Потребительский экстремизм в новостройках: как найти баланс интересов. "РБК-Недвижимость". 27 ноября 2020
Строительство » Северо-Кавказский ФО
Строительство » Московский регион
Строительство » Северо-Западный ФО
Строительство » Промышленное строительство РФ
Строительство » Торгово-административное строительство РФ
Строительство » Дорожное строительство РФ и инфраструктурные проекты
Строительство » Сибирский ФО
Строительство » Дальневосточный ФО
Строительство » Московский регион
Строительство » Северо-Западный ФО
Строительство » Промышленное строительство РФ
Строительство » Торгово-административное строительство РФ
Строительство » Дорожное строительство РФ и инфраструктурные проекты
Строительство » Сибирский ФО
Строительство » Дальневосточный ФО
27.11.2020 в 17:25 | РБК-Недвижимость | Advis.ru
Участники рынка жилого строительства обсудили проблему потребительского терроризма. Необходимо, чтобы правила игры в строительной сфере в равной мере отвечали интересам дольщиков и застройщиков, считают эксперты.
Многие российские застройщики сталкиваются с судебными исками по качеству строительства жилья. Люди жалуются на недоделки в новостройках. Многие из таких исков сами девелоперы считают необоснованными и называют потребительским экстремизмом.
Чтобы постоянно не выносить подобные разбирательства в суды, эксперты предлагают решать эти вопросы сначала во внесудебном порядке. В частности, об этом зашла речь в Совете Федерации на заседании круглого стола "Соблюдение баланса интересов потребителей и застройщиков при оценке качества построенных жилых домов".
Участники круглого стола предложили Минстрою откорректировать свод правил, определяющих степень критичности строительных огрехов, на основании которых впоследствии суд выписывает девелоперам штрафы и неустойки. "Надо выработать такой правовой подход, который, с одной стороны, обеспечивал бы реальное соблюдение и защиту прав потребителя, а с другой стороны, не допускал злоупотребления правом с намерением получения необоснованной выгоды и причинения вреда застройщику. Необходимо, чтобы "правила игры" в строительной сфере в равной мере отвечали интересам всех участников правоотношений", — сказал сенатор Олег Мельниченко.
Как соблюсти баланс интересов дольщиков и застройщиков
Сенатор Мельниченко считает, что необходимо разработать такой правовой механизм, который позволит обеспечить реальное соблюдение и защиту прав потребителя, а с другой стороны — не допустит злоупотребления правом с намерением получения необоснованной выгоды и причинения вреда застройщику.
Член Общественной палаты России Светлана Разворотнева предложила усилить роль приобретателей жилья в процессе приемки жилых домов. В частности, наделить дольщиков правом осматривать дом перед его приемкой комиссией и фиксировать в протоколе замеченные недостатки. Также общему делу поможет, если будущие владельцы квартир получат возможность осматривать общее имущество дома — чердаки и подвалы, уверена эксперт.
Разворотнева отметила в целом низкое качество строительства вообще как в домах, построенных по бюджетным программам, так и в домах, помещения в которых реализуются на свободном рынке. По ее мнению, нужно разработать и утвердить типовую форму акта приемки объекта недвижимости с указанием общего имущества и придать этому документу статус обязательного к исполнению. В данном акте отражается перечень общего имущества, обязательного к осмотру.
"Все претензии по качеству в обязательном порядке должны устраняться застройщиком во время гарантийного срока, предусмотренного законодательством. Если нарушения возникли по вине некачественного содержания и текущего ремонта, застройщик будет иметь право обратиться с претензией или в суд к управляющей организации за компенсацией понесенных расходов", — отметила Разворотнева.
Потребительский экстремизм
Согласно результатам исследования, которое провел Институт развития строительной отрасли, с массовым предъявлением претензий и судебных исков со стороны профессиональных юристов сталкивались почти 70% опрошенных девелоперских компаний. Причем для 45% респондентов данная проблема является острой. Претензии по качеству сданных в эксплуатацию квартир были предъявлены в отношении более половины участников опроса.
Застройщики считают, что при обнаружении недостатков строительства увеличивается число случаев злоупотребления правом со стороны дольщиков в части соблюдения застройщиками качества передаваемого объекта. Они отмечают целенаправленное генерирование претензий и судебных исков к застройщикам со стороны специализированных юридических компаний, формально представляющих интересы дольщиков, по поводу реальных и мнимых недостатков объекта долевого строительства (так называемый потребительский экстремизм). По их мнению, зачастую действия потребителя направлены не на защиту нарушенных прав, устранение недостатков объекта строительства в натуре, а на личное обогащение в виде денежной компенсации или уменьшение цены договора.
С 2018 года против строителей было подано около 3,7 тыс. исков. Общий объем взысканных средств об истребовании неустоек составил более 6,5 млрд руб.
Суды, как правило, выносят положительные решения о взыскании неустойки с застройщика в случае жалоб дольщиков на качество строительства. При несоблюдении в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя и принятия судебного решения не в пользу застройщика последний в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" обязан выплатить штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Совокупная сумма взысканных на основании решений судов неустоек и штрафов зачастую в 1,5 раза превышает стоимость объекта долевого строительства. Взыскание значительных сумм негативно сказывается на финансовой устойчивости застройщиков, особенно в условиях перехода строительства жилья на проектное финансирование, считают эксперты.
Многие российские застройщики сталкиваются с судебными исками по качеству строительства жилья. Люди жалуются на недоделки в новостройках. Многие из таких исков сами девелоперы считают необоснованными и называют потребительским экстремизмом.
Чтобы постоянно не выносить подобные разбирательства в суды, эксперты предлагают решать эти вопросы сначала во внесудебном порядке. В частности, об этом зашла речь в Совете Федерации на заседании круглого стола "Соблюдение баланса интересов потребителей и застройщиков при оценке качества построенных жилых домов".
Участники круглого стола предложили Минстрою откорректировать свод правил, определяющих степень критичности строительных огрехов, на основании которых впоследствии суд выписывает девелоперам штрафы и неустойки. "Надо выработать такой правовой подход, который, с одной стороны, обеспечивал бы реальное соблюдение и защиту прав потребителя, а с другой стороны, не допускал злоупотребления правом с намерением получения необоснованной выгоды и причинения вреда застройщику. Необходимо, чтобы "правила игры" в строительной сфере в равной мере отвечали интересам всех участников правоотношений", — сказал сенатор Олег Мельниченко.
Как соблюсти баланс интересов дольщиков и застройщиков
Сенатор Мельниченко считает, что необходимо разработать такой правовой механизм, который позволит обеспечить реальное соблюдение и защиту прав потребителя, а с другой стороны — не допустит злоупотребления правом с намерением получения необоснованной выгоды и причинения вреда застройщику.
Член Общественной палаты России Светлана Разворотнева предложила усилить роль приобретателей жилья в процессе приемки жилых домов. В частности, наделить дольщиков правом осматривать дом перед его приемкой комиссией и фиксировать в протоколе замеченные недостатки. Также общему делу поможет, если будущие владельцы квартир получат возможность осматривать общее имущество дома — чердаки и подвалы, уверена эксперт.
Разворотнева отметила в целом низкое качество строительства вообще как в домах, построенных по бюджетным программам, так и в домах, помещения в которых реализуются на свободном рынке. По ее мнению, нужно разработать и утвердить типовую форму акта приемки объекта недвижимости с указанием общего имущества и придать этому документу статус обязательного к исполнению. В данном акте отражается перечень общего имущества, обязательного к осмотру.
"Все претензии по качеству в обязательном порядке должны устраняться застройщиком во время гарантийного срока, предусмотренного законодательством. Если нарушения возникли по вине некачественного содержания и текущего ремонта, застройщик будет иметь право обратиться с претензией или в суд к управляющей организации за компенсацией понесенных расходов", — отметила Разворотнева.
Потребительский экстремизм
Согласно результатам исследования, которое провел Институт развития строительной отрасли, с массовым предъявлением претензий и судебных исков со стороны профессиональных юристов сталкивались почти 70% опрошенных девелоперских компаний. Причем для 45% респондентов данная проблема является острой. Претензии по качеству сданных в эксплуатацию квартир были предъявлены в отношении более половины участников опроса.
Застройщики считают, что при обнаружении недостатков строительства увеличивается число случаев злоупотребления правом со стороны дольщиков в части соблюдения застройщиками качества передаваемого объекта. Они отмечают целенаправленное генерирование претензий и судебных исков к застройщикам со стороны специализированных юридических компаний, формально представляющих интересы дольщиков, по поводу реальных и мнимых недостатков объекта долевого строительства (так называемый потребительский экстремизм). По их мнению, зачастую действия потребителя направлены не на защиту нарушенных прав, устранение недостатков объекта строительства в натуре, а на личное обогащение в виде денежной компенсации или уменьшение цены договора.
С 2018 года против строителей было подано около 3,7 тыс. исков. Общий объем взысканных средств об истребовании неустоек составил более 6,5 млрд руб.
Суды, как правило, выносят положительные решения о взыскании неустойки с застройщика в случае жалоб дольщиков на качество строительства. При несоблюдении в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя и принятия судебного решения не в пользу застройщика последний в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" обязан выплатить штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Совокупная сумма взысканных на основании решений судов неустоек и штрафов зачастую в 1,5 раза превышает стоимость объекта долевого строительства. Взыскание значительных сумм негативно сказывается на финансовой устойчивости застройщиков, особенно в условиях перехода строительства жилья на проектное финансирование, считают эксперты.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.