Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

В Украине прогнозируют развитие производства нишевых растительных масел. "УкрАгроКонсалт". 29 ноября 2021

В Украине прогнозируется развитие производства нишевых масел. Это несколько сменит масляный "пейзаж" и, возможно, со временем Украина сможет гордиться не только своим званием крупнейшего в мире производителя и экспортера подсолнечного масла. Большие перспективы, в частности, у тыквенного и горчичного масла.
Если всего пять лет назад на украинском рынке было меньше десятка производителей нишевых масел, то теперь по наблюдениям ООО "Интерлинк" их насчитывается уже несколько десятков, в основном малой и средней мощности. На экспорт работает до пяти компаний. Нишевыми маслами занимается максимум 5-10% участников рынка.
ООО "Интерлинк" производят горчичное масло и на фоне удорожания традиционного подсолнечного замечают рост заинтересованности покупателей к нишевым предложениям. Как отмечают в компании, производство масел из нетрадиционного сырья действительно будет развиваться активнее. Но этому тренду мешает слабый сбыт продукции в Украине, поскольку промышленные потребители в нем мало заинтересованы. В основном нишевые масла находятся в фокусе внимания ритейла и покупателей, которые заботятся о своем здоровье.
Самые перспективные – масла холодного отжима
"Лучше нишевые масла называть маслами холодного отжима,— считает Елена Орлюк, владелица компании „Oilextra", где производят тринадцать видов масел из нетрадиционного сырья. — Есть разные способы создания этого продукта. К примеру, благодаря дубовому прессу можно сделать масло сыродавленное. У нас есть пресс из нержавеющей стали, из-под которого масло вытекает полностью холодным. Когда готовим кунжутное масло, подогреваем его. Оно очень ароматное, хорошо подходит для салатов, его любят заказывать рестораны. По нашим наблюдениям, согревание на качественные характеристики масла не влияет. Но, конечно, самое полезное масло только холодного отжима. Эта технология позволяет максимально сохранить в продукте полезные вещества".
Елена Орлюк отмечает, что работает только на украинский рынок, поскольку хочет развивать бизнес именно в Украине и желает доказать соотечественникам, что из украинского сырья можно делать очень качественные масла, каждое из которых является уникальным по своему составу.
Выращенное на родной земле – генетически более пригодное для усвоения организмом. Поэтому тыквенное масло или льняное могут быть более полезными для украинцев, чем оливковое. Интересный нюанс: тыквы, которые растут в Украине и, например, в странах Балтии – это разные виды, для их выращивания нужны разные сорта семян, следовательно, и масла из них будут другими.
"Мы видим, что спрос на масла холодного отжима растет — люди более осведомлены и понимают, например, что масло из тыквы, в которой много цинка и калия, полезнее оливкового, — рассказывает Елена Орлюк. — Но надо учитывать, что есть производители, которые разбавляют оливковое масло более дешевым заменителем — подсолнечным маслом. Продукт можно проверить в лаборатории, но потребители это делают очень редко".
Чтобы приобрести максимально полезное масло, следует внимательно читать состав продукта на этикетке, так как масло может быть холодного отжима, но неконцентрировано. Например, производители могут смешать тыквенное масло с подсолнечным или с расторопшевым. Или миксуют масло холодного отжима с рафинированным.
Чем отличается продукция от малых и крупных производителей
"Наибольшей популярностью среди покупателей торговой сети „METRO" пользуются оливковое масло, льняное, ореховое, кокосовое, а также масло авокадо, — рассказала Agravery.com Анастасия Герасименко, менеджер по развитию категории „Бакалея" компании „METRO Cash & Carry Ukraine Ltd" . — В основном на наших полках представлены масла зарубежного производства — прежде всего оливковое, кокосовое и авокадовое. Украинского производства — масло льняное, ореховое, тыквенное и т.д. Сейчас мы наблюдаем рост продаж оливкового масла, но это происходит не из-за подорожания подсолнечного масла, а в основном благодаря развитию культуры потребления масел".
Наиболее популярным в Украине считается льняное масло холодного отжима — так было всегда. Но срок ее потребления очень короткий — до шести месяцев с момента производства. После открытия бутылки желательно употребить продукт в течение 3-4 недель, поскольку льняное масло окисляется и начинает горчить.
Особенно быстро льняное масло прогоркает в жару. Поэтому ее следует делать в небольших количествах и продавать под заказ. А вообще лето для изготовления масел — не сезон. Целесообразнее всего делать масла с сентября по конец марта — в настоящее время эти продукты наиболее востребованы, поскольку растительными маслами заменяют недостаток витаминов.
На маленьких производствах масло производят раз в неделю: сделали, отстояли, расфасовали и продали максимально свежим. Большие производства, чья продукция реализуется в супермаркетах, физически не могут предложить потребителям недельное масло — такой продукт не продается в короткие сроки. Если использовать нишевые масла в лечебных целях, на это нужно обращать внимание.
"В нашем магазине высоким спросом пользуется не только тыквенное масло, набирает популярность масло черного тмина. С начала пандемии этот продукт стали очень ценить за сильные иммуностимулирующие свойства, – рассказывает Елена Орлюк. — Мы начали изготавливать масло черного тмина самостоятельно — заказываем сырье в Индии или Сирии, отжимаем и получаем максимально свежий продукт".
Украина может поставлять не сырье, а готовое нишевое масло
Как отмечает Руслан Мох, генеральный директор компании "Richoil", занимающейся производством и оптовыми продажами
девяти нишевых масел, наиболее востребованы на рынке — льняное, конопляное, кунжутное и тыквенное. Заинтересованность этой продукцией обусловлена ??не только удорожанием подсолнечного масла, но и имеющимся трендом к расширению линейки натуральных и полезных продуктов.
"Потребление нишевых масел пока значительно ниже в Украине по сравнению с европейскими странами, которые в значительной степени формируют тенденции потребительского спроса в нашей стране в коротко- и долгосрочной перспективе. Однозначно, что популярность и объемы потребления масел из нестандартного сырья будут только увеличиваться", — объясняет Руслан Мох.
На сегодняшний день компания экспортирует свои нишевые масла в более чем двадцать стран мира (в европейские страны, США, Канаду, Австралию, Южную Корею). Сейчас Richoil активно осваивает рынок Ближнего Востока, где видит хороший потенциал для продаж своей продукции. По наблюдениям руководителя компании, пока Украина на международных рынках имеет сформированную репутацию поставщика сырья, а не готовых продуктов. Поэтому "Richoil" получает большое количество запросов по экспорту сырья для дальнейшей переработки, а не готового продукта. Приходится изменять этот стереотип и предлагать зарубежным партнерам готовые высококачественные продукты.
"Сейчас мы акцентируемся на разработке линейки органических масел и ароматизированных масляных заправок, – рассказывает Руслан Мох. — В мире при производстве масел холодного отжима основной акцент делается на постоянном повышении качества продукта. В ведущих странах мира постоянно расширяется перечень требований по качественным показателям масел. Это поощряет нас инвестировать средства в развитие собственной лаборатории. Однако отсутствие стабильного контроля качества пищевых продуктов в Украине не стимулирует других участников рынка развиваться в этом направлении. Таким образом, мы не видим перспектив развития технологий на национальном рынке в ближайшее время".
Компания "Richoil" часто сталкивается с ситуациями, когда недобросовестные конкуренты значительно занижают стоимость продукции – производя некачественные, а иногда и опасные для здоровья масла.
Более эффективно работать мешают и постоянные изменения правил ведения бизнеса в государстве, которые не позволяют выстроить эффективную долгосрочную стратегию: изменение правил налогообложения (чего только стоило временная корректировка размера НДС для украинских аграриев!), колебания курса иностранных валют (компания "Richoil" осуществляет как импорт упаковочных материалов, да и экспорт готовой продукции).
Цена масла зависит от стоимости семян
Нишевые масла гораздо дороже традиционных. Их цена в первую очередь зависит от состава масла и стоимости семян. У каждой масличной культуры свой процент жирности семян и это имеет значение при формировании цены.
"На семена цена очень разная. Например, год назад качественные семена тыквы стоили примерно 80 грн/кг, сейчас более 100 грн/кг. Семена рыжика — от 25 до 35 грн за кг, — рассказывает Елена Орлюк. — Какое масло делать выгоднее? Сложно сказать. Подсолнечное — точно не выгодно, потому что его много. Этот продукт рентабельный для крупных предприятий".
На стоимость нишевого масла также влияет цена тары, печать этикеток. Компания "Oilextra" использует дорогие бутылки с дозатором. Как говорит Елена Орлюк, в Украине есть проблемы с тарой для масла из темного стекла. Украинские стеклозаводы, к сожалению, заточены на выпуск тары для водочных напитков. Поэтому приходится заказывать бутылки и крышки за границей, что обходится вдвое дороже. Масляной тары украинского производства очень мало и она не эстетична, бутылки приходится закручивать водочными крышками.
"У нас небольшое производство — мы работаем вдвоем с мужем, максимально контролируем весь процесс изготовления масел: от закупки сырья до закручивания крышек, — объясняет Елена Орлюк. — Есть свои сложности. В частности, в пандемию стабильные поставки сырья из-за границы затруднены. Нас волнуют нестабильные продажи, но налоги нужно платить регулярно. Будет ли стремительно развиваться сектор нишевых масел? В выигрыше будут те производители, которые будут вкладывать средства в рекламу, в развитие предприятия, в наиболее быструю доставку товаров".
Как отмечают в ООО "Интерлинк", начинать производство нишевых масел стоит со стартовой суммы в 200 тысяч гривен. А лучшая перспектива для экспорта украинских нишевых масел — у льняного масла, но его производство сможет потянуть только мощное предприятие.
Чем следует заменить подсолнечное масло?
Сможет ли в будущем какое-нибудь из нишевых масел заменить традиционную подсолнечную для термической обработки продуктов?
"На подсолнечном масле холодного отжима жарить категорически нельзя, потому что в нем много ненасыщенных жирных кислот — оно дымит, горит, выделяет канцерогены. Также нельзя жарить и на других маслах холодного отжима — их используют для готовых блюд, — объясняет Елена Орлюк. — Разрешается готовить на кокосовом и авокадовом масле, но они слишком дорогие для жарки. На масле горчицы можно тушить, запекать продукты на медленном огне".
"Учитывая широкое применение подсолнечного масла для жарки и приготовления блюд при высоких температурах, нишевые масла холодного отжима не смогут заменить подсолнечное, учитывая различные технологии производства и свойства масел, — объясняет Руслан Мох. — Однако при использовании масел холодного отжима в качестве основы для салатов, маринадов для мяса и рыбы, как компонентов соусов или заправки для каш и супов, каждое нишевое масло является не только вкусным для экспорта, но и более полезной альтернативой подсолнечного.
По мнению руководства ООО "Интерлинк" подсолнечное масло в состоянии подменить горчичное. Важный нюанс: этот продукт сохраняется дольше других растительных аналогов (восемь месяцев для рафинированного масла) и не теряет свои характеристики при высоких температурах. К примеру, в Индии горчичное масло замещает все виды масел.
Интересно, что в Южной Азии и Северной Африке серьезная альтернатива растительным маслам — масло гхи. Это топленое сливочное масло широко используется для термической обработки продуктов. А в Европе большинство европейцев готовят на смальце, который в Украине имеет репутацию нездоровой пищи, но на этом продукте жарить полезнее, чем на подсолнечном рафинированном масле – так говорят ученые.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.