Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Агент мороза: ученые ТГУ испытали термометки для крупнейшего ретейлера. "РИА Томск". 1 октября 2019

Крупнейший российский ретейлер X5 Retail Group провел тестирование индикаторов контроля температуры – первого реализованного проекта венчурного фонда Томского госуниверситета (ТГУ). Как термометки "помогли" доставить креветки свежайшими, сколько лет и попыток ученых для этого потребовалось и почему проект стал идеальным старапом – в материале РИА Томск.
Испытание холодом
Пункт "А" – подмосковная деревня Лешково, "холодный" склад поставщика – компании "Агама Истра", одного из российских лидеров по производству замороженных морепродуктов и рыбы.
Пункт "Б" – распределительный центр (РЦ) "Бусиново" в Москве, принадлежащий X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель").
Двадцать третьего сентября полуторатонный груз из нескольких паллет с замороженными креветками выехал из пункта "А" в пункт "Б". Каждая паллета была промаркирована термоиндикаторами, разработанными томскими учеными. Они должны были показать, соблюдалась ли температура хранения при перевозке. То есть надлежащего ли качества попадет товар на склады ретейлера, а потом – в магазины.
Через 40 минут после отправления машина с грузом была в РЦ, через 2,5 часа началась разгрузка товара. Проверка показала: метки цвет не изменили, то есть продукция за время транспортировки не размораживалась. То есть креветки приехали в РЦ в идеальном состоянии.
Индикатор позволяет отследить, размораживалась ли продукция при транспортировке. Если температура держалась на заданном уровне (-18), метка остается белой. При повышении температуры до -16 метка постепенно синеет, то есть по цвету можно понять, как долго товар находился в ненадлежащих условиях.По словам директора департамента по реализации общеотраслевых проектов и программ X5 Retail Group Дмитрия Русакова, проект создания и применения термометок возник как запрос к научной школе:
"Для нас очень важно в своей работе видеть перспективы, использовать новые возможности и новые технологии, улучшающие бизнес-процессы и качество обслуживания покупателей. Институт стартапов, активно развивающийся по всему миру, не заменяет старой школы научных вузов, где не боятся браться за "неизведанное" новое и прогрессивное. Именно поэтому в 2017 году мы заключили соглашение о сотрудничестве с Томским госуниверситетом".
Цена метки получилась в 10 раз меньше импортного аналога. Причем в отличие от аналогов она переходит в активированное состояние просто при заморозке – не надо совершать никаких специальных действий (что-то вытаскивать, надавливать и т.д.), что экономит время при погрузке.
Диалог с бизнесом
По словам директора Инжинирингового химико-технологического центра (ИХТЦ) ТГУ Алексея Князева, индикаторы контроля температуры за рубежом есть. Они используются для транспортировки фармацевтических субстанций и стоят около 150 рублей за штуку (при том, что, например, на одну паллета весом полтонны нужно больше 20 термометок).
То есть, если использовать их для обычной пищевой продукции, каждый ее килограмм прибавит в цене рублей 10-15.
Наклейка термометок происходит очень быстро и не задерживает грузчиков
"Пару лет назад в Томск по приглашению ТГУ приезжали представители X5 Retail Group и рассказывали о своих проблемах, для которых пока нет решения, в том числе – о проблемах с контролем замороженной продукции. Мы предложили помочь. Год назад зарегистрировали дочернюю компанию "Криотех", которая взялась за проект вместе с лабораторией органического синтеза ТГУ под руководством Виктора Малькова", – рассказывает Князев.
Основной сложностью было подобрать такие материалы и сорбенты, чтобы вещество оставалось жидким и при отрицательных температурах распространялось внутри термоиндикатора. "Было перепробовано около 100 разных модификаций меток", – уточняет Князев.
"В этом проекте мы видим реальное воплощение потребности бизнеса – появился новый продукт, актуальный как для производителей замороженных товаров, так и для ретейла. И самое главное – для потребителей, которые станут еще более уверены в качестве продукции в наших магазинах. И это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству Х5 Retail Group и ТГУ", – добавляет Русаков.
Венчурный успех
Инвестиции для разработки – больше 7 миллионов рублей – были получены из венчурного фонда ТГУ – первого в стране вузовского венчурного фонда (был основан ТГУ совместно с компанией DI Group и Российской венчурной компанией (РВК). Это были первые инвестиции фонда и вообще первый опыт вузовского инвестирования в стране. И сразу – успешный.
Томские инженеры начали производство кондиционера для рыб"Проект, который был начат два года назад по запросу X5, прошел все стадии правильного – подчеркиваю, правильного(!) – трека от идеи до реального воплощения через лаборатории университета и через инжиниринг. Инжиниринг привлек венчурные инвестиции, проект локализовался и доказал свою дееспособность, идея превратилась в реальный продукт, который успешно опробован в системе заказчика", – поясняет советник ректора ТГУ, технологический предприниматель Константин Беляков.
И добавляет: "Сейчас предстоит следующая стадия – планирование промышленного производства и массового внедрения. Это важный и сложный этап, к которому надо готовиться. Но предыдущие этапы по крайней мере доказали: наука университета может работать не только на себя, на научные публикации и рейтинги цитируемости, но и заниматься реальным предпринимательством с выходом на рынок, в том числе на глобальный".
ТГУ получил не просто успешный кейс, но и в ближайшей перспективе реальную прибыль: университет вложил деньги в венчурный фонд, фонд вложился в проект, соответственно, в проекте есть доля университета, и при реализации следующих раундов университет будет на нем зарабатывать. "Это модель, стандартная за рубежом, но у нас в стране это пока никто не реализовывал", – подчеркивает Беляков.
По словам директора ИХТЦ ТГУ Князева, сейчас стартует процесс организации производства меток, причем не только в России. Сделка готовится ко второму раунду, когда в проект будет заведен инвестор. ИХТЦ ТГУ останется в бизнесе как научно-инжиниринговый партнер.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Специалисты INFOLine готовят обновление линейки исследований "Экономика России - перспективы развития 8 ведущих отраслей в 2018-2021 годах." В 2020 году исследования будут посвящены влиянию коронавируса и экономического кризиса на отдельные отрасли России.

Для адекватного понимания текущей ситуации и построения оптимально прогноза на ближайшие три года специалист INFOLine подготовили уникальную серию исследований "Экономика России - перспективы развития 8 ведущих отраслей в 2018-2021 годах.".

Получить краткую версию

Единый (по методике и структуре) набор из 8 (!) Исследований, которые включают сценарный прогноз и перспективы развития на ближайшие три года по следующим направлениям:

NEW!теперь вся линейка продуктов на английском языке.

Исследование INFOLine по каждой отрасли включает эксклюзивную информацию:Рейтинги компаний по финансовым и операционным показателям, результаты конъюнктурного опроса крупнейших производителей, оценка текущей и планируемой инвестиционной деятельности и бизнес-справки по ТОП компаниям. По мимо подробного описания текущей в отраслях, исследования включают сценарный прогноз и перспективы развития на ближайшие три года.

При покупке продукта из данной линейки - Вы получите подписку на оперативный мониторинг ситуации – услуга «Тематические новости» до 30 сентября 2020 года в ПОДАРОК!

Менеджеры INFOLine всегда рады оказать консультации и помочь в выборе оптимального решения для Вас.

Вы можете БЕСПЛАТНО! Получить Краткую версию исследования одной из интересующих Вас отраслей, для этого отправьте запрос на электронную почту mail@infoline.spb.ru или свяжитесь с нами по телефонам: +7(812) 322-68-48, +7(495) 772-7640.

Исследования INFOLine поддержаны государственными органами, ведущими отраслевыми союзами и ассоциациями: