Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Почему POS-кредитованию скоро придется нелегко. "ИА Banki.ru". 23 августа 2019

Картам рассрочки не удалось вытеснить POS-кредиты: банки выходят в новые сегменты, внедряют передовые технологии. Но новые требования ЦБ могут стать угрозой для POS-бизнеса.
POS-кредитование — одно из наиболее адаптивных и "живучих" направлений банковской розницы. Этот сегмент первым начал восстанавливаться после кризиса 2014—2015 годов: рост портфеля POS-кредитов в целом по банковской системе возобновился уже во втором полугодии 2016 года.
Банки, которые традиционно лидировали в этом сегменте, по-прежнему видят в нем перспективы и продолжают его развивать. Напомним, отказался работать с POS-кредитованием только Альфа-Банк, объявив об этом осенью прошлого года.
"POS-кредит является одним из основных стартовых продуктов для розничных банков в налаживании отношений с надежными клиентами, — указывает директор департамента продаж банковских продуктов банка "Ренессанс Кредит" Сергей Васильев. — Этот рынок имеет естественную ограниченность и занимает менее 2% от всего рынка розничного кредитования. Но, несмотря на это, он продолжает привлекать новых участников, которые стремятся нарастить свою долю в POS-сегменте и потом использовать этих клиентов для повторных продаж им других банковских продуктов. На сегодня это самый высококонкурентный сегмент банковской розницы и, соответственно, самый развитый в плане технологий и сервиса".
POS или рассрочка?
Серьезным конкурентом POS-кредитам, по мнению ряда экспертов, могли стать карты рассрочки. Первая из них появилась на рынке в 2016 году. Следом многие другие кредитные организации запустили свои аналоги. Однако сейчас банкиры указывают, что это совершенно разные продукты. «Карты с рассрочкой достаточно активно продвигаются на рынке, но при этом классический POS-кредит по-прежнему остается наиболее востребованным предложением при покупке товара в торговых сетях», — отмечают в пресс-службе банка «Восточный».
По словам директора по развитию партнерской сети Почта Банка Андрея Павлова, распространение карт рассрочки не привело и не приведет к снижению спроса на POS-кредиты, которые по-прежнему востребованы среди покупателей. "По своей логике POS-кредит и карта рассрочки близки. Но по возможностям это разные продукты, имеющие различные категории потребителей, — объясняет он. — Для тех, кто привык к POS-кредиту, этот продукт удобнее, понятнее и, главное, выгоднее. 80% всех кредитов у нас в банке — это рассрочки. Средний срок рассрочки в нашем банке составляет 18 месяцев. Ни одна карта не предоставляет беспроцентный период на 18 месяцев".
Андрей Павлов считает, что карты рассрочки можно рассматривать как дополнительный инструмент к существующим каналам продаж, который позволяет оформить кредит в тех сегментах, где POS-продажа недоступна из-за низкого среднего чека или просто непопулярна у заемщиков.
"Карты и программы рассрочки, безусловно, нашли своего клиента, заняв часть рынка целевого кредитования. На сегодня общерыночный портфель задолженности по ним соответствует примерно трети от рынка POS-кредитов, — говорит Сергей Васильев. — В ряде ситуаций для клиентов POS-кредит все равно остается выгоднее, проще и понятнее, чем карта рассрочки, поэтому речи о полном замещении одного продукта другим не идет в принципе".
Технологии и товары
Участники рынка POS-кредитования, опрошенные порталом Банки.ру, отмечают, что планируют и дальше развивать это направление с использованием новых подходов. Некоторые банки пошли в новые сегменты, где раньше POS-кредиты не выдавали. Например, в "Ренессанс Кредите" активно осваивают направление мототехники. МТС Банк с несколькими партнерами запускает проекты, связанные с сегментом обучения. Также в банке планируют запустить пилот с сетью ювелирных украшений, на данный момент проект в стадии обсуждения условий. А Почта Банк год назад начал работать с быстровозводимыми домами и активно развивает это направление.
Многие банки делают ставку на доступность условий и на технологии. Около 80% портфеля POS-кредитов сейчас приходится на беспроцентные рассрочки, популярность которых растет, указывает аналитик "Хоум Кредита" Станислав Дужинский. По его словам, около 20% таких кредитов в банке выдается через онлайн-каналы, в 2017 году банк запустил в онлайне первый маркетплейс рассрочек. "А в прошлом году наш банк первым на рынке выдал кредит полностью дистанционно, идентифицировав заемщика через Единую биометрическую систему, — напоминает Дужинский. — Это был POS-кредит на приобретение пылесоса на сайте нашего партнера". Сегодня "Хоум Кредит" оформляет такие кредиты с использованием биометрии на сайтах пяти своих партнеров.
В банке "Восточный" рассказали о том, что готовят технологические нововведения, которые позволят кредитовать клиентов быстрее и эффективнее. Речь идет о возможности оформления POS-кредита по электронно-цифровой подписи и кредитовании клиентов в интернет-магазинах. А в МТС Банке в июне 2019 года реализовали технологию "полной безбумаги" для своих клиентов с подписанием договора посредством СМС и отправки кредитной документации на электронную почту. По словам начальника управления продаж POS-кредитов МТС Банка Артура Мельникова, в ближайшее время кредитная организация запустит данную технологию подписания в розничной сети МТС и у других партнеров банка при выдаче POS-кредитов, в том числе и в интернет-магазинах.
Кредит у дома
Почта Банк, помимо вхождения в новые сегменты, недавно объявил о запуске новой технологии продаж POS-кредитов: оформить такой кредит клиенты смогут в ближайшем к дому или магазину клиентском центре банка или отделении Почты России. Новая технология охватит более 4,5 тыс. точек обслуживания банка в более чем 1,7 тыс. населенных пунктов России, половина из которых находится в сельской местности.
По словам Андрея Павлова, эту технологию предварительно пилотировали в нескольких регионах. Торговые предприятия подключались точечно, чтобы протестировать технические и технологические нюансы новой модели и оценить экономический потенциал новой схемы. Пилот показал, что POS-кредитование через собственную сеть банка имеет потенциал: из общего количества клиентов, оформивших POS-кредиты по новой технологии в рамках пилотного проекта, 67% были новыми клиентами. Использование этой технологии продажи банка в торговых точках, не имеющих возможности самостоятельно оформлять кредиты, выросли на 15%.
В Почта Банке указывают, что раньше продажа товаров в кредит была осложнена техническими возможностями: отсутствовали точки, где клиент мог бы пройти процедуру идентификации и подписать документы, в первую очередь соглашение о простой электронной подписи. Теперь же покупатель сможет пройти идентификацию в ближайшей к дому или магазину точке обслуживания банка, а затем получить свою покупку удобным для него способом.
Расти нельзя падать
По данным аналитического агентства Frank RG, портфель POS-кредитов, выданных российскими банками, на 1 июля 2019 года составил 258 млрд рублей. Пиковые показатели роста рынка остались в прошлом: как напоминает Сергей Васильев из "Ренессанс Кредита", последний локальный пик годовых темпов роста, превышающий 20%, у POS-кредитования был в конце 2017 года. С тех пор темпы плавно замедлялись и на середину текущего года составляли уже меньше 9%. "Относительно текущего уровня доходов и закредитованности населения сегмент POS-кредитов достиг своих естественных границ, поэтому в обозримой перспективе ожидаем сохранения тенденции к замедлению темпов его роста", — отмечает он.
Относительно перспектив развития POS-рынка в кредитных организациях преобладают умеренные настроения: помимо естественного замедления роста, на него повлияют новые регуляторные требования. С 1 октября 2019 года вступают в силу ограничения ЦБ по предельной долговой нагрузке (ПДН) граждан. Этот показатель будет рассчитываться как отношение ежемесячных выплат заемщика по всем кредитам и займам к величине среднемесячного дохода. При его расчете банки будут использовать сведения о подтвержденных доходах клиента и информацию обо всех выданных ему кредитах из бюро кредитных историй.
"По нашим прогнозам, объемы выдачи POS-кредитов продолжат расти ввиду увеличения среднего чека у ретейлеров, но количество выдач сократится — в том числе в связи с политикой регулятора, направленной на снижение кредитной и долговой нагрузки заемщиков", — считает Андрей Павлов из Почта Банка. Сергей Васильев полагает, что рынок POS-кредитования будет расти, но незначительно, показывая темпы роста, близкие к инфляции. А в банке "Восточный", наоборот, прогнозируют даже его незначительное сокращение. Такое же мнение и у Артура Мельникова из МТС Банка.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.