Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Яндекс и Mail.ru вступили в борьбу за рынок e-grocery. "Retail.Ru". 23 января 2020

Крупнейшие foodtech-игроки вышли в сегмент экспресс-доставки продуктов питания. Чем это грозит традиционным сетям и онлайн-магазинам? Что надо предпринять ритейлерам, чтобы не потерять важный сегмент рынка в будущем, рассуждает Мстислав Воскресенcкий, управляющий партнер консалтингового агентства "Директфуд" и автор книги "Торговля продуктами питания в Интернет. Решения для розничной сети и производителя".
Согласно оценкам Nielsen, "Инфолайн" и АКИТ, в 2019 году объем рынка foodtech составил 86 млрд руб., e-grocery – 35 млрд руб., и в ближайшие несколько лет их ждет значительный рост: прогнозируется увеличение продаж в 8 и более раз за 3 года.
Рынок e-grocery формируют две ключевые покупательские миссии — закупка впрок (в этом случае интернет-магазины розничных сетей и онлайн-ритейлеры забирают покупателей у стремительно пустеющих гипермаркетов) и "купить здесь и сейчас" (при этом службы экспресс-доставки активно забирают покупателей у сетевых супермаркетов и магазинов "у дома"). С 2019 года эти миссии стали конкурировать между собой.
Начавшийся в 2018 году взрывной рост российского рынка e-grocery заставил активизироваться агрегаторов такси "Яндекс.Такси" и "Ситимобиль".С 2019 года каждый покупатель имеет возможность одновременно заказать такси и продукты питания с доставкой на дом. Например, в приложении "Яндекс.Такси" появился баннер, позволяющий пользователям заказать продукты питания на дом. В компании обещают, что товары будут доставлены за 15–30 минут.
При этом рынок экспресс-доставки готовой еды, так называемый foodtech, на котором с 2016 года доминируют "Яндекс" и Mail.ru, растет не меньшими темпами уже несколько лет подряд. В сентябре 2019 года Delivery Club установил новый рекорд, доставив за месяц более 3 млн заказов.
В Delivery Club, крупнейшем сервисе по доставке еды из ресторанов, отмечают, что российские потребители переключились на заказы для ежедневного питания, хотя ранее подобные услуги были востребованы в большей степени в преддверии каких-либо событий. В сервисе "Яндекс.Еда" сообщили, что клиенты становятся более требовательными к срокам доставки и ассортименту.
Еще в 2014 году директор интернет-магазина "Азбука вкуса" Егор Ланько отмечал, что ускорение доставки на сутки (переход от модели доставки "заказ сегодня — доставка завтра" на модель "доставка день в день") удваивает выручку.
Учитывая имеющийся запрос со стороны покупателей на ускорение доставки, а также факт покупки Сбербанком (владелец Delivery Club) компании Instamart — одного из посредников на рынке e-grocery, можно сделать вывод, что крупнейшие онлайн-платформы приняли решение вести самостоятельную деятельность на рынке e-grocery, конкурируя с традиционными игроками — интернет-магазинами таких розничных сетей, как "Ашан", "Лента", "Перекресток", "Азбука Вкуса", и других.
Еще одним свидетельством этого факта являются озвученные в конце 2019 года "Яндекс.Лавкой" планы об открытии более 200 dark stores в Москве в 2020 году (сейчас у "Яндекса" 30 точек в Москве). В некоторых из них количество заказов в день превысило 650, а лидер рынка "Утконос" за 20 лет работы достиг всего 5 тыс. заказов в день.
При этом Delivery Club также развивает данное направление и сообщает о начале партнерства с "Быстроном" (проект розничной сети "Верный"), что делается явно в целях оценки рынка, чтобы не отстать от основного конкурента — "Яндекса". Службы доставки ритейлеров предлагают доставку в течение нескольких часов, а посредники готовы доставить заказ всего за 15 минут.
Отсутствие внятных e-grocery стратегий у некоторых ритейлеров или даже отказ от развития собственных служб доставки в пользу агрегаторов и передача им основных бизнес-процессов на аутсорсинг приведет к потере контроля над бизнесом, замедлению темпов роста продаж собственного интернет-магазина и в конечном счете к резкому сокращению доли рынка.
Конечно, каждая розничная сеть может в любой момент начать собственную деятельность и отказаться работать с посредниками, как это сделала недавно розничная сеть "Лента" со "Сбермаркет".
Однако при этом тот же "Сбермаркет" одновременно работает со многими сетями и легко может обходиться без какой-либо одной розничной сети (например, "Ленты"). Этого не скажешь о ритейлерах, для части из которых агрегатор является основным, а иногда и единственным каналом контакта с клиентом на стремительно растущем рынке e-grocery.
В этом случае вопрос, сможет ли интернет-магазин розничной сети конкурировать в поисковой строчке "Яндекса" с "Яндекс.Лавкой" по ключевому запросу "продукты на дом", становится уже чисто риторическим. Не следует также забывать и о риске закрытия агрегатора, как это случилось недавно с GoLama, Superbro и другими.
Агрегаторы "Яндекс.Еда" и Delivery Club, отобрав большую часть маржи у ресторанов в foodtech, пока не могут в точности повторить уникальные рецепты и многообразие кухонь всех контрагентов, с которыми работают, и поэтому вряд ли в полной мере смогут когда-либо составить конкуренцию KFC или McDonalds.
Для менее известных брендов ресторанные агрегаторы представляют серьезную угрозу. Например, Яндекс открывает свои dark kitchen в районах с наибольшим спросом, и понятно, что в первую очередь эти кухни воссоздают рецепты наиболее востребованных у клиентов блюд.
С розничными сетями похожая ситуация. В определенный момент агрегатор накопит достаточно знаний о наиболее востребованных позициях, предпочтениях покупателей и может уже больше не захотеть довольствоваться 10%, предлагаемыми розничным сетям в виде комиссии за услуги.
При наличии инвестиций повторить неуникальный ассортимент, состоящий из кока-колы и стирального порошка "Хенкель", открыть необходимое количество dark stores в каждом районе или городе не так уж и сложно. Найти достаточное количество клиентов таким компаниям, как "Яндекс", Mail.ru или "Сбербанк", не составит никаких проблем.
Клиенту же, по большому счету, неважно, где приобретать такую продукцию, и он сделает выбор в пользу более широкого ассортимента, низкой цены и/или быстрой доставки.
Эту стратегию уже реализует "Яндекс" в своем проекте "Яндекс.Лавка". Чисто онлайновый ритейлер Ozon также пошел по этому пути, открыв dark store площадью в несколько тысяч квадратных метров на юге Москвы, обещая доставить заказы жителям четырех районов "Москворечья" в течение 15 минут. Весь товар на этом складе — собственный.
Чтобы защитить собственные позиции на рынке e-grocery и не допустить оттока клиентов, традиционному ритейлеру было бы разумно развивать собственные службы доставки, параллельно работая с посредниками.
Передавая агрегаторам самый ценный актив — своих клиентов, офлайновая розничная сеть в краткосрочной перспективе выиграет и даже может увеличить выручку, однако в средне- и долгосрочной перспективе значительно сократит свою долю на рынке.
Сейчас им действительно стоит сосредоточиться на организации доставки из магазинов, внедрив аналогичные агрегаторам инструменты экспресс-доставки при помощи курьеров, работающих в конкретных районах и обслуживающих локальные территории, как это недавно сделал "Перекресток" в районе Раменки города Москвы.
Важно приучать клиентов заказывать товар через собственный веб-сайт или приложение сети, предлагать различные программы лояльности и системы скидок за заказ на своем сайте.
Опыт работы "Директфуд" показывает, что покупатель крайне неохотно переключается с одного e-grocery ритейлера на другой. Клиент привыкает к определенному ассортименту, интерфейсу личного кабинета и веб-витрине.
Таким образом, приучив заказывать товары розничной сети у посредника, перевести клиентов в собственный интернет-магазин затем будет очень сложно. В этом случае часть покупателей обязательно уйдет в конкурирующие интернет-магазины либо останется с посредниками, когда те организуют собственную торговлю через сеть dark stores.
Компании, обладающие собственным уникальным предложением ("Азбука Вкуса", "Гиперглобус" или "ВкусВилл"), работая с посредниками, рискуют в меньшей степени, так как повторить их уникальный ассортимент агрегаторам достаточно сложно. А вот компаниям, не обладающим таким предложением (Metro C&C, "Магнит", "Перекресток", "Лента" или "Ашан") эксперты советуют реализовывать свои собственные стратегии.
Бывший руководитель мирового лидера онлайн-торговли продуктами питания — интернет-магазина английской розничной сети Tesco — Кен Тауэл, в 2018 году принимавший участие в разработке стратегии развития "Утконос", считает, что именно реализация собственной стратегии e-grocery позволила Tesco не только добиться выдающихся результатов на высококонкурентном рынке Великобритании, но и сохранить связь с собственными клиентами, заложив фундамент для лидерства в долгосрочной перспективе.
Компания ежедневно доставляет более 100 тыс. заказов со средним чеком около 100 фунтов, количество клиентов – несколько миллионов человек, годовая выручка онлайн-магазина превысила 3,5 млрд фунтов.
Онлайн-магазин планирует удвоить и без того уже огромную онлайновую выручку до 2022 года, для чего в плане развития предусмотрено открытие 25 новых dark stores по всей стране в дополнение к нескольким десяткам существующих. По словам Тауэла, ведущие английские ритейлеры Tesco и Sainsburry’s развивают собственные службы, а с посредниками эти компании не работают.
Как показывает практика работы интернет-магазина "Перекресток" в 2018–2019 годах, добиться аналогичных с западными коллегами результатов может любая российская розничная сеть, сформулировавшая и реализующая собственную стратегию e-grocery, опираясь на команду опытных специалистов при поддержке руководства.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ближайшие несколько лет на рынке e-grocery произойдут серьезные изменения и в борьбе за него примут участие не только традиционные игроки — интернет-магазины розничных сетей, крупнейшие онлайн-площадки и агрегаторы, но и игроки рынка foodtech — ведущие сервисы по доставке еды и IT-компании. Победитель пока не известен.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.