INFOLine проводит АКЦИЮ: Вам предоставляется пробная подписка в течение месяца на информационный бюллетень "Объекты инвестиций и строительства РФ"

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 27.05 64.6106 +0.1193
EUR 27.05 72.3186 +0.4817
Все котировки валют
 Топ новости

Минеральный бум: питерские наступают и выигрывают. "47news". 5 марта 2019

Минеральный бум: питерские наступают и выигрывают. 47news. 5 марта 2019
Основные грузчики минеральных удобрений в российских портах Балтики - миллиардеры Дмитрий Мазепин и Александр Жуков. Но на этот рынок активно наступают петербуржцы Андрей Бонч-Бруевич и Илья Трабер. Цена перспективы перевалки – под 50 млрд рублей в год. И основным российским производителям тут почти нет места.
Российские порты Балтики перевалили в 2018 году 11,4 млн тонн минеральных удобрений - такова статистика Администрации морских портов Балтийского моря, которая не учитывает перевалку в специальной таре - биг-бэгах и балк-контейнерах (что, по мнению экспертов, составляет еще около 2,5 млн тонн в 2018 году). Это примерно 65% всего отечественного экспорта минеральных удобрений. При средней цене перевалки $13 за тонну стоимость стивидорных услуг в этом секторе бизнеса в отечественных портах Балтики за прошлый год можно оценить примерно в $150 млн или в 10 млрд рублей. Общая стоимость минеральных удобрений, прошедших транзитом через Ленинградскую область в 2018 году, оценивается минимум в 200 млрд рублей.
Санкт-Петербург. Порт-проблема
Самый крупный объем экспорта минеральных удобрений в 2018 году Администрация морских портов Балтийского моря фиксирует в порту Санкт-Петербург. Это 7,3 млн тонн, что распределились между тремя стивидорными компаниями (на профессиональном сленге - грузчиками): АО "Балтийский балкерный терминал", АО "Морской порт Санкт-Петербург" и ПАО "Коммерческий центр, транспорт и лес".
АО "Балтийский балкерный терминал" перевалило в 2018 году почти 7,2 млн тонн минеральных удобрений. Фактически, это самый крупный терминал по перевалке этого груза в петербургском порту. Компания принадлежит ПАО "Уралкалий", контролирующему 20% мирового рынка калийных удобрений и владеющему единственным в России морским терминалом для их экспорта - это и есть АО "Балтийский балкерный терминал", максимальная мощность которого 7,4 млн тонн в год.
Компания входит в бизнес-империю миллиардера Дмитрия Мазепина, для которого 2019 год особенный. В этом году принадлежащий ему "Уралкалий" (напрямую и через ПАО "Уралхим") перестает быть единственным в России производителем калийных удобрений - его теснит холдинг "ЕвроХим", который запустил Усольский горно-обогатительный комбинат в Пермском крае.
АО "Минерально-химическая компания "ЕвроХим" управляет активами EuroChem AG в России и странах СНГ. EuroChem AG — международная компания, один из крупнейших в мире производителей минеральных удобрений. Предприятия EuroChem AG производят азотные и фосфорные удобрения, а также продукцию органического синтеза и железорудный концентрат.
В настоящее время компания реализует масштабную программу по строительству аммиачных производств в России, США и Казахстане. Бенефициарами компании EuroChem AG являются российские граждане Андрей Мельниченко и Дмитрий Стрежнев.
Пока потенциал "ЕвроХима" далек от возможностей "Уралкалия" - чуть более 2 млн тонн в год против почти 12-ти. Но к 2024 году "ЕвроХим" претендует на 8 млн тонн в год с учетом запуска еще одного калийного рудника, а "Уралкалий" на 15. Так что, перспектива последнего - две трети рынка калийных удобрений России вместо привычных ему до начала текущего года 100%.
Кроме того, "ЕвроХиму" принадлежит завод по производству минеральных удобрений "Фосфорит", расположенный в Кингисеппе. Как сообщил 47news начальник отдела по связям с общественностью ООО "ПГ "Фосфорит" Александр Ковальчук, в 2018 году на заводе произведено 890 тыс. тонн минеральных удобрений, 724 тыс. тонн из которых отправлено на экспорт через порт Силламяэ, 70 тыс. тонн экспортировано через порты Санкт-Петербург и Мурманск, 28,5 тыс. тонн экспортировано по железной дороге. 62,5 тыс. тонн отправлены в страны СНГ и на внутренний рынок.
В пресс-службе правительства Ленинградской области одним из важнейших инвестиционных проектов региона называют строительство в Кингисеппе завода по производству аммиака. Завод строит еще одно предприятие группы "ЕвроХим" - ООО "ЕвроХим Северо-Запад". Новый объект будет иметь производственную мощность около 1 млн тонн товарного аммиака в год. Проект предусматривает строительство инженерных коммуникаций и склада для хранения жидкого аммиака.
Также "ЕвроХим" строит морской терминал в порту Усть-Луга, но об этом чуть позже. Сегодня Андрей Мельниченко и Дмитрий Стрежнев - основные конкуренты Дмитрия Мазепина на российском Северо-Западе.
Владелец "Уралхима" и "Уралкалия" бизнесмен Дмитрий Мазепин - серьезный и амбициозный игрок, никогда не забывающий демонстрировать уверенность в своих перспективах. Он не стесняется выдвигать требование правительству Индии о полной отмене ввозных пошлин на минеральные удобрения. Индия является вторым после Китая импортером удобрений, она не соглашается обнулять пошлины, и Дмитрий Мазепин отказывается продлять с ней долгосрочные контракты. В противостояние вмешивается "Белорусская калийная компания", которая демпингует и договаривается с индийцами о поставках удобрений по $290 за тонну. Мазепин требует не меньше $300 - и публично намекает: в Бразилии дают по 350-360.
При долге примерно в $5,7 млрд "Уралкалий" подписал прошлым летом соглашение с 11 банками из разных стран о получении кредита в размере $825 млн, что говорит о безусловном доверии к компании со стороны международных финансовых организаций. Корпорация вкладывает 50 млрд рублей в сооружение нового рудника и заявляет о строительстве масштабного логистического комплекса в Зимбабве с перспективой поставок через него в десяток африканских стран нескольких сотен тысяч тонн удобрений уже в 2019 году.
АО "ОХК "Уралхим"- один из крупнейших производителей минеральных удобрений в России. Холдинг владеет двумя терминалами в Риге и Вентспилсе, где перегружается около 2 млн тонн удобрений в год, в том числе около 0,5 млн тонн аммиака. "Уралкалий" грузит основные объемы через "Балтийский балкерный терминал" в порту Санкт-Петербург.
Предполагается, что холдинги увеличат перевалку азотных удобрений — на 2 млн тонн к 2022 году, калийных удобрений — на 2 млн тонн к 2023 году (с возможностью переваливать еще 1 млн тонн к 2024 году). К 2023 году компании собираются полностью перевести экспорт удобрений на российские порты, что полностью соответствуют текущему политическому тренду для российских экспортеров.
Неудивительно, что при таких амбициях мало единственного морского терминала, к тому же не имеющего перспектив для развития - в порту Санкт-Петербург построить что-то новое нереально. 7,4 млн тонн в год - это предел, который такую фигуру как Дмитрий Мазепин очевидно не может устраивать. Зависеть от настроений владельцев других терминалов ему тоже вряд ли хочется.
Отсюда заявка нового взрослого проекта - строительство морского перегрузочного комплекса в Ленинградской области с предварительным объемом инвестиций в 50 млрд рублей. Такие планы были анонсированы пресс-службой губернатора Александра Дрозденко после его переговоров с заместителем министра транспорта РФ Юрием Цветковым в конце января 2019 года. Область заявила о готовности предоставить площадку в любом своем порту. Эксперты же видят наиболее перспективными Усть-Лугу и Высоцк, что имеют достаточные глубины и хорошую железнодорожную инфраструктуру. Мощность будущего терминала официально не объявлялась, но знающие рассуждают про 2 млн тонн в год.
Сегодня Мазепин контролирует почти 100% экспорта минеральных удобрений в порту Санкт-Петербург.
АО "Морской порт Санкт-Петербург" перевалило в 2018 году примерно 0,1 млн тонн минеральных удобрений. Это единственная компания, которая сочла возможным опубликовать подробную статистику грузооборота на своем официальном сайте.
"Морской порт Санкт-Петербург" входит в UCL Holding (Universal Cargo Logistics Holding). Позиционирует себя как международная транспортная группа, хотя в качестве активов называет исключительно российский бизнес: железнодорожный оператор АО "Первая Грузовая Компания", стивидорные компании АО "Морской порт Санкт-Петербург", ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург", ООО "Универсальный перегрузочный комплекс", Туапсинский и Таганрогский морские порты, Волжское и Северо-Западное пароходства. СМИ причисляют UCL Holding к бизнес-конструкции миллиардера Владимира Лисина.
Почти незаметной на фоне "Балтийского балкерного терминала" и "Морского порта Санкт-Петербург" выглядит статистика перевалки минеральных удобрений в 2018 году на терминале ПАО "Коммерческий центр, транспорт и лес" - 0,03 млн тонн.
По данным системы "СПАРК-Интерфакс" с актуализацией на конец сентября 2018 года, акции компании принадлежат трем кипрским фирмам (84,5%), петербуржцу Александру Абросимову через ООО "Леверидж" (10%), двум бизнес-леди Юлии и Дарье Абросимовым (0,52% и 0,13% соответственно) и еще 233-м миноритариям.
Деловые СМИ полагают, что КЦТЛ полностью контролируется Александром Абросимовым и членами его семьи. Сам господин Абросимов - исключительно публичная фигура. С 2012 по 2014 год он возглавлял петербургское отделение "Деловой России", с марта 2014 года является уполномоченным по защите прав предпринимателей Петербурга. Его последние публичные проявления связаны с инициативой Смольногонавести порядок на рынке нестационарной торговли. Александр Абросимов в этой кампании мягко оппонировал городским властям.
Структура участников рынка перевалки минеральных удобрений в порту Санкт-Петербург выглядит так:
Эксперты полагают, что в нынешних географических границах у порта Санкт-Петербург нет перспектив для развития. Подтверждение тому - многократные и пока неэффективные высказывания чиновников о необходимости переноса его мощностей за пределы городского центра. Петербургскому же порту (исторической его части) прочат статус большой градостроительной проблемы. Можно считать, что переваленные там в 2018 году 7,3 млн тонн минеральных удобрений - почти предел (в 2017 году было 8,1 млн тонн). Впрочем, если какой-либо из ныне действующих там терминалов поменяет профиль деятельности, то ситуация с экспортом минеральных удобрений в петербургском порту может измениться.

Усть-Луга. Порт надежд
По данным Администрации морских портов Балтийского моря, в порту Усть-Луга в 2018 году перевалено около 3,6 млн тонн минеральных удобрений. Это в 2 раза меньше, чем в порту Санкт-Петербург, но, в отличие от последнего, в Усть-Луге видна перспектива для развития.
Эти 3,6 млн тонн делятся между двумя стивидорными компаниями: ООО "Европейский серный терминал" - 2,4 млн тонн; ООО "Смарт Балк Терминал"- 1,2 млн тонн.
ООО "Европейский серный терминал" на 100% принадлежит зарегистрированной на Кипре компании Liamova Holding Limited. Других знаний относительно его владельцев "СПАРК-Интерфакс" не дает, погружение же в архив официального портала Республики Кипр показывает, что Liamova Holding Limited на 99% принадлежит компании Riverhill Limited из Британских Виргинских островов и на 1% кипрской Chanteclair Secretarial Limited. Эти знания не дают понимания бенефициара ЕСТ, поэтому придется верить крайне редким публикациям в деловых СМИ, которые считают таковым миллиардера Александра Жукова. В медиапространстве Жукова называют тестем Романа Абрамовича.
Он - совершенно закрытая фигура. Увлекается конным спортом, владеет конноспортивным клубом "Алискино", расположенным на 400 гектарах в Можайском районе Московской области. Жукова считают обладателем активов в Подмосковье, на Украине и в Великобритании. Из портовых активов ему приписывают балкерный терминал в украинском порту Черноморск.
Проектная мощность терминала ООО "ЕСТ" составляет 9,5 млн тонн минеральных удобрений в год - это следует из информации, опубликованной на его сайте. В июне 2018 года компания подписала долгосрочное соглашение с холдингом "Акрон" о ежегодной перевалке 700 тыс. тонн удобрений. Соглашение действует с 1 января 2019 года. В медиапространстве об этом стало известно от "Акрона" - ЕСТ стабильно придерживается политики информационной изоляции. На редакционный запрос 47news там не отреагировали.
Переваленные компанией 2,4 млн тонн минеральных удобрений в 2018 году составляют примерно 23% его возможностей. Учитывая соглашение с "Акроном", можно констатировать: "Европейский серный терминал" не только наиболее мощный комплекс по перевалке минеральных удобрений в порту Усть-Луга, но и самый активно развивающийся.
ООО "Смарт Балк Терминал" располагается на территории перегрузочного комплекса "Юг-2", который принадлежит пребывающему в стадии банкротства ОАО "Транспортно-логистический комплекс". 76,55% акций ТЛК принадлежат логистической компании "Новотранс" уральского миллиардера Константина Гончарова, но сам "Юг-2" контролируют ООО "Новые коммунальные технологии" (единственный кредитор ТЛК) и АО "Морской торговый порт Усть-Луга". Обе компании входят в бизнес-империю петербургского миллиардера Ильи Трабера. Отсюда перевалка грузов на мощностях "Смарт Балк Терминала" осуществляется в рамках договоров подряда с этими двумя компаниями.
ООО "Смарт Балк Терминал", по данным "СПАРКа", на 70% принадлежит ПАО "ФосАгро" и на 30% петербургскому ООО "Ультрамар" Андрея Бонч-Бруевича. Проектная мощность комплекса оценивается в 3 млн тонн в год. Официальные сведения о компании имеются лишь на сайте "Ультрамара" - там "Смарт Балк Терминал" позиционируется как комплекс, созданный специально для перевалки минеральных удобрений "ФосАгро". Но на сайте "ФосАгро" в разделе "Предприятия группы" упоминания о нем отсутствуют.
Пока нет подтверждений обратного, мы считаем, что компании Трабера переваливают минеральные удобрения на мощностях "ФосАгро", что само по себе говорит об очень серьезной перспективе терминала на рынке экспорта удобрений в порту Усть-Луга.
"ФосАгро" - крупный федеральный холдинг, который, по статистике Российской ассоциации производителей минеральных удобрений, занимает около 20% отечественного рынка этой продукции, а также первое место в Европе и третье в мире по производству фосфорсодержащих удобрений. "ФосАгро" принадлежит членам семьи миллиардера Андрея Гурьева и ректору Санкт-Петербургского горного университета Владимиру Литвиненко(19,32%). Владельцы "ФосАгро" - регулярные участники рейтингов Forbes: Владимир Литвиненко как самый богатый ректор российского вуза, Евгения Гурьева (4,82%) как участница ТОП-10 самых богатых женщин России. Гурьевы традиционно близки к власти светской и духовной - они являлись членами Афонского клуба, когда он был в тренде у российской политической элиты (Андрея Гурьева "Новая газета" называла "главным по святыням", а в конце прошлого года "ФосАгро" заявил о финансировании строительства первого православного храма в Сингапуре).
"ФосАгро" успешен, регулярно вкладывается в новые производства и произвел 9 млн тонн минеральных удобрений и кормовых фосфатов в 2018 году (+7,6% к позапрошлому году). Из этих 9 млн тонн - 2,4 млн были проданы на внутреннем рынке, остальное ушло на экспорт, основные направления которого Европа, Латинская Америка и Индия. 1,2 млн тонн минеральных удобрений, которые перевалены на усть-лужском терминале "Юг-2" в 2018 году, составляют примерно 8% всего экспорта "ФосАгро".
Кроме того, в Волховском районе Ленинградской области располагается один из четырех входящих в холдинг заводов по добыче и производству минеральных удобрений "Метахим", показатели производства которого в 2018 году не раскрываются.
В компании "ФосАгро" автору статьи сообщили: "В настоящее время завершается конкретизация деталей проекта по развитию производственного комплекса в Ленинградской области объемом инвестиций до 25 млрд рублей. Все подробности раскроем в ближайшее время. Основная цель проекта - наращивание валового выпуска фосфорных минеральных удобрений, обладающих высокой доходностью в условиях логистических преимуществ АО "Метахим". Проект позволит увеличить переработку апатитового концентрата на миллион тонн в год и, как минимум, в 5 раз нарастить выпуск товарной продукции, в том числе удобрений, фосфорной и серной кислот. Прирост выпуска удобрений по Группе "ФосАгро" только за счет реализации данного инвестиционного проекта может составить до 10%. Его планируется реализовать в течение трех лет за счет собственных и заемных средств".
Второй владелец "Смарт Балк Терминала" ООО "Ультрамар" принадлежит петербургскому бизнесмену Андрею Бонч-Бруевичу. В ноябре 2018 года он заинтересовал СМИ планами по строительству в порту Усть-Луга очередного терминала по перевалке минеральных удобрений мощностью 12 млн тонн в год, гарантированные поставки для которого заранее пообещал "Уралхим" того же Дмитрия Мазепина. В частности, речь идет об удобрениях, которые сейчас холдинг переваливает в портах Латвии. Для последней это означает экономический шок: по данным агентства "Регнум" со ссылкой на латвийскую Dienas Bizness, латвийские "дочки" "Уралкалия" и "Уралхима" лидируют по обороту в Латвии по итогам 2017 года. Да, экономическая политика России имеет именно такой вектор.
Впрочем, и тут Дмитрия Мазепина теснит "ЕвроХим" Андрея Мельниченко и Дмитрия Стрежнева. Холдинг продолжает реализацию проекта строительства терминала по перевалке минеральных удобрений мощностью в 5 млн тонн в год в порту Усть-Луга - компания, по данным 47news, уже выбрала участок, сделала ТЭО и теперь занимается планировочными работами и предпроектом. Ранее компания заявляла о приостановке проекта из-за проблем с инженерными коммуникациями.
Сегодня в порту Усть-Луга этот вид экспорта контролируют три статусные персоны: Александр Жуков на "Европейском серном терминале" и Андрей Гурьев с Андреем Бонч-Бруевичем через "Смарт Балк Терминал" на "Юге-2" Ильи Трабера. Принадлежащее последнему на 26% ООО "Приморский УПК" планирует построить в порту Приморск крупный многопрофильный терминал, на котором, в частности, предполагается переваливать до 7 млн тонн минеральных удобрений в год - но этот проект в будущем.

Выборг. Порт незаметный
В порту Выборг, где работает единственный стивидор - ООО "Порт Логистик" - в 2018 году экспортировано чуть более 0,5 млн тонн минеральных удобрений. Мы уже писали, что ООО "Порт Логистик" на 100% принадлежит петербургскому же ООО "Порт Выборг". Владельцы последнего – три малоизвестных физика. Им принадлежат 40%, 40% и 20% долей "Порта Выборг" соответственно.
Калининград. Порт забытый
В порту Калининград в 2018 году перевалено 9,2 тыс. тонн минеральных удобрений, что составляет менее 0,1% от всего экспорта удобрений в российских портах Балтики. Стивидор - "Калининградский морской рыбный порт", Калининградский филиал ФГУП "Нацрыбресурс". Такова статистика Администрации морских портов Балтийского моря. Она выглядит неожиданно ничтожной - в Калининграде располагается терминал ООО "Андрекс", которое входит в бизнес-систему одного из крупнейших игроков рынка минеральных удобрений России ПАО "Акрон".
В 2018 году "Акрон" произвел около 6,2 млн тонн минеральных удобрений. Он занимает 15-17% российского рынка аммиака (около 2,6 млн тонн в год), при этом около 20% всего российского аммиака продается за границей. Эксперты считают, что сопоставимые с "Акроном" свободные объемы аммиака есть в России только у "Уралхима" Дмитрия Мазепина.
В группу "Акрон" входят предприятия по производству удобрений в Великом Новгороде и Смоленской области, она ведет добычу фосфатного сырья в Мурманской области, реализует проект по разработке калийного месторождения в Пермском крае. Группе принадлежат три морских терминала (два в эстонских портах Мууга и Силламяэ и один в российском порту Калининград), сбытовые сети в России и Китае. Основной владелец "Акрона" - миллиардер Вячеслав Кантор.
Суммарная мощность эстонских терминалов "Акрона" составляет 4,5 млн тонн, мощность терминала в Калининграде – 0,9 млн тонн. Между тем, в прошлом году "Акрон" никак не проявлял себя применительно к порту Калининград, что странно, если учесть активность компании и пришедшееся как раз на 2018 год смещение ее производственных мощностей на российский северо-запад.
Это случилось после того, как на мировом рынке минеральных удобрений обозначилась тенденция спада поставок из Китая. Конкретно для "Акрона", около 80% продукции которого ориентировано на экспорт в 65 стран мира, "китайский провал" сместил приоритеты инвестиций со смоленского завода на завод в Великом Новгороде. Что автоматически направляет экспортный вектор бизнес-группы в порты Балтики.
Компания заявила о 6 млрд рублей инвестиций в развитие новгородского предприятия - речь идет о новых установках по производству смешанных удобрений, гранулированного карбамида и расширении производства азотной кислоты.
До сих пор "Акрон" производил смешанные удобрения только в Смоленской области, но региональный спрос там упал, а за границей, наоборот, вырос - основные рынки сбыта смешанных удобрений - Бразилия и Индия. Из Новгорода возить их в балтийские порты в три раза ближе, чем из Смоленска. Мощность будущего производства – 0,6 млн тонн в год.
Установка по выработке гранулированного карбамида должна выпускать по 0,7 млн тонн в год. В 2017 году 95% произведенного "Акроном" карбамида ушло в Европу и Африку - уместно предположить, что большая часть новых 0,7 млн тонн отправятся через балтийские порты туда же. Два новых агрегата по производству азотной кислоты будут производить почти 0,3 млн тонн в год.
Все три заявленных в прошлом году новгородских проекта "Акрон" собирается запустить в 2019 году. Впрочем, про смоленский завод в "Акроне" тоже не забывают - в этом же году там предполагается увеличить мощность аммиачного производства на 20%. Между тем, о поставках продукции "Акрона" на его собственный терминал в порту Калининград сообщений не было - все выглядит так, будто в последнее время терминал существует только на сайте холдинга. Зато деловые издания активно обсуждали заключенное в 2018 году соглашение между "Акроном" и расположенным в порту Усть-Луга ООО "Европейский серный терминал". Оно предполагает поставку 0,7 млн тонн минеральных удобрений в 2019 году. На редакционный запрос 47news в "Акроне" не отреагировали.
В морских портах Балтийского моря почти 64% перевалки минеральных удобрений (11,4 млн тонн в 2018 году) приходятся на вертикально-интегрированные федеральные холдинги, которые сами же эти удобрения и производят. Остальную часть экспорта этой продукции берут на себя "грузчики" - стивидорные компании, готовые переваливать любые грузы в рамках собственных возможностей и пожеланий заказчиков.

Но в случае реализации заявленных инфраструктурных проектов и выхода действующих на максимальную мощность, расстановка сил на рынке перевалки минудобрений в российских портах Балтики сегодня видится примерно так:

В пользу данной перспективы говорит не только политика перевода российского экспорта из прибалтийских портов в российские, но и запрет правительства Украины на импорт российских минеральных удобрений. Так что в этом случае международная политика, похоже, идет на пользу региональной экономике.

Для справки: Название компании: МХК ЕвроХим, АО Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Специальное предложение до 31 мая 2019 г.:

INFOLine реализует для клиентов заказные исследования и выпускает инициативные исследования по рынкам судостроения и судоремонта c 2010 года. Нашими постоянными клиентами являются более 20 судостроительных, судоремонтных и проектных предприятий. Рейтинг крупнейших судостроительных предприятий России INFOLine Shipbuilding Russia TOP ежегодно публикуется в ведущих СМИ и является наиболее авторитетным и цитируемым рейтингом по рынку судостроения России.

Предлагаем воспользоваться специальным предложением на приобретение актуальных аналитических отчетов по направлению Судостроение:

Получите в ПОДАРОК Реестр "Судостроение: верфи и проектные компании. Итоги 2018 года" Стандартная версия , при покупке одного из информационных продуктов по направлению Судостроение.

Воспользоваться СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Вы можете ЗДЕСЬ 

Для получения детальной информации о продуктах и услугах агентства INFOLine, предлагаем Вам связаться с нами по телефонам +7(812)322-6848 (доб. 302) или +7(495)772-7640, а также по электронной почте на mailto:transport@infoline.spb.ru

т РФ" т РФ"Менеджер проекта Евгения Надточаева