Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

"Карьерный" спад. "Белорусы и рынок". 29 июля 2020

Карьерный спад. Белорусы и рынок. 29 июля 2020
По итогам первого полугодия БелАЗ заявил об увеличении доли поставок за пределы СНГ в структуре экспорта: она достигла 39,9 %, что на 31,8 п. п. больше, чем за аналогичный период 2019 года, и стала максимальной за всю историю. Однако в целом текущий год для сбыта предприятия складывается непросто, так как мировая горнодобывающая отрасль почувствовала "недомогание" еще до пандемии коронавируса.
Пресс-служба предприятия сообщила, что в 2020 году среднемесячная отгрузка в страны дальнего зарубежья демонстрирует второй показатель в истории после 2011 года. Всего экспорт за пределы СНГ шел в 14 стран. В структуре поставок внутренний рынок составляет 10,5 %, Россия — 37,4 %, другие страны СНГ — 12,2 %.
Вместе с тем показатели экспорта в целом, вероятнее всего, будут ниже прошлогодних. Данные официальной статистики показывают, что в январе — апреле поставки за рубеж автомобилей-самосвалов, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья, сократились на 62 %, до 124 единиц. В стоимостном выражении сокращение составило 62,2 %, до 86,15 млн долларов, а средняя цена единицы техники упала на 16,5 %, что может отражать изменения в грузоподъемности самосвалов.
Нужно отметить, что о снижении спроса на сверхтяжелую и дорогую технику свидетельствуют и данные БелАЗа. По итогам первого полугодия средняя грузоподъемность проданного в этом году карьерного самосвала составила 100 т. Для сравнения: по итогам 2019 года предприятие заявляло о средней грузоподъемности в 123 т, а в топ-3 категорий находились машины классов 110—130, 220—240 и 45 т.
В этом году структура реализации изменилась: на долю класса грузоподъемности 110–130 т приходится 42 %, 45 т —19 % и 55–60 т —11 %.
Рост доли поставок за пределы СНГ идет в основном за счет сокращения спроса со стороны российских компаний. Они завершили цикл активного обновления техники. Так, в январе — апреле поставки самосвалов в Российскую Федерацию в сравнении с прошлым годом упали в четыре раза, до 54 единиц. Кроме того, увеличению доли поставок за пределы СНГ способствовал контракт с Индией на 77 машин грузоподъемностью 136 т. Из них 32 машины, судя по экспортной статистике, были отгружены получателю за первые четыре месяца.
Простуда у гигантов
Сложности, с которыми БелАЗ сталкивается в этом году, не являются его локальной проб­лемой. Замедление активности в горнодобывающей промышленности началось еще в прошлом году. Американская Parker Bay фиксирует снижение своего мирового индекса отгрузок техники и оборудования для горнодобывающей отрасли с I квартала 2019 года. В I квартале 2020-го падение показателя замедлилось. В сравнении с предыдущим периодом количество отгруженной техники снизилось на 7,5 %, а в стоимостном выражении — на 1 %. За прошлый год индекс потерял половину своего прироста в предыдущие три года. Компания также отмечает, что в январе — марте снижались отгрузки именно карьерных самосвалов, в том время как поставки других видов техники увеличивались или были стабильными. При этом сохранялась тенденция к увеличению грузоподъемности автомобилей.
Во II квартале показатель, скорее всего, ускорил свое падение из-за карантинных ограничений, снижения цен на сырье, которое ведет к ухудшению финансового положения горнодобывающих компаний, а также из-за снижения их активности по разработке новых месторождений и проектов. тенденция также зародилась еще в прошлом году. По данным S&P, в сравнении с 2018 годом открытие новых добывающих мощностей сократилось на треть.
С падением числа заказов и выручки столкнулись и основные конкуренты белорусского автозавода. Caterpillar по итогам I квартала 2020 года сообщила о падении выручки на 21 %, до 10,6 млрд долларов, а также о снижении операционной маржи на 3,2 п. п., до 13,2 %. Доходы компании от сырьевого бизнеса сократились на 24 %, до 2,1 млрд долларов. В отчете отмечается, что горнодобывающие компании оптимизируют затраты из-за волатильности цен на сырье.
С высокой вероятностью можно говорить о том, что из-за коронавируса ситуация во II квартале только ухудшилась. В апреле Kоmatsu фиксировала снижение спроса на 12—53 % в зависимости от региона. Рост спроса сохранялся только в Китае. При этом компания также отмечала, что тенденция стала проявляться с конца 2019 года.
Komatsu отчиталась о снижении выручки в I квартале на 12,6 %, до 617,4 млрд иен (5,7 млрд долларов).
Price Weatehouse Coopers прогнозирует, что из-за коронавируса 40 крупнейших горнодобывающих компаний в этом году сократят свои капитальные расходы на 20 %, их прибыль до налогообложения снизится на 17 %, а выручка — на 6 %. По данным аналитиков, в апреле более половины этих компаний полностью или частично прекращали добычу из-за ограничений. При этом отмечается, что в целом компании из топ-40 перед пандемией имели устойчивое финансовое положение, и оно позволит им преодолеть кризис.
По мнению аналитиков, компании вынесут из коронакризиса несколько уроков. В частности, повысится значение автоматизации в добыче полезных ископаемых, компании будут стараться обезопасить свои цепочки поставок, уделяя больше внимания местным поставщикам. Кроме того, они могут прибегнуть к оптимизации рабочей силы, перераспределению офисных функций внутри компаний.
БелАЗу есть чем ответить на эти запросы. Вместе с российскими партнерами завод успешно продолжает испытания роботизированной техники самосвалов и погрузчиков, которые могут работать под управлением удаленного оператора. В этом году начаты тесты с использованием сети сотовой связи пятого поколения.
Завод также диверсифицирует свой портфель. В мае предприятие сообщило об успешном испытании в Польше 60-тонного самосвала с двигателем, соответствующим экостандарту Евро-5. Проект реализован вместе с польским дилером и Volvo Penta. Такие самосвалы могут быть востребованы на рынке Евросоюза. В сотрудничестве с российскими заказчиками продолжается работа по самосвалам с газовым двигателем.
Свет в конце тоннеля
Предыдущий негативный период низких цен на сырьевые товары закончился для БелАЗа раньше, чем для его зарубежных конкурентов. Когда их продажи стагнировали, жодинское предприятие активно отправляло самосвалы в Россию. Выходя из кризиса 2014—2015 годов, правительство РФ оказывало поддержку угольной промышленности, что отразилось и на сбыте белорусского производителя.
В июне премьер-министр России утвердил программу развития угольной промышленности до 2035 года. Она предполагает создание новых комплексов в Кузбассе, Ростовской области, на Дальнем Востоке, а также полное обновление мощностей. Программа разбита на три этапа. В течение ближайших пяти лет угольное производство должно интенсифицироваться. Предполагается также техническое переоснащение предприятий. Всего по программе на технологическую модернизацию планируется потратить 1,23 трлн российских рублей (порядка 17,6 млрд долларов), в том числе до 2025 года — 629 млрд (почти 9 млрд долларов).
Новая программа, при условии ее достаточного финансирования, должна стимулировать спрос в том числе и на карьерную технику. Не исключено, что поставки белорусского завода в Россию в следующем году начнут восстанавливаться.

Для справки: Название компании: БЕЛАЗ, ОАО (управляющая компания холдинга БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ) Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.