Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Как компания Татишева делает Казахстан мясной империей. "Forbes (Казахстан)". 15 ноября 2019

Америка шла к успеху в аграрном секторе более 100 лет. Но Казахстану сегодня не нужно тратить столько же времени. Перенимая опыт и избегая ошибок, реально получить аналогичный результат за 10 – 20 лет. Об этом журналисту Forbes.kz рассказал Ернур Айдаркин, исполнительный директор аграрного дивизиона Kusto, представляя планы компании в части выстраивании экосистемы и реализации протеиновой стратегии
Экосистема Kusto
Уровни развития американской и казахстанской аграрных отраслей сегодня несопоставимы. Так, США производят 42 млн тонн мяса в год, мы – 1 млн. Средняя урожайность зерновых 8 тонн с гектара в США, а у нас - 1,5 тонны.
Однако международные эксперты говорят, что Казахстан входит в тот список стран, которые могут повторить американский успех и призывают на нынешнюю картину смотреть не пессимистично, а оценивать ее с точки зрения потенциальных возможностей. Брать лучшее, учиться и двигаться дальше.
Именно видя потенциал агрорынка Казахстана, Kusto Group и пришла к идее создания экосистемы, которая станет базой для реализации протеиновой стратегии, о которой ранее рассказывал председатель совета директоров компании Еркин Татишев.
Kusto Group объединяет компании, работающие на трех континентах в пяти отраслях. Опыт в аграрном секторе группа начала приобретать восемь лет назад в Украине, и сейчас полученные там компетенции планирует в максимально возможном объеме использовать в Казахстане.
Агродивизион группы Kusto представлен четырьмя основными направлениями – мясное, кормопроизводство, выращивание семян и производство оборудования для орошения
- Почему мы заинтересованы в создании экосистемы, почему не хотим заниматься только отдельными сегментами? – сказал Ернур Айдаркин. - Тут можно провести аналогию со здоровьем человека – оно идеально, когда все работает в комплексе – сон, правильное питание, физическая нагрузка, ментальное состояние. Так же и в аграрном бизнесе результат даст только четко работающая система – от производства качественных кормов, за счет использования лучших семян и использования орошения до реализации готовой продукции.
Мясной дивизион
Ядро "мясного дивизиона" Kusto в Казахстане уже создано – его представляет вертикально интегрированная компания KazBeef, расположенная в Акмолинской области. Она была создана по американскому проекту и на сегодня включает племенной репродуктор на 5 тыс. голов маточного поголовья крупного рогатого скота "мраморных" пород - ангус и герефорд. Работают две откормочные площадки общей мощностью 15 тыс. голов единовременного содержания. В Щучинске действует мясокомбинат с полным циклом от убоя до упаковки. В 2018 KazBeef произвел более 1 тыс. тонн мяса, которое целиком ушло в торговую сеть "Метро". По итогам нынешнего года ожидается выход на 1,5 тыс. тонн. Достичь проектного объема производства в 8 тыс. тонн планируется в ближайшие два - три года.
Однако и эти объемы очень малы, учитывая потенциал Казахстана, а также возможности сбыта в Китай. Рынок соседа имеет практически неограниченную емкость.
- Согласно программе развития мясного животноводства Казахстана, предполагается увеличить производство мяса в два раза в ближайшие годы, - сказал Ернур Айдаркин. - С учетом того, что Казахстан сейчас полностью обеспечивает внутреннее потребление, весь добавленный объем будет экспортирован, и мясной дивизион Kusto планирует быть существенным участником поставок за рубеж. Спрос однозначно есть - например, к нам недавно приезжал один из крупнейших дилеров Китая по говядине. Через него в год проходит более 500 тыс. тонн мяса. Это больше, чем весь годовой объем производства в Казахстане! Он посмотрел наше предприятие, попробовал наше мясо и сказал: готов забирать все, что мы предложим. Условие – стабильные поставки. Конечно, важно и диверсифицировать сбыт. Ведь если настроить всю систему только лишь с прицелом на тот же Китай, любые проблемы с выходом на его рынок обернутся огромными потерями для отрасли. Поэтому мы строим свои планы так, что часть своего объема будем продавать внутри Казахстана, а оставшуюся часть экспортировать.Это гарантирует нам стабильность. Также нам важно обеспечить казахстанцев качественным, полезным мясом.
База рентабельности
Экосистема Kusto Group будет включать и кормопроизводство: выращивание кукурузы на зерно и силос, ячменя и других культур. Собственная кормовая база – залог рентабельности.
- Около 80% прямых расходов по зерновому откорму КРС составляют корма, - отметил Ернур Айдаркин. – Поэтому, только собственное производство позволит гарантировать качество, избежать проблем с волатильностью цен и логистикой. Мы планируем, что корма будем готовить не только для себя и своей экосистемы, но и обеспечивать ими наших партнеров-фермеров, а также сторонние небольшие откормочные площадки поменьше, которым будет финансово тяжело инвестировать в собственное кормовое направление.
Для того, чтобы построить правильную и современную кормовую базу, Kusto привлекла в Казахстан десяток лучших специалистов из агропроекта группы на Украине, где урожайность кукурузы достигла 13,2 тонны с гектара, что на 40 - 50% превышает средние показатели по Украине.
Также критически важным является использование высокопродуктивных семян и правильное орошение почвы. Следуя пути экосистемы по американской модели развития, было создано совместное предприятие KazSeeds с американской компаний BASS по производству семян кукурузы, сои, люцерны и пр. без ГМО.
А также, в этом году был подписан меморандум с компанией Valmont, мировым лидером по производству систем орошения о совместных планах по производству в Казахстане.
Доля прибыли
Хоть на первый взгляд планы и выглядят амбициозными, в Kusto Group уверены, что они реальны. Ведь все входные условия имеются: земля для кормопроизводства в стране есть, пастбищ сегодня задействовано только 30% площадей Казахстана. Рабочие руки тоже в наличие - 40% населения проживает в сельской местности. Для работы системы необходимо вовлечь во взаимодействие фермеров.
- В первую очередь должен зарабатывать фермер, - поделился уверенностью Ернур Айдаркин. - Только тогда вся эта отрасль закрутится. И сельчан достаточно, чтобы занять эту нишу. Наша цель помочь им перейти от работы в рамках ЛПХ к созданию небольших товарных репродукторов. Как только фермер поймет, что у него есть стабильный, качественный, высокий спрос, он начнет относиться к выращиванию скота как к своему бизнесу, а не как к подсобному хозяйству. Он начнет считать, думать, искать возможности повысить продуктивность.
А повысить ее Kusto Group предлагает также по обкатанной в США схеме. Она простая: имея маточное поголовье на 20 – 30 голов, фермер бесплатно ежегодно берет в аренду на какой-то период породистого быка. Это дешевле, чем содержать собственного. Получив приплод, он выращивает молодняк до года. Затем телок оставляет себе – на увеличение поголовья, а бычков передает на доращивание (backgrounding), где бычки набирают до 300-400 кг. После этого бэкграундер сдает бычков на откормплощадку для зернового откорма. Таким образом, фермер встраиваются в экосистему, уже включающую племенной репродуктор, откромплощадку, компанию по производству кормов и мясокомбинат. Суть в том, чтобы каждый занимался своим сегментом, и вместе они составляли очень устойчивую систему.
Фермеру выгодно заниматься именно товарной фермой и доращиванием, поскольку он может начать работать практически без инвестиций. По сути, ему не нужно ничего, кроме пастбищ и скота – животноводство отгонное, так что даже в капитальном помещении нужды нет. Тогда как откормплощадка - это капиталоемкий бизнес, который требует инвестиций до $300 на каждую голову. То есть, для откромплощадки на 10 тыс. голов вложения составят $ 3 млн только на строительство базы.
При этом, основная доля маржи приходится именно на первое звено: если цепочка стоимости выстроена правильно, то фермер получает от 30 до 40% конечной маржи.
Конкуренция успеха
Конечно, есть в этой стратегии и "узкие места". В первую очередь, сами фермеры не понимают всех преимуществ работы по сегментам. Они привыкли тянуть на себе весь процесс – от получения молодняка и заготовки кормов до убоя уже взрослого быка и продажи мяса. Поэтому до них нужно донести правильную информацию.
Также важным является вопрос развития села и создание инфраструктуры, с которым переплетается кадровая проблема.
- Когда ты выбираешь, где ставить мясокомбинат или откормплощадку, ты в первую очередь думаешь о привлечении людей, - отметил Ернур Айдаркин. - И тут становится понятно, насколько важна инфраструктура. Да, мы дадим людям зарплату. Но если человек не сможет потратить на школу для своих детей, потому что школы там нет, на лечение, потому что нет больницы, на досуг, потому что пойти некуда – рано или поздно человек оттуда уедет. И мы с этим уже сталкивались не раз.
Вопрос трудовых ресурсов больной для всех аграриев в Казахстане. Например, на Украине хорошие агрономы получают по $ 5 – 7 тыс. в месяц. Это те специалисты, которые могут обеспечить высокую рентабельность аграрному бизнесу. В Казахстане пока с такими специалистами негусто. Да и в принципе, отрасль еще не в том состоянии, чтобы шла "конкуренция успеха" - борьба между компаниями, работающими в одном секторе.
- В этих условиях понятно, что молодежь предпочитает идти в нефтянку или в банки, а не в агроиндустрию, - сказал Ернур Айдаркин. – Но когда мы раскачаем отрасль, ситуация изменится. Когда агрономы, зоотехники смогут зарабатывать больше банкиров, тогда в отрасль и пойдут люди. Думаю, в ближайшем будущем это случится. Мы наблюдали это на нашем проекте в Украине. Около 10 лет назад на аграрные специальности тоже шли по остаточному принципу, как у нас сейчас. Но за недолгое время, ситуация поменялась кардинально – профессия агронома востребована, почетна и высокооплачиваема. Сам я финансист, работал в big four, в нефтянке, но сейчас вижу перспективы в аграрном бизнесе. Нужно просто выстроить четко работающую систему, и все у нас получится.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.