Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Потребительский экстремизм в новостройках: как найти баланс интересов. "РБК-Недвижимость". 27 ноября 2020

Участники рынка жилого строительства обсудили проблему потребительского терроризма. Необходимо, чтобы правила игры в строительной сфере в равной мере отвечали интересам дольщиков и застройщиков, считают эксперты.
Многие российские застройщики сталкиваются с судебными исками по качеству строительства жилья. Люди жалуются на недоделки в новостройках. Многие из таких исков сами девелоперы считают необоснованными и называют потребительским экстремизмом.
Чтобы постоянно не выносить подобные разбирательства в суды, эксперты предлагают решать эти вопросы сначала во внесудебном порядке. В частности, об этом зашла речь в Совете Федерации на заседании круглого стола "Соблюдение баланса интересов потребителей и застройщиков при оценке качества построенных жилых домов".
Участники круглого стола предложили Минстрою откорректировать свод правил, определяющих степень критичности строительных огрехов, на основании которых впоследствии суд выписывает девелоперам штрафы и неустойки. "Надо выработать такой правовой подход, который, с одной стороны, обеспечивал бы реальное соблюдение и защиту прав потребителя, а с другой стороны, не допускал злоупотребления правом с намерением получения необоснованной выгоды и причинения вреда застройщику. Необходимо, чтобы "правила игры" в строительной сфере в равной мере отвечали интересам всех участников правоотношений", — сказал сенатор Олег Мельниченко.
Как соблюсти баланс интересов дольщиков и застройщиков
Сенатор Мельниченко считает, что необходимо разработать такой правовой механизм, который позволит обеспечить реальное соблюдение и защиту прав потребителя, а с другой стороны — не допустит злоупотребления правом с намерением получения необоснованной выгоды и причинения вреда застройщику.
Член Общественной палаты России Светлана Разворотнева предложила усилить роль приобретателей жилья в процессе приемки жилых домов. В частности, наделить дольщиков правом осматривать дом перед его приемкой комиссией и фиксировать в протоколе замеченные недостатки. Также общему делу поможет, если будущие владельцы квартир получат возможность осматривать общее имущество дома — чердаки и подвалы, уверена эксперт.
Разворотнева отметила в целом низкое качество строительства вообще как в домах, построенных по бюджетным программам, так и в домах, помещения в которых реализуются на свободном рынке. По ее мнению, нужно разработать и утвердить типовую форму акта приемки объекта недвижимости с указанием общего имущества и придать этому документу статус обязательного к исполнению. В данном акте отражается перечень общего имущества, обязательного к осмотру.
"Все претензии по качеству в обязательном порядке должны устраняться застройщиком во время гарантийного срока, предусмотренного законодательством. Если нарушения возникли по вине некачественного содержания и текущего ремонта, застройщик будет иметь право обратиться с претензией или в суд к управляющей организации за компенсацией понесенных расходов", — отметила Разворотнева.
Потребительский экстремизм
Согласно результатам исследования, которое провел Институт развития строительной отрасли, с массовым предъявлением претензий и судебных исков со стороны профессиональных юристов сталкивались почти 70% опрошенных девелоперских компаний. Причем для 45% респондентов данная проблема является острой. Претензии по качеству сданных в эксплуатацию квартир были предъявлены в отношении более половины участников опроса.
Застройщики считают, что при обнаружении недостатков строительства увеличивается число случаев злоупотребления правом со стороны дольщиков в части соблюдения застройщиками качества передаваемого объекта. Они отмечают целенаправленное генерирование претензий и судебных исков к застройщикам со стороны специализированных юридических компаний, формально представляющих интересы дольщиков, по поводу реальных и мнимых недостатков объекта долевого строительства (так называемый потребительский экстремизм). По их мнению, зачастую действия потребителя направлены не на защиту нарушенных прав, устранение недостатков объекта строительства в натуре, а на личное обогащение в виде денежной компенсации или уменьшение цены договора.
С 2018 года против строителей было подано около 3,7 тыс. исков. Общий объем взысканных средств об истребовании неустоек составил более 6,5 млрд руб.
Суды, как правило, выносят положительные решения о взыскании неустойки с застройщика в случае жалоб дольщиков на качество строительства. При несоблюдении в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя и принятия судебного решения не в пользу застройщика последний в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" обязан выплатить штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Совокупная сумма взысканных на основании решений судов неустоек и штрафов зачастую в 1,5 раза превышает стоимость объекта долевого строительства. Взыскание значительных сумм негативно сказывается на финансовой устойчивости застройщиков, особенно в условиях перехода строительства жилья на проектное финансирование, считают эксперты.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.