющихся реалиях.
"В целом рынок интернет-торговли России растет за счет появления новых продуктов — раньше, например, никто не продавал мебель онлайн — и увеличения количества и суммы покупок в регионах. Несмотря на это, доля онлайн-покупок в Приморском крае все еще довольно незначительна, потому что основу онлайн-выручки генерирует запад страны. В Приморье же проникновение e-commerce довольно слабое. У многих нет привычки покупать онлайн (например, во Владивостоке нет ни одного онлайн-магазина, который бы смог доставить полноценную корзину продуктов), а те, кто покупает, чаще всего заказывает что-то из федеральных интернет-магазинов", — комментирует директор маркетингового агентства Dviga Тимофей Белоглазов.По словам владельца сети магазинов "Зеленый остров" Максима Голишева, наступило благоприятное время для онлайн-продаж. Этот рынок и так рос на 100-200 % ежегодно, а сейчас будет расти еще активнее, уверен он: "Когда нужно было начинать развивать e-commerce? Да еще 10 лет назад. К сожалению, идея о быстром, бесплатном, суперэффективном включении интернет-продаж — большое заблуждение. Это потребует много работы и не так дешево, как кажется".
Онлайн-интеграция
В Приморье электронная торговля наиболее развита в таких сегментах, как цифровая и бытовая техника, автотовары, одежда, обувь и аксессуары, товары для дома, доставка еды, зоотовары. В то же время продуктовый ритейл только задумывается о выходе из офлайна. Самые продвинутые игроки этого рынка оценивают долю доставки менее 1% товарооборота. Сейчас они пробуют новые модели продаж.
Так, сеть магазинов "Самбери" готовится начать онлайн-интеграцию и в настоящий момент работает над тем, чтобы запустить доставку во всех городах присутствия компании. Сначала это будет доставка продуктов собственного производства – полуфабрикатов и готовых изделий — пиццы, бургеров, суши. Затем ритейлер запустит продажи товаров общего потребления через электронный каталог.
"В первую очередь, нужен удобный сайт. Ассортимент "Самбери" включает в себя более 50 тысяч наименований. Соответственно, переоценки будут проводиться онлайн, номенклатура должна поддерживаться в онлайн-режиме. Это достаточно дорого и технически сложно", — рассказала начальница отдела рекламы и PR-сети "Самбери" Вета Вольгушева, добавив, что компания планировала развиваться онлайн и до пандемии.
"Нужен рабочий каталог 1С, который хорошо будет интегрироваться с вашим сайтом — не давать сбоев, своевременно обновляться. Затраты это принесет сразу, а вот отдачу не скоро. Я думаю, это компетенция, которую бизнесу нужно нарабатывать. Учиться работать онлайн и знать своего покупателя персонально", — говорит Максим Голишев.
Организовав доставку в "тестовом режиме" в Хабаровске, сеть магазинов "Самбери" обрабатывала порядка 50 заказов в сутки. Если развивать электронную торговлю и выходить на действительно значительные объемы, придется серьезно пересмотреть бизнес-процессы, говорит Вета Вольгушева. Для этого потребуются специалисты, которые хорошо бы ориентировались в ассортименте – товарах с разной граммовкой, жирностью и так далее. Потребуется служба доставки, которая бы оперативно развозила заказы. В перспективе – специальное помещение, где были бы обеспечены необходимые условия хранения, ведь "пельмени могут растаять", пока курьер заберет пакет. "Это высокая ответственность, нужно предусмотреть всю цепочку", — подчеркивает собеседница редакции.
Важный момент — человекоресурсы
Пока в условиях режима самоизоляции торговые сети Приморья выходят из положения с помощью служб экспресс-поручений. Заявки принимают и выполняют посредники. По телефону или через мессенджеры. Такой путь выбрали в том числе ритейлеры "Фреш" и "Реми".
Служба экспресс-поручений Delivery Up, партнер "Реми", сейчас на стадии заключения нескольких контрактов. С 28 марта работы у нее заметно прибавилось, но руководитель предприятия Александр Бабин считает, что пандемия только подстегнула назревающий спрос: "Клиент присылает заявку, мы ее обрабатываем. Выбираем товар в супермакете, ведем переговоры с заказчиком, если какой-то позиции нет в продаже или появились дополнительные пожелания. Покупаем на собственные средства и доставляем по адресу вместе с чеком".
Он уточняет, что многие магазины и заведения общепита пользуются услугами такси для доставки. Тогда как служба экспресс-поручений тратит личные деньги и берет на себя все риски – если, например, клиент решил отказаться от покупки. Учитывая эпидемиологическую обстановку, курьеры соблюдают меры предосторожности – каждый снабжен маской и перчатками. Когда он приходит к клиенту, то оставляет пакет у двери и удаляется на безопасное расстояние, рекомендуемое ВОЗ. Заказчик принимает заказ и производит безналичный расчет.
Организация службы экспресс-поручений требует немалых вложений, рассказывают участники рынка. Львиная статья расходов – логистика. Также важный момент – человекоресурсы. На сбор одного заказа из 60 позиций может уйти до полутора-двух часов. Заявки собирают, компонуют и выстраивают оптимальный маршрут.
При этом крупные ритейлеры в Приморье пока не дают покупателю возможности собрать продуктовую корзину онлайн. Тимофей Белоглазов считает, что многие торговые сети не стремились выходить из офлайна, пока у населения не было проблемы проехаться в магазин самостоятельно:
"Клюнуло только сейчас. Другой путь есть и всегда был, но наши ритейлеры почему-то не хотели его для себя использовать. Во всех городах большие супермаркеты стремятся привлекать клиентов и в офлайн точки, и в собственный интернет-магазин, потому что в своем онлайн-каталоге ты можешь выставить столько товаров, на сколько тебе бы никогда не хватило склада. Можешь легко увеличить средний чек, потому что многие люди просто не понесли бы тяжелые сумки сами, а тут это все привезут прямо до квартиры. Но это инфраструктура и новые бизнес-процессы, которые надо было создавать еще вчера, а сейчас наши магазины в авральном режиме стараются придумать хоть какие-то способы, которые смогут быстро решить проблему. Например, в 2020 году предлагают делать заказ по телефону, отдавая это на откуп службам экспресс-доставки, которые, по сути, просто ходят с вашим списком покупок по магазину за вас".
По словам собеседника агентства, если у магазинов не было желания запускать собственный сервис доставки, то можно было, не дожидаясь кризиса, создать для клиентов удобный онлайн-каталог товаров, чтобы они могли составить список покупок и оплатить их прямо на сайте, а партнеров подключить только на этап доставки.
Максим Голишев еще несколько лет назад пошел этим путем и сейчас думает о собственном автопарке: "Особое место интернет продаж – это доставка. "Зеленый остров" привлекает курьерские службы. Для работы с корпоративными клиентами мы наняли отдельных сотрудников. Приходится жестко следить за выполнением сроков заказа. Это очень уязвимое звено в цепочке обслуживания покупателей. О своем собственном парке автомашин пока говорить рано, но мы об этом думаем – уже понимаем рентабельность и схемы работы".
Угроза ритейл-гигантам
На фоне пандемии растут продажи лекарственных препаратов, бытовой химии, зоотоваров. Сеть аптек "Монастырев" отмечает резкое увеличение спроса на услуги службы поручений – партнера компании. Все больше клиентов предпочитают заказывать лекарства с доставкой.
По оценкам ключевых участников фарм-рынка, в ближайший год доля интернет-продаж фарм-товаров вырастет на 10-12%. Способствовать этому будет и разрешение на онлайн-торговлю рецептурных препаратов. Депутаты Госдумы 1 апреля в третьем, окончательном чтении одобрили закон, допускающий продажу через интернет, помимо безрецептурных лекарств, дистанционную продажу рецептурных препаратов в условиях чрезвычайной ситуации или при "возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих".
Ощутил всплеск онлайн-продаж рынок бытовой техники и электроники — "перед затишьем", отмечают эксперты.
Приморский e-commerce делают такие игроки, как DNS и "М.Видео — Эльдорадо" с магазинами в каждом городе и выстроенной логистикой. Доля e-сommerce составляет порядка 24% товарооборота федеральной сети DNS. Ранее руководство компании сообщало о высокой заполненности складов, при нормальных объемах продаж товара хватит на ближайшие два месяца. В то же время менеджмент DNS считает, что 24% интернет-продаж — небольшой показатель в стремительно меняющихся реалиях.
"Нас беспокоит следующая фаза ситуации — падение потребительского спроса, когда люди будут больше покупать онлайн, а мы заточены под офлайн. Что будет там, совершенно непонятно. Есть опасения, что вся наша мощь в 1600 магазинов станет не генератором прибыли, а генератором убытков. Нужно к этому заранее готовиться", — прокомментировал на канале UPGRADE EWDN коммерческий директор DNS Сергей Мещанюк.
Перешел на электронную торговлю "Леруа Мерлен" во Владивостоке, пока не завоевавший, согласно ранее заявленным целям, 30% местного рынка в DIY-сегменте. Ситуация с коронавирусом, по экспертным прогнозам, подорвет планы дальнейшей экспансии ритейл-гиганта, в том числе и онлайн.
Малый бизнес пытается выжить
Растет доля интернет-продаж малого и среднего бизнеса через соцсети. На фоне пандемии закрытые торговые центры опубликовали в соцсетях ссылки на страницы пострадавших арендаторов. Владельцы бутиков и магазинов, отправленные в изоляцию, также сегодня задумались об онлайн-продажах.
Тимофей Белоглазов советует малому и среднему бизнесу сокращать постоянные издержки, находить работу персоналу (в любой функции), а параллельно пытаться создать инструменты, которые позволят продавать дистанционно. Будут ли это какие-то дорогие интернет-магазины или просто каталог товаров в инстаграме — не так важно. Главное, чтобы такие инструменты у компаний появились. Он напоминает, что интернет-торговля — это не обязательно огромные вложения. Можно сделать сложные, качественные, дорогие проекты, и они будут приносить результат. Или начинать с малого — есть конструкторы интернет-магазинов, есть типовые решения, возможность продавать прямо в мессенджере или сделать каталог товаров в социальных сетях. Главное, найти своего покупателя — того, кому нужен ваш товар, и того, кто готов за него платить.
"То, что все ринулись в e-commerce — временный импульс, связанный с тем, что на данный момент это единственный способ приобрести многие товары, ведь офлайн магазины недоступны. Но надо понимать, что коронавирус-каникулы рано или поздно закончатся, магазины откроются, а слабый рубль и экономический кризис останутся, что однозначно не вызовет увеличения сумм и среднего чека в онлайн-покупках, — предупреждает эксперт. — Но если сиутация стабилизруется, и люди привыкнут к новым реалиям, то из офлайна наконец выйдут те компании, кто давно собирался, но раньше не было повода — онлайн-продажи они явно начнут воспринимать серьезнее".
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.