Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Российские грузоперевозчики возмутились новым "крепостным правом". "РосБизнесКонсалтинг". 11 июня 2021

Новые правила проезда через Москву грозят ростом цен на товары по всей стране
Грузоперевозчики из Петербурга и других регионов страны активно протестуют против новых правил проезда по МКАД и въезда в Москву, которые должны вступить в силу 15 июня. Они предусматривают обязательное оформление пропусков в любое время суток. До этого ночью можно было ездить без пропусков. В ответ на протесты власти Москвы сделали уступку — малым грузовикам (до 12 тонн) отложили введение новых правил до конца 2021 года. Перевозчики прогнозируют рост своих издержек и повышение цен на товары, отправляемые из регионов России в Петербург (и из Петербурга, соответственно) — почти все они следуют через Москву.
Опасный приказ
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (Дептранс) издал приказ № 61-02-249/21 "О временных ограничениях движения грузовых автотранспортных средств в городе Москве". Он вводит обязательные пропуска для проезда грузовиков по МКАД и въезда на территорию Москвы в ночное время: с максимальной разрешенной массой более 12 тонн — с 15 июня 2021 года до 1 июля 2022 года, а с массой от 3,5 тонн до 12 тонн — с 31 декабря 2021 года до 31 декабря 2022 года. Власти считают, что новые ограничения разгрузят МКАД и уменьшат аварийность на ней.
В 2014 году такие пропуска были введены для всех грузовиков в дневное время. Таким образом, теперь проезд по МКАД и на въезд в Москву в любое время суток без пропуска запрещен. Единственная поблажка сделана для малых грузовиков — для них запрет вступает в силу 31 декабря 2021 года. Цель ужесточения режима — снизить нагрузку на МКАД для улучшения дорожной ситуации и снижения вреда экологии.
Ночная свобода закончилась
Московскими кольцевыми трассами (МКАД и ЦКАД) пользуются две категории грузоперевозчиков — для доставки грузов в Москву (или из Москвы) и для транзита, поскольку для нормального объезда столицы трасс до сих пор нет. В феврале 2021 года был введен полный запрет на проезд транзитных грузовиков по МКАД — им разрешено пользоваться только ЦКАД. Маржа у грузоперевозчиков небольшая, а ЦКАД — платная дорога, поэтому транзитные перевозчики нередко добавляют к основным грузам еще и московские (формируют "сборные" грузы) — чтобы иметь возможность воспользоваться бесплатной МКАД, а ночью — еще и без оформления пропуска (днем пропуска нужны). Теперь им придется либо оформлять пропуска даже для ночных поездок (транзитные грузы перевозят в основном большими фурами, более 12 тонн), либо отказываться от сборных грузов и ездить по ЦКАД.
За проезд без пропуска выписывается штраф (нарушения фиксируют камеры видеонаблюдения) в размере 5 тыс. руб. "с каждой камеры", которую проехал нарушитель. К тому же, по словам президента Национальной Ассоциации грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс" (НАГАТ "Грузавтотранс") Владимира Матягина, Дептранс намерен ужесточить контроль за провоз сборных грузов — чтобы пресечь злоупотребления, когда перевозчик прописывает в договоре доставку части груза в Москву, хотя на самом деле делать этого не собирается (такого контракта у него нет) и на практике он едет транзитом.
Загоняют в угол
Проезд по ЦКАД увеличивает расходы на несколько тысяч рублей и время перевозки — объезд Москвы по ЦКАД длиннее, чем по МКАД, примерно на 100 км, к тому же, пробки там станут больше и средняя скорость упадет, утверждает Матягин. Поскольку большая часть всех российских грузоперевозок осуществляется через Москву (по некотором данным — порядка 60%), то очередное ужесточение московских правил сильно ударит по всему российскому рынку грузоперевозок — в этом Владимир Матягин согласен с высказываниями представителей грузоперевозочных компаний в СМИ, в том числе на сайте РБК.
При этом он отмечает, что главную проблему будет создавать не плата и перепробег на ЦКАД, а процедура оформления пропусков в ЦОДД ("Центр организации дорожного движения" — структура мэрии Москвы). По этой причине наиболее тяжелые последствия он предсказывает не транзитным перевозчикам (они могут этого избежать и ехать по ЦКАД), а тем, кто возит грузы в Москву — у них другого выхода теперь нет (до сих пор они могли ездить без пропусков ночью). Это означает усиление "крепостного права", о котором грузоперевозчики говорили в прошлом году.
Посредников не избежать
О дефектах процедуры оформления пропусков для грузоперевозчиков в Москве РБК Петербург уже подробно писал. "Правила сформулированы довольно расплывчато, допускают разные толкования, в результате решение во многих случаях зависит от воли чиновника ЦОДД. В результате процветает произвол. Бывает даже, что на одну машину компании дают пропуск, а на другую, по такому же набору документов, отказывают", — утверждал в прошлом году Владимир Матягин, опираясь на свидетельства грузоперевозчиков.
С тех пор, как утверждают в СМИ представители бизнеса, ничего в лучшую сторону не изменилось. "Решения можно по-прежнему ждать до двух-трех недель; и чиновники, как и раньше, находят массу причин, нередко надуманных, отказывать в выдаче пропусков. Чтобы не срывать контракты, бизнесу, особенно малому и среднему, приходится обращаться к многочисленным посредникам, которые в большинстве случаев оформляют пропуска "отказникам". Причем камеры слежения на МКАД и на улицах Москвы фиксируют их как легальные, это значит, что они занесены в базу пропусков. Это яркий, хоть и косвенный, признак масштабной коррупции", — считает Владимир Матягин. Услуги посредников не дешевые — по опросам грузоперевозчиков, они берут в среднем от 10 тыс. руб. за машину в составе крупной заявки (порядка 100 грузовиков и больше) и до 50 тыс. руб., если нужно оформить одну-две машины.
Издержки бизнеса

Помимо роста издержек грузоперевозчиков, приказ Дептранса усиливает возможности монополизации рынка, считает Владимир Матягин. "У чиновников появляется больше возможностей вытеснять с рынка "чужаков" в пользу "своих", в которых они каким-то образом заинтересованы, — полагает эксперт. — А это может породить массовые акции протеста загнанных в угол перевозчиков, подобные тем, что проходили несколько лет назад при введении системы "Платон".
А рост издержек — неважно каких, то ли в виде платы и перепробега на ЦКАД, то ли в виде платы посредникам за пропуска на МКАД — неизбежно отразится на ценах перевозимых грузов. Для населения особенно болезненно повышение цен на продукты, которые и без того в последние полтора года растут высокими темпами. А на территорию Москвы больше всего везут именно продукты питания, подчеркивает Владимир Матягин.
Некоторые экономические эксперты утверждают, что основная причина роста цен в России — инфляция издержек, рост базовых тарифов (на газ, электроэнергию, транспорт и т.д.), а вовсе не избыток денег в экономике, как считают монетаристы в правительстве и ЦБ. Так что предстоящее повышение транспортных издержек, к которому неизбежно, как считают грузоперевозчики, приведет приказ Дептранса Москвы, внесет свой вклад в российскую инфляцию.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Получить ранговый рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100 бесплатно!

ОТПРАВЬТЕ ЗАПРОС ПРЯМО СЕЙЧАС

Аналитики INFOLine представили долгожданный ТОР-100 - рейтинг российского ритейла по итогам 2020 года. Экспертно-аналитическая сессия «INFOLine Retail Russia TOP-100. Будущее ритейла: новые стратегии сетей, поставщиков и потребителей» стала одним из ключевых событий Недели российского ритейла-2021.

Титульник ТОР-100.jpg

INFOLine Retail Russia TOP-100 - уникальный рейтинг торговых сетей, позволяющий оценить динамику и перспективы рынка, сопоставить розничные компании по широкому спектру показателей: по выручке, доле рынка, эффективности развития и потенциалу роста. Рейтинг ведется с 2010 года.

ОТПРАВЬТЕ ЗАПРОС НА РАНГОВЫЙ РЕЙТИНГ ПРЯМО СЕЙЧАС