Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Главный вопрос 2020 года – тарифный. "ИА РЖД-Партнер.ру". 1 декабря 2020

О горячих вопросах, тенденциях и перспективах постковидной эпохи, о том, как на их решение может повлиять дискуссия в рамках конференции "Рынок транспортных услуг", которая пройдет 10 декабря, мы разговариваем с генеральным директором Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павлом Иванкиным.
– Павел Анатольевич, как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся на транспортном рынке в 2020 году? Какие события года более всего повлияли на его работу?
– Можно сказать, что год был интересный. Он позволил задуматься о будущем и выработать технологии, которые будут востребованы. Транспортники столкнулись с падением погрузки, и этот своеобразный передых позволил подумать о том, как и куда можно трансформировать рынок и какие новые технологии появятся?
В условиях глобального локдауна резко выросло количество информационных решений конкретно на железнодорожном транспорте: уровень IT-обеспечения, электронного документооборота, цифровые технологии. Это заслуга года. В оперативном режиме были продуманы и разработаны достаточно сильные технологии, которые позволяют сегодня говорить о прорыве в деле создания цифровой железной дороги.
Интересным год был и для пассажирских перевозок. Глобальное падение пассажирооборота заставило ФПК и пригородные компании отвечать на вызовы, искать пути решения, оптимизировать маршрутную сеть, искать альтернативные варианты загрузки. Локдаун стал точкой поиска нестандартных решений для пассажирских перевозок. В сегодняшней ситуации мы видим, что ФПК и пригородные компании с этим справились. И отложенный спрос, который сформировался весной, уже летом показал быструю тенденцию к восстановлению.
Отдельное спасибо можно сказать ТМХ, который в этих условиях сумел представить новую модель плацкартного вагона. Они не стояли, не жаловались на жизнь, а разработали и представили перспективный концепт.
Отдельно нужно отметить планы ОАО "РЖД" ввести в строй в 2020 года 226 особо значимых участков на Восточном полигоне. Несмотря ни на что, РЖД отчитываются, что работы идут по графику и все объекты войдут в строй. Если компании удастся это сделать, то надо признать хорошую работу отвечающих за это менеджеров. Особенно если учитывать, что в 2018 году, когда не было негативных факторов, с плановыми задачами на Восточном полигоне РЖД не справились.
Но, кроме положительного опыта для отрасли, сформировались довольно большие риски на будущее.
Главный из них – это финансовая нестабильность крупных игроков, включая РЖД. Часть операторов с этим справились, а некоторые грузовладельцы и РЖД получили серьезный урон, который они будут пытаться устранить. В каком виде это будет: рост тарифов, сокращение инвестиционной программы, снижение издержек? Пока вопрос открытый. Но уже ясно, что это риски последующих периодов, которые были сформированы в 2020 году.
– То есть год создал долгоиграющие тенденции по крайней мере на среднесрочную перспективу?
– Да. Грузовладельцам и операторам надо будет как-то компенсировать финансовую неустойчивость, которую они получили в этом году. А поскольку это бизнес, то надо понимать, что она будет компенсироваться через цены, сокращение персонала или прекращение индексации заработной платы. Эта ситуация будет отыгрываться еще год-два.
– Какие складывающиеся сейчас тенденции будут серьезным фактором для отрасли в 2021 году?
– За счет того, что РЖД сделали серьезный шаг вперед в области цифровых технологий, взаимоотношения между владельцем инфраструктуры и грузовладельцами будут все больше развиваться в сети. Уровень виртуального общения и электронного документооборота приведет к сокращению живого общения с персоналом. Трендом на 2021 год и далее будут коммерческие операции без участия персонала.
Пандемия создала у людей эффект страха. Фобия перед живым общением останется у многих людей и будет влиять на способы взаимодействия и коммуникации. Это тоже будет трендом на следующий год. Причем это можно сказать как для коммерческой работы операторских компаний, так и для вагоноремонта. Уже сейчас бесконтактные технологии работы предлагаются вагоноремонтными компаниями.
– Какие вопросы требуют обсуждения между регуляторами и транспортным сообществом в конце 2020 года?
– Пока на повестке дня вопрос о тарифной политике. Он стоит даже не на 2021 год, а на более дальнюю перспективу. Сегодня существует большое количество тарифных инициатив, которые требуют обсуждения. Если какие-то нововведения введут с 2024-го, то у бизнеса остается совсем немного времени, чтобы к ним адаптироваться. Для адаптации надо расставить точки над i. Тарифные инициативы – самое важное.
Еще необходимо решить вопросы с проведением ТОРа. Только через дискуссию, а не с помощью попыток ввести по-тихому какие-то приказы. Вопрос требует широкого обсуждения с привлечением всех участников перевозочного процесса и собственника инфраструктуры.
Ну нужно относить ответственность за ТОР только на операторов, которые, может быть, где-то выпускают на линию не очень качественные вагоны. Есть претензии и к инфраструктуре, где эксплуатируется вагон. Если вагон выходит исправным, идет более 2 недель по инфраструктуре и с ним что-то происходит, то говорить о том, что это вина оператора, очень спорно. Может быть, его неправильно спустили с сортировочной горки? Может быть, локомотив применил неправильную схему торможения? Все это требует обсуждения. Мне кажется, настало время сесть за стол и открыто проговорить все вопросы, объявить переходный период к подготовке к новым правилам и ввести их. Здесь нужна такая же прозрачность, как в тарифной политике.
– Кого бы Вы назвали человеком года в транспортной отрасли?
– Наверное, я бы назвал человеком года Сергея Шишкарева. Мало того, что он безупречно закрыл сделку по покупке "ТрансКонтейнера", он адаптировал свою группу к работе с ним даже с учетом конфликта команд. Мы видим, что ТК перестало лихорадить.
И он опять подружился с РЖД.
– Да, и это. Он подписал большое соглашение с РЖД. В принципе, мы видим, что группа "Дело" очень хорошо прошла кризис 2020 года. Понятно, что рост контейнерного транзита помог. Но тут виден и вклад Шишкарева. Он сумел за короткий промежуток времени привести ТК в рабочее состояние. Это делает его человеком года.
– Вы участвуете в конференции РТУ. Какие вопросы, на Ваш взгляд, нужно оперативно рассмотреть на конференции и довести позицию участников до регуляторов и владельца инфраструктуры?
– С учетом неясной позиции РЖД по вопросам индексации тарифов на 2021 год я бы еще раз обсудил вопрос сохранения принципа долгосрочной индексации тарифов. Отразил позицию участников в резолюции конференции и отправил ее регуляторам.
Будет также правильным заявить о том, что РЖД-Партнер и его профильные конференции (РТУ, "Грузовая панорама") готовы стать площадками, на которых можно широко и совместно обсуждать новый прейскурант и новые подходы к тарифной политике. Мы готовы выслушать на этой площадке предложения ОАО "РЖД", а редакция в течение 2021 года обеспечит кворум грузовладельцев для их широкого обсуждения. Чтобы к моменту принятия решения по этим документам в правительстве было понятно, что существует площадка, которая не просто защищает свои идеи, а дает возможность высказаться всем участникам рынка, включая мелкий и средний бизнес. Тарифный вопрос – самый горящий и самый непонятный на сегодняшний день.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.