Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Антон Силуанов принял участие в работе форума "Примаковские чтения – 2019".

Из стенограммы выступления:
А.Силуанов: Я хотел поделиться с вами соображениями относительно экономики, которые у нас есть: какая ситуация сейчас, как двигаться дальше, какая повестка у Правительства.
Сегодня ситуация такова, что в целом мы отстроили макроэкономику. У нас достаточно предсказуемая и стабильная инфляция, курс. Созданы резервы, которые выше объёма государственного долга, бюджет профицитный. Казалось бы, что ещё нужно? Но мы видим, что хотя экономика растёт, растёт она низкими темпами. И одной макростабилизации недостаточно для того, чтобы темпы роста увеличивались и были выше мировых. Это поручение Президента и мы его отрабатываем. Планы Правительства в области экономики направлены в первую очередь на это.
Будет расти экономика – будут выполняться и другие первоочередные, в том числе и социальные, решения. Правительство во исполнение указа Президента подготовило целый ряд национальных проектов, которые должны простимулировать нашу экономику на более высокие темпы роста.
Мы прекрасно понимаем, что рост только за счёт государственных вложений невозможен. Поэтому задача Правительства заключается в привлечении ресурсов бизнеса, как российского, так и иностранного, для того чтобы создавать новые рабочие места, вкладывать новые инвестиции. Это и даст новое качество роста и более высокие темпы.
Самый сложный вопрос, как это сделать. Нельзя заставить бизнес вкладывать ресурсы без соответствующей уверенности или при отсутствии отдачи на капитал.
Что нужно для инвестиций? Нужна маржинальность и уверенность в том, что сделанные вложения вернутся с соответствующей прибылью. Задача Правительства сейчас как раз заключается в создании у инвесторов такой уверенности, чтобы бизнес чувствовал себя комфортно в России.
Ещё раз повторюсь: база создана, макроэкономика нормальная. В России сейчас экономическая ситуация гораздо лучше других стран с развивающимися экономиками. Неслучайно к нам идут финансовые инвестиции, наши государственные бумаги, бумаги наших крупных эмитентов пользуются большим спросом у иностранцев. Мы видим, что иностранные инвесторы возвращаются на финансовый рынок, но пока не идут в рынок реальный. А экономика, конечно, растёт от реальных вложений, прямых инвестиций. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы перенаправить инвесторов именно в прямые инвестиции. Говорят, что сначала финансовые, а за ними придут прямые. Но долго ждать у нас нет времени, принимать решения надо сейчас.
Здесь речь идёт о национальных проектах, в первую очередь о тех, которые должны стимулировать динамику экономического развития. Назову несколько. Это нацпроекты в области экономики, то есть стимулирование производительности труда. Мы знаем, что у нас производительность труда, темпы её роста ещё далеки от тех стандартов и лучших практик, которые мы знаем. И в рамках национального проекта "Производительность труда" мы ставим перед собой задачу к 2024 году расти по этому показателю темпами не ниже 5% в год.
Мы начинаем работать, и выясняется, что предприятия, зачастую, используют старые методы организации труда, не знают новаций, давно известных в других странах, в первую очередь в тех, которые растут темпами выше 5%. Наша задача – передать тот опыт, показать предприятиям, как можно работать, и распространять эту практику. Именно этим мы занимаемся в Правительстве, привлекая субъекты, Федерацию и компании, которые стимулируем включаться в эту программу.
Второе направление – малое и среднее предпринимательство. С одной стороны, стоит задача увеличить количество занятых в малом и среднем бизнесе с 19 до 25 миллионов человек. С другой стороны, увеличить вклад, долю малого предпринимательства в ВВП. Мы все привыкли, что у нас сырьевая экономика, что большую часть ВВП составляют предприятия, которые ориентированы на добычу энергоресурсов, экспорт энергоресурсов. С одной стороны, в этом наша сила – у нас богатая страна, а с другой стороны, беда в том, что у нас ещё не диверсифицирована экономика. И любое внешнее изменение конъюнктуры сразу бьёт по темпам роста, по доходам бюджета всех уровней, соответственно, и по реальным доходам наших граждан.
Проект "Малое и среднее предпринимательство" призван стимулировать создавать новые бизнесы, малые предприятия. Что востребовано в первую очередь в рамках этого проекта? У малых предприятий нет соответствующего обеспечения для того, чтобы взять кредит и начать новое дело или развить то дело, которым они занимаются. Именно на это мы нацелили наши усилия – субсидируем ставку для снижения её стоимости для малых предприятий. Корпорация МСП даёт таким предприятиям гарантийное плечо. В этом году мы ставим перед собой цель увеличить количество кредитов, которые получат малые предприятия, в том числе и с поддержкой государства.
Третье направление, третий крупный нацпроект– поддержка экспорта. Для того чтобы развиваться, нашим предприятиям нужны рынки сбыта. Потребить всё внутри РФ мы не можем. Необходимо развивать наши экспортные возможности, продвигая нашу продукцию на внешние рынки. Будет экспорт – предприятия будут гарантированно производить интересную, конкурентоспособную на мировом рынке продукцию, осваивая новые рынки, расширяя список своих потребителей и привлекая дополнительные ресурсы за реализованную продукцию, тем самым развивая экономику РФ.
Как это сделать? Прорваться на мировые рынки очень непросто. Поэтому мы разработали целую систему стимулов для компаний, которые готовы участвовать в проекте "Экспорт" через систему стимулирования предприятий, снижая стоимость кредита. Понимаем, что несмотря на то, что снижение инфляции произошло, ставка по кредитам пока высокая. Это является основной проблемой, в том числе для экспортёров. Взять кредит не всегда возможно, потому что рентабельность бизнеса не такая высокая, как стоимость кредита. И мы здесь тоже идем навстречу – субсидируем процентные ставки. Предприятия, которые берут на себя обязательства увеличивать экспорт, развивать наш экспортный потенциал, получают поддержку из государственного бюджета.
Я уж не говорю о тех национальных проектах, которые мы приняли по модернизации инфраструктуры, в первую очередь транспортной. Будут построены новые тысячи километров дорог, аэропорты, порты. Это все те проблемные вопросы, которые не давали развиваться экономике более быстрыми темпами. Огромные ресурсы тратятся именно в этом направлении, мы их перераспределили из экономики.
Большие вложения будут в национальный проект "Цифровизация". Это тоже проект, который даст увеличение производительности труда и более высокую конкурентоспособность наших предприятий. Вы знаете про нацпроекты, я не буду останавливаться на них – это и вложения в человеческий капитал, которые также дают отдачу, в том числе более высокий темп роста экономики, пусть не сразу, но без высококлассных специалистов никакая экономика сегодня не работает. Без здорового образа жизни, без обеспечения нормального уровня жизни, в том числе качества жизни и здоровья, ни одна экономика не работает. И по всем этим точкам, которые должны обеспечить улучшение жизни граждан, увеличение темпов роста экономики, мы начали работать.
Для чего эти национальные проекты? Для того чтобы реализовать те национальные цели, которые поставлены Президентом. Это более высокие темпы роста экономики, на уровне не ниже мировых, вхождение нашей страны в пятёрку стран с наиболее крупными экономиками, увеличение экспортного потенциала наших предприятий. Ну и конечно, это такие социальные вопросы, как увеличение продолжительности жизни, снижение числа бедных. А база для всего этого, конечно, экономика. Не будет экономического роста, невозможно будет добиться и других показателей.
Так вот, помимо национальных проектов, общаясь с бизнесом, мы, безусловно, работаем и над реализацией поставленных задач по темпам экономического роста по трём направлениям. Это, конечно, федеральный уровень – национальные проекты. Это региональный уровень, потому что достичь целей по росту невозможно без создания нормального инвестиционного климата в регионах. Если там не будет нормальных отношений между бизнесом и субъектами РФ по предоставлению земельного участка, по подключению к сетям, невозможно будет обеспечить там, и даже в муниципальных образованиях, инвестиционный климат.
И третий уровень – бизнес. Мы с ним стали плотнее работать. Слышим их запросы, проблемы, что им нужно. Недавно, кстати говоря, закончился Питерский форум, на котором многие из бизнесменов говорили: "Мы не верим в то, что национальные проекты дадут вклад в рост экономики". Хотя сами компании чувствуют себя неплохо. Прибыль этих компаний растёт больше 35% в год. Неплохие показатели по объёму выручек. А инвестиции не идут. Почему? Потому что говорят: "Дайте нам гарантии". И мы готовы давать им гарантии.
Мы сейчас подготовили даже не законопроект, а инвестиционный кодекс. Для инвесторов, готовых вкладывать в экономику России деньги, мы создаём стабильные налоговые и другие условия, которые не влияют на тот бизнес-план, который они подготовили для реализации своих бизнес-проектов. Это очень важно, потому что несмотря на то, что мы договорились не менять налоговое законодательство 6 лет (это основной вопрос, который просили у нас предприниматели), этого мало. Нам нужно сказать, что мы технологически не будем применять более жёстких требований к стандартам того бизнеса, который начал инвестировать. Инвестировал деньги – получаешь стабильность. Инвестировал деньги, запустил производство – получаешь соответствующие льготы по налогам, возврат налогов для той инфраструктуры, которую ты построил. Именно в таком ключе мы ведём диалог с предпринимателями.
Уверен, что с теми ресурсами, которые сегодня есть у наших предпринимателей, они получат хорошую отдачу, вкладывая в нашу экономику, а не просто выплачивая дивиденды или уводя их в западные юрисдикции. Там такие доходности, как в России, получить гораздо сложнее. Да, конечно, нам скажут, у нас здесь санкционные риски. Конечно, санкции влияют на динамику инвестиций, особенно иностранных, в российскую экономику. Но с другой стороны, доходности, которые есть в России, ещё надо поискать в других странах, в том числе и развивающихся. В России, ещё раз говорю, инвесторы хорошо зарабатывают.
Теперь по другим мерам, которые мы ставим себе в качестве задачи и по которым мы будем работать для того, чтобы привлекать бизнес к новым проектам, к новым инвестициям. Это, конечно, регуляторика. Нам говорят, у вас накопилось столько регуляторных требований, начиная чуть ли не с советского времени, что очень сложно вести бизнес. Договорились о том, что будет проведен "водораздел", так называемая "регуляторная гильотина", которой мы откажемся от всех старых требований к бизнесу и примем решение по новым. Имеются в виду регуляторные техрегламенты – всё то, что в любом государстве регулируется правительством или законодателем. Поэтому мы пересмотрим все те старые решения, которые мешают бизнесу, и останутся лишь те, которые будут содействовать. бизнесу
Важно защитить права предприятий, права собственности. Этому мы уделили много внимания в ходе Питерского форума. В некоторых странах к бизнесмену относятся как к господину, потому что он вкладывает свои собственные деньги, и его надо холить и лелеять. Нам тоже нужно так относиться к бизнесмену. Если ты вкладываешь собственные ресурсы, идёшь на риск, государство должно тебе всячески подставить плечо, помочь в этом деле, помочь создать новый бизнес. Эта одна из целей наших национальных проектов.
Многие говорят, что у нас большое влияние государства на бизнес, госкомпании занимают лидирующие места в тех или иных секторах. Отчасти это так. Хотя здесь можно поспорить. Ведь неважно, государственная это или частная компания, главное – кто менеджер и как он управляет этим бизнесом. И деятельность компании зависит от того, насколько правильные, выверенные с точки зрения бизнеса решения, будь то в госкомпании или в частном бизнесе.
У нас очень много хороших примеров, эффективных примеров работы госкомпаний. Например, "АЛРОСА". Мы выстроили там эффективное стимулирование работы менеджмента. Оно зависит от результатов деятельности компании, соответствующие прибыли и уровень доходов менеджера будет зависеть от того, сколько он принесёт дивидендов акционеру. И если бы такой подход был выстроен в других госкомпаниях, то я вас уверяю, было бы неважно, компания эта государственная или частная, главное вовлечь её в те задачи, которые мы ставим. И для госкомпаний тоже будем устанавливать соответствующие коэффициенты эффективности, для менеджмента компании, чтобы вовлечь их в те задачи, которые стоят перед государством, над которыми работает Правительство. Потому что без государственного сектора невозможно это сделать.. Так же, как и невозможно без регионов решить задачи по росту, так и без компаний с государственным участием невозможно. Все должны быть вовлечены в одно общее дело.
Несколько слов о создании других условий. Мы сейчас заинтересованы в том, чтобы наши российские предприниматели, которые ушли в иностранные юрисдикции, вернулись к нам. Создали для этого два специальных административных района в Калининграде и на Дальнем Востоке. Юрисдикция такая же, как и в офшорах. Пожалуйста, возвращайтесь. Очень благоприятный бизнес-климат. Мы создаем условия для амнистии капитала. Если ты хочешь задекларировать капитал, заработал его честным путем без какого-либо криминала, возвращай. Эти капиталы будут работать здесь, в России, будут легализованы, на них будет распространяться амнистия.
Если раньше бизнес пытался заработать и быстрее перевести ресурс куда-нибудь за границу, якобы там спокойнее, сейчас здесь создаются нормальные условия. Более того, создаём условия для того, чтобы иностранцы становились нашими резидентами. Я тоже об этом говорил. У нас сегодня диспропорция между налогообложением: для иностранцев один уровень налогов на доход физического лица – 30%, для нашего бизнесмена – 13%. Надо уравнять, договорились, что внесём соответствующее предложение в законодательство.
Поэтому вся наша работа сейчас настроена на то, чтобы создать здесь комфортные для бизнеса условия – будь ты российский предприниматель или иностранец. Поэтому мы говорим: "Пожалуйста, приходите к нам, работайте, зарабатывайте. Здесь есть всё необходимое для этого". Все действия Правительства направлены на то, чтобы создать условия для более высоких темпов роста экономики и для успешной работы бизнеса. От этого выиграют все: и сами инвесторы, и наши граждане. Создание новых высокооплачиваемых рабочих мест даст им дополнительные заработки, а соответственно и улучшение жизни. Вот над такими целями мы и трудимся.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.