Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Глава Якутии: развитие Арктики поможет развороту России на Восток. "ТАСС". 28 ноября 2022

Глава Якутии: развитие Арктики поможет развороту России на Восток. ТАСС. 28 ноября 2022
Главной темой форума по устойчивому развитию в Якутске станет обеспечение энергетического благополучия Севера и Арктики, в том числе за счет использования возобновляемых источников энергии. О том, как эту задачу решают в Якутии, в интервью ТАСС рассказал глава республики Айсен Николаев
Северный форум по устойчивому развитию открывается в понедельник в Якутске. Его главной темой в этом году станет обеспечение энергетического благополучия Севера и Арктики, в том числе за счет использования возобновляемых источников энергии. О том, как эту задачу решают в крупнейшем арктическом регионе России — Якутии, в интервью ТАСС рассказал глава республики Айсен Николаев.
— Айсен Сергеевич, какое внимание власти Якутии оказывают развитию энергетики в Арктической зоне? Какие проекты вы бы выделили?
— Прежде всего, нужно понять, что в Якутии находится самая большая в России сеть децентрализованных энергосистем в изолированных и труднодоступных районах. В первую очередь — в Арктической зоне. Поэтому обеспечение людей надежным электроснабжением является для нас жизненно важным. При этом переход на возобновляемые и альтернативные источники энергии — это уже не фантастика и не какая-то отдаленная перспектива, а естественный процесс, который дает совершенно практические результаты.
Так, до конца 2024 года совместно с компанией "Русгидро" в Якутии планируется модернизировать 72 дизельные электростанции. Это подразумевает строительство автоматизированных энергокомплексов — гибридных электростанций с дизельной и солнечной генерацией, которые потребляют меньше топлива. Кроме того, такие станции позволяют оптимизировать процессы и увеличить срок эксплуатации оборудования. Шесть таких станций уже введены в работу. Эффект от них ощутимый: например, станция в селе Табалах Верхоянского района, которую мы запустили в прошлом году на Восточном экономическом форуме, за год позволила сэкономить свыше 50% топлива. Хотя расчет был примерно на 25%.
— Помимо гибридных электростанций в Якутии намерены построить и атомную станцию малой мощности (АСММ). В чем значимость этого проекта для республики?
— Проект Росатома по строительству АСММ в якутском поселке Усть-Куйга — это уникальное технологическое решение не только для страны, но и в мировом масштабе. Строительство наземных станций малой мощности — новое слово в атомной энергетике, которая в России всегда была флагманом технологического развития. Но это еще и новый этап освоения Арктики. Надежный и автономный источник энергии, с одной стороны, делает жизнь людей на Крайнем Севере безопаснее, комфортнее и дешевле, с другой — дает совершенно иные возможности для промышленного освоения арктических районов и, значит, обеспечивает приток людей на новые рабочие места.
Станция в Усть-Куйге, ввод которой в промышленную эксплуатацию намечен на 2028 год, станет сердцем проекта первого в республике энергопромышленного кластера по добыче золота, олова и других полезных ископаемых. И если ранее предполагалось, что мощность объекта составит 55 МВт, то сегодня с появлением потребителей-недропользователей планируется не менее 110 МВт.
Кроме того, в этом году на полях Петербургского экономического форума между республикой и Росатомом было подписано соглашение о намерении строительства АСММ на базе реакторной установки "Шельф-М" с установленной электрической мощностью до 10 МВт и тепловой мощностью до 36 МВт. Сейчас рассматриваются потенциальные площадки с вводом пилотной станции в промышленную эксплуатацию в 2029–2030 годах.
Наша главная цель — достичь максимального эффекта в развитии промышленности и территорий, обеспечить население и предприятия доступными энергоресурсами с оптимальной логистикой. Ведь освоение новых месторождений и ввод энергомощностей в Якутии позволят не только укрепить экономику региона и Дальнего Востока, но и придать необходимый импульс развороту страны на Восток.
— Доступность Арктики невозможна без развития малой авиации на северных территориях. Планируется ли расширение авиационной маршрутной сети в арктических районах Якутии? Намечен ли ремонт или строительство аэропортовой инфраструктуры?
— Жители всех 13 арктических районов Якутии сегодня могут воспользоваться субсидированными авиаперевозками, которые обеспечивают их связь с региональным центром — Якутском. В этом году введена новая программа субсидирования арктических маршрутов с круглогодичным периодом действия, без возрастных ограничений для жителей арктических районов. Благодаря ей пассажир оплачивает 40% от стоимости авиабилета. Это получило положительный отклик у жителей Арктики — льготными авиабилетами уже воспользовались более 33 тыс. пассажиров. Объем субсидии составил почти 500 млн рублей.
Чтобы в следующем году удовлетворить потребность населения по всем местным регулярным маршрутам, республика обратилась за софинансированием к правительству РФ. На данный момент проект постановления о софинансировании региональных бюджетов для субсидирования местных авиаперевозок, разработанный Минтрансом России, находится на рассмотрении. Расчетная потребность по 35 межмуниципальным маршрутам составляет 4,4 млрд рублей.
Вторая составляющая этой работы — развитие аэропортовой инфраструктуры. В Якутии продолжается реконструкция 12 аэропортовых комплексов. Помимо аэропорта в самом Якутске это касается Олекминска, Мирного, Черского, Хандыги, Белой Горы, Вилюйска, Депутатского, Сангара, Нерюнгри, Полярного и Усть-Неры. В восьми из них планируется отремонтировать взлетно-посадочные полосы. Эта работа ведется благодаря комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Но и это не предел. Нам необходимо провести реконструкцию еще 11 аэропортов. Критически важны для населения инвестиционные проекты пяти новых аэропортов в Зырянке, Ленске, Магане, Полярном и Усть-Куйге.
— Один из важнейших проектов не только для Якутии, но и всей российской Арктики — строительство Жатайской судоверфи, которая обеспечит судами не только бассейн Лены, но и арктические реки республики. Как продвигается эта работа? Отразились ли на ней санкции?
— Конечно, санкции повлияли на строительство верфи, удорожание составляет порядка 1,7 млрд рублей. Общая стоимость проекта превышает 5,7 млрд рублей.
Этот проект реализуется в рамках федеральной госпрограммы "Развитие судостроения и морской техники для освоения шельфовых месторождений". Однако, чтобы в сложившейся ситуации республика могла сама управлять всеми процессами в части контрактов и строгого их соблюдения, на федеральном уровне принято решение о передаче всех акций АО "Жатайская судоверфь" в собственность Республики Саха (Якутия). Этот вопрос находится на стадии оформления и подписания документов. Работа по нему будет завершена в следующем году.
На данный момент строительная готовность судоверфи составляет 56,1%.
— Другой масштабный проект, важный в том числе и для организации северного завоза, — строительство моста через Лену, который свяжет Якутск с восточной частью республики. Получено ли заключение экспертизы на проект его строительства?
— Ленский мост должен стать одним из ключевых проектов нового транспортного каркаса страны, ориентированного на Восток. Сейчас проект находится в активной работе. Мы совместно с концессионером и Главгосэкспертизой России работаем над оптимизацией стоимости второго этапа строительства. Рассчитываем, что проектно-сметная документация будет обновлена и направлена в Главгосэкспертизу России до конца этого года. Учитывая нормативные сроки проверки проектной документации, мы планируем получить положительное заключение экспертов в первом-втором квартале 2023 года.
Напомню, что строительство мостового перехода через Лену включено в пятилетний план дорожной деятельности РФ с федеральным финансированием 16,9 млрд рублей. Также одобрено предоставление инфраструктурного бюджетного кредита на реализацию проекта в 2024 году.
— Айсен Сергеевич, высказывается предложение о создании отдельного "арктического" нацпроекта. На ваш взгляд, есть ли в этом необходимость или достаточно существующих программ развития Арктики?
— Было предложено организовать отдельный арктический нацпроект по производству и продвижению продукции традиционных отраслей Севера. Надо отметить, что такой документ уже принят. В 2021 году правительством страны принята программа господдержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ (КМНС) в Арктической зоне.
В этом документе уже учтены меры по совершенствованию нормативного правового регулирования деятельности КМНС, развитию инфраструктуры, продвижению товаров на внешний и внутренний рынок, развитию туризма, подготовке кадров и популяризации предпринимательства среди КМНС Арктической зоны. По этой программе с 2022 по 2024 год Якутии обеспечено федеральное финансирование в размере свыше 1 млрд рублей. Эти средства направляются на модернизацию материально-технической базы традиционных отраслей Севера, закупку транспортных средств для кочевых школ, строительство торгово-логистических центров в арктических районах.
Нужно также уделить внимание правовому регулированию вопросов устойчивого развития малочисленных народов, в частности в земельном, лесном законодательстве. На федеральном уровне необходимо установить приоритетное право предоставления лицам из числа КМНС и их объединениям земель различных категорий для осуществления их традиционного хозяйствования. Это позволит сохранить уникальную культуру народов Севера и будет способствовать экономическому развитию арктических территорий.

Для справки: Название компании: РусГидро, ПАО Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********



Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.