Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Влияние ситуации с COVID-19 на российский FMCG-ритейл — обзор Gfk. "Adindex.ru". 1 апреля 2020

Аналитическая компания GfK изучила, какие ритейл-каналы оказались в выигрыше в ситуации с коронавирусом и что из опыта, полученного индустрией FMCG в прошлые кризисы, может пригодиться в этом году.
В обзоре использованы индикативные еженедельные данные потребительской панели GfK за 5 недель 2020 г. (с 17 февраля по 22 марта), предшествующих карантину из-за коронавируса, а также ежемесячные данные потребительской панели GfK за период с 2008 по февраль 2020 г.
В целом с 9 по 12 неделю 2020 года спрос на FMCG-товары (объемы в натуральном выражении) нарастающим итогом вырос примерно на 18%, что в сравнении со скромными среднегодовыми темпами развития двух прошлых лет — настоящий ажиотаж", — говорит автор обзора Виктория Давитаиа, руководитель ритейл-сектора отдела исследований потребительской панели GfK Rus.
По индикативным данным потребительской панели GfK, увеличение объемов покупок в натуральном выражении на рынке FMCG началось на неделе с 9 марта (+8% к 9-й неделе (с 24 февраля)) и продолжилось на последующей неделе с 16 марта (+10% к 11-й неделе (с 9 марта)).
"Нынешняя ситуация — стресс-тест на гибкость и адаптивность. Ритейлеры проходят проверку эффективности системы заказов и организации работы торговых точек. А тем, кто еще не успел стать омниканальным, приходится решать прямо сейчас, как продавать онлайн. С массивным ростом спроса столкнулись дискаунтеры, аптеки и гипермаркеты", — говорит Виктория Давитаиа.
При сравнении продаж за 11-ю и 12-ю неделю 2020 г. с 9-й неделей 2020 г., выбранной в качестве референсной, наибольший вклад в рост продаж в натуральном выражении показал канал "Дискаунтеры". На 11-й неделе на него приходится почти четверть (27%) вклада в рост FMCG-продаж, а на 12-й неделе — уже почти половина (45%) прироста продаж.
Вторыми по вкладу в рост общих покупок населения стали "Аптеки".
На третьем месте оказался канал "Гипермаркеты и Cash&Carry". В этом канале пик закупок пришелся именно на 11-ю неделю: 23% вклада в общий рост FMCG-продаж. На руку крупному формату сыграл тот факт, что потребителям было удобно совершить покупку в таком магазине, где будут присутствовать все необходимые продуктовые группы. На последующей неделе (12-я) вклад канала "Гипермаркеты и C&C" составил уже 12% от общего роста.
Канал FMCG e-commerce, к которому GfK относит все виды доставок FMCG-товаров на дом, также оказался в хорошем плюсе. Здесь покупки активнее росли на 12-й неделе.
Большой вызов индустрии в текущей ситуации — управление ассортиментом. К чему готовиться и как потребитель теперь будет делать каждодневные покупки?
1. В целом по итогам года можно ожидать общее увеличение потребления FMCG товаров — аналогичные тренды мы наблюдали в предыдущие два кризиса в России: 2008–2009 гг. и 2014–2015 гг. А с учетом карантина переключение на домашнее потребление будет еще сильнее. Это касается как продовольственных, так и непродовольственных товаров.
2. После периода закупок впрок категории длительного хранения могут показать заметное снижение спроса. В свежих продуктах хоть и не будет столь драматичного снижения, как в ряде категорий товаров длительного хранения, но все равно следует ожидать снижения частоты покупок.
3. Продукты питания — в приоритет. Семьи, которые часть потребностей в питании ранее удовлетворяли вне дома (в школах, детских садах, в столовых на работе, в кафе и ресторанах), вынуждены питаться дома. Можно ожидать увеличения объемов покупок продуктов, используемых для базовых блюд. В этой ситуации для кого-то готовка будет неприятной обязанностью — для них очень пригодятся готовые решения. А для других — средство от скуки и возможность порадовать домочадцев. Во времена кризисов отмечается рост покупок более редких ингредиентов для приготовления пищи (например, украшений для выпечки).
К тому же во времена неопределенности, как теперь, потребителям нужно средство для снижения уровня тревожности. По мнению некоторых психологов, еда является самым доступным средством от стресса и страха. Так что это еще один фактор, который будет увеличивать значимость продуктов питания в потребительской корзине россиян. И стимулировать в том числе рост продаж "вознаграждений" и "антидепрессантов" — кондитерских изделий и снеков.
4. Уход за домом. Из-за необходимости проводить много времени дома увеличивается потребность в уборке, что влечет за собой рост потребления средств по уходу за домом. Когда, если не сейчас, заняться домом и наконец сделать генеральную уборку?!
5. Красота и гигиена. Лет двадцать назад глава одной из ведущих косметических корпораций выдвинул гипотезу, согласно которой в периоды экономической нестабильности, когда продажи одежды, обуви и модных аксессуаров падают, продажи косметики увеличиваются. Но в случае с коронавирусом ситуация уникальная. Как она повлияет на рынок с высокой долей "офлайн" в продажах, еще предстоит выяснить в ближайшие недели. Можно с высокой уверенностью предположить, что если карантинный период продлится, то дополнительный стимул для роста розничных продаж косметики будет из-за вынужденного переключения с салонных услуг на домашние процедуры. Плюсом будет и большее количество времени, которое можно посвятить уходу за собой. И да, потребителям по-прежнему будет важно баловать себя. Хотя бы новой маской с модными ингредиентами, гелем для душа с любимым ароматом, новым кремом или пеной для ванн.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.