Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Время чистого листа. "РосБизнесКонсалтинг". 22 июня 2020

Кризис — время возможностей. Вряд ли эта банальная фраза утешит людей, потерявших за месяцы локдауна работу или бизнес. Но, возможно, вдохновит тех, кто собирается начать новое дело на руинах старого или запустить с нуля производственный проект.
"На моей памяти это уже пятый кризис, — усмехается предприниматель с 30-летним стажем, председатель правления Союза производственных компаний России Азат Газизов. — И каждый раз мы делали что-то новое". Главное, уверен бизнесмен, не жалеть себя, не опускать руки, искать новые идеи. Свободные ниши есть. Никогда не было такого, чтобы не было места для бизнеса. Ведь что такое бизнес? Это удовлетворение потребностей людей. А людям всегда что-нибудь нужно.
Тот, кто хочет заниматься бизнесом, должен запомнить два правила. Первое — бизнесмен не отвечает по обязательствам государства, государство не отвечает по его обязательствам. Второе — предприниматель всегда действует на свой страх и риск. Если с этими критериями он согласен, не имеет значения, в каких условиях он открывает своё дело.Тем, у кого в такое время есть собственные средства, никакие советы не нужны.
Где деньги?
Сегодня очень много говорится о поддержке — частной, государственной, благотворительной... Это, безусловно, важно, уверен Азат Газизов. Но важно для действующих бизнесов, которые попали в трудные обстоятельства не по своей вине. Все-таки то, что произошло, — классический форс-мажор, независимо от того, признан он официально или нет. Для прочих — нормальная бизнес-модель. Есть ниша, есть целевая аудитория, под которую просчитываются бизнес-ресурсы и привлекаются деньги: либо собственные, либо венчурные, либо кредитные.
Что касается венчурных проектов, то для них кризис — естественная среда обитания. "Стартап по определению находится в перманентном кризисе. Поэтому для венчурного рынка ничего особенного не случилось. Как рассматривали стартап-проекты, как искали, во что можно вложить деньги, так этот процесс и продолжался во время локдауна и продолжается сейчас", — рассказывает предприниматель.
Правда, чтобы быть привлекательным, стартап должен отвечать определенным требованиям. Прежде всего обещать принести в мир что-то новое. Поэтому бизнес-ангелы и венчурные фонды будут, как и до кризиса, рады видеть у себя изобретателей из сферы биотехнологий и больших данных. Сейчас к ним присоединяется всё, что связано с удалённым управлением проектами, — работодатели прониклись прелестями удаленной работы и будут стремиться развивать и совершенствовать эту сферу деятельности. В этой нише, кстати, уже почти не осталось места, но если идея действительно новая и многообещающая, можно успеть запрыгнуть в уходящий поезд.
Тем, кому больше по душе делать дизайнерские украшения или выращивать экоовощи, придется обращаться за финансированием к традиционным институтам. Сейчас кредитование вполне доступно, говорит Газизов. Например, в регионах создано множество государственных микрофинансовых организаций, которые дают деньги под небольшой процент. Плюс опорные, системообразующие банки. У них получить заем иногда достаточно трудно, они требуют залог и кучу документов, но все же реально. "В любом случае условия сейчас лучше, чем в 90-х, когда единственной доступной формой кредитования был частный заём у авторитетных людей под 1% в день", — шутит бизнесмен.
Ложка дёгтя
Те, кто говорит про доступное кредитование, забывает, что малый бизнес — это не только coffee-to-go или "магазин-у-дома", возражает Павел Павлович, который с 1991 года умудряется держать на плаву независимую инжиниринговую компанию. "Мы — тоже малый бизнес, только нам кредитов никто не даст. По крайней мере, на приемлемых условиях", — говорит он. Сейчас, по его словам, открыть что-нибудь подобное его фирме практически невозможно. Чтобы хотя бы начать, нужно получить массу разрешений и сертификатов, что сейчас намного сложнее и дороже, чем 30 лет назад. Но и это не все.
Последней каплей стало повсеместное ужесточение закупочных процедур. "Если еще три года назад удавалось прописать в контракте авансовый платёж, сейчас это практически невозможно. А на какие средства я должен закупать оборудование, которое в нашей отрасли стоит порой миллионы и не рублей? Брать деньги под те проценты, которые нам предлагают в банке, — проще вообще не работать", — объясняет Павел Павлович.
Создай себе покупателя
До конца тренды оформятся к сентябрю. Но уже сейчас понятны некоторые пути, по которым можно двигаться. Например, никогда не потеряет актуальности сельское хозяйство. Так что если лежит душа, сельхозкооперация — ваш путь. За счет подешевения рубля будет актуальна тема импортозамещения. "Понятно, что это слово набило оскомину, но актуальности это не отменяет", — говорит Газизов. Другое дело, стоит ли сейчас вкладываться в производственное оборудование. Но на этот случай существуют государственные программы лизинга — можно за относительно небольшие деньги купить отечественное оборудование.
Сейчас, если найти свою нишу и свою целевую аудиторию, при наличии интернета, который дает сильнейшее снижение затрат на рекламу по сравнению с классическими вариантами, перспективы для открытия собственного бизнеса очень благоприятные — рушатся монополии, ослабевают потенциальные конкуренты. Это шанс проскочить в те ниши, которые традиционно считались закрытыми, утверждает Азат Газизов.
Можно создать и собственную нишу. На рынке известны примеры совершенно неожиданного перепрофилирования бизнеса. Все знают предприятия, переключившиеся на изготовление масок и средств защиты. Это, например, производитель матрасов Ascona. Переналадка производства позволила ему пережить самое тяжелое время, когда основные линии были полностью закрыты. Но вот и менее известный пример — рекламное агентство в Мурманске. Когда заказы окончательно перестали поступать, они разработали и начали продавать защитные экраны из оргстекла для кассиров. Сами создали себе рынок с нуля.
То, что нас ждет расцвет онлайн-торговли, уже стало общим местом, тем более что тренд на ее развитие был виден уже давно. Сейчас, кстати, эту сферу с большой вероятностью ждет откат с тех позиций, которые она заняла во время локдаунов, — после открытия магазинов большинство людей охотно возвращаются к привычному времяпрепровождению в торговых центрах.
Чтобы вернуть расположение покупателей, онлайн-магазинам придется отказываться от старой модели. "Недавно мы рассматривали проект стартапа — люди разработали онлайн-примерочную", — рассказывает Газизов. Онлайн-торговля будет чем дальше, тем больше становиться не просто моделью "заказал-привезли-не понравилось-отказался", а местом, где покупатель может посмотреть, как вещь будет на нем сидеть, какой размер подойдет наилучшим образом.
Главное - своё
Успешный бизнесмен сначала идёт за спросом, а затем начинает его удовлетворять. Сейчас это умение особенно важно, потому что на ближайший год ожидать восстановления покупательской активности в прежнем объёме не приходится. Фактически массовый потребитель снова становится потребителем штучным — и не только в силу относительной малочисленности. Месяцы вынужденного затворничества сделали из многих законченных индивидуалистов. Стремление быть "не хуже других" — двигатель общества потребления — уступило место желанию иметь что-то свое, личное, индивидуальное и штучное.
"В реальном секторе сейчас победит тот, кто сможет удовлетворить этот спрос на штучность", — утверждают все, с кем удалось поговорить. Конечно, окончательные выводы пока делать рано — возможно, это просто отложенный спрос, и упругость психики возьмет свое. Но сейчас упало внимание к брендам, навязанным моделям потребления и, если брать шире, поведения. Люди, например, снова готовы одеваться сами, не обращая внимания на моду. Это открывает безграничную возможность создания маленьких локальных брендов, которые можно продвигать через интернет.
Штучным товаром luxury-класса станет и роскошь человеческого общения, полагает психолог Станислав Шишканов. "Возьмём занятия спортом. Многие фитнес-центры с началом карантина перешли на формат онлайн-занятий. И вдруг для многих стало понятно, что для занятий йогой не обязательно ходить в зал", — говорит он. Разумеется, рецепт не универсальный — в городской квартире сложно заниматься тяжелой атлетикой, а из единоборств для онлайн-формата подходит только бокс по переписке. Тем не менее есть ряд вещей, где личное общение не является обязательным. Оно там всё равно сохранится, но станет более элитным вариантом. Хочешь попроще и подешевле, занимайся в зум-конференции. Хочешь непосредственного контакта, плати.
"Мы сейчас только входим в кризис", — предупреждает Азат Газизов. Пока снимается один из факторов только. Но отчаиваться не стоит. В кризисные годы, когда освобождаются целые рынки и ниши, когда можно дёшево покупать неэффективные производства и делать их эффективными, для человека, который хочет в закостеневшем мире сделать рывок, — это время действовать. "Другое дело, что успех никто не может гарантировать, но это уже нормальный риск предпринимателя. А так очень хорошее время, интересное", — говорит бизнесмен.
Для тех же, кто совсем не чувствует себя готовым начать производство, открыта карьера мастера делового администрирования. Сейчас многие фирмы нуждаются в перестройке бизнес-процессов, в построении и отладке распределенных офисов и онлайн-систем и будут готовы заплатить тем, кто возьмется им в этом помочь.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.