Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Май - июнь 2021 от компании "Трансфин-М".

Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Май - июнь 2021 от компании Трансфин-М.
Рекордный уровень Ж/Д показателей
В мае показатели перевозок продолжили расти. Погрузка выросла до 110,9 млн т, что на +10,3 % выше уровня аналогичного периода прошлого года и является рекордным майским уровнем за последние 10 лет. Грузооборот составил 227,5 млрд т-км, что стало новым рекордом для данного месяца за всю историю России и на +8,3 % выше уровня мая 2020 г.
В мае выросли перевозки всех ключевых грузов, перевозимых по железной дороге. Рост перевозок угля составил +17,8 % к маю прошлого года, нефти и нефтепродуктов - +9,9 %, строительных грузов - +6,9 %, железной руды - +1,0 %, черных металлов - +13,5 %, лесных грузов - +2,9 %, удобрений - +3,7 %, цемента - +4,2 % и зерна (+13,3 %).
По словам главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, конъюнктура мирового рынка сырья благоприятствует российскому экспорту: мировая экономика восстанавливается, спрос растет быстрее, чем предложение, а масштабная эмиссия доллара способствует повышению цен. При этом 2021 г. был существенно холоднее, чем 2020 г., что стимулировало спрос на энергоносители и способствовало повышению цен на энергетический уголь, говорит эксперт. Эксперт отмечает ухудшение качества грузовой базы в связи со снижением перевозок нефтеналивных грузов, стагнацией в перевозках черных металлов, которые так и не восстановились после резкого падения в 2020 г., несмотря на благоприятную ценовую конъюнктуру. Устойчиво позитивная динамика сохраняется в контейнерных перевозках, в то время как на рынке лома и зерновых грузов ситуация будет ухудшаться в связи с экспортными пошлинами.
Уголь: рекорд погрузки за всю историю России
Погрузка угля в мае выросла на +17,8 % к маю прошлого года и составила 31,7 млн т, установив рекорд для данного месяца. Всего с начала года было погружено 155 млн т (+9,4 % к аналогичному периоду прошлого года).
В мае перевозки выросли к аналогичному периоду прошлого года как на внутренних, так и на экспортных направлениях. Основное увеличение поставок произошло в Турцию (+1,2 млн т к маю 2020 г.), Китай (+650 тыс. т), Индию (+650 тыс. т) и на Украину (+500 тыс. т).
Рост спроса со стороны Турции по-прежнему обусловлен увеличением выплавки металлургических предприятий в стране. По данным WSA, в мае 2021 г. местные металлургические компании выплавили 3,24 млн т стали, что на +42,4 % больше, чем годом ранее, и на +5,8 % больше, чем в мае 2019 г. Объем производства за пять месяцев прибавил +21,2% по сравнению с январем-маем 2020 г. до 16,3 млн т.
По данным Национального бюро статистики, в Китае добыча угля в январе-мае 2021 года выросла на +8,8 % по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 1,62 млрд т. Однако в мае было добыто 330 млн т — темпы роста значительно замедлились, составив всего +0,6 %. В мае Китай импортировал свыше 21 млн т угля всех видов, что на -4,6 % меньше по сравнению с тем же месяцем годом ранее. В январе-мае 2021 года импорт угля составил 111,17 млн т — на -25,2 % меньше относительно того же периода годом ранее. Из-за недостаточных поставок угля на ТЭС в Китае возник дефицит электроэнергии. Региональные власти рассматривают введение лимитов на потребление электроэнергии, чтобы избежать веерных отключений.
Индия заявила о желании ежегодно приобретать у России по меньшей мере 40 млн т коксующегося угля, который идёт на топливо для доменных печей. Российское Минэнерго и индийское министерство сталелитейной промышленности подготовили проект меморандума о сотрудничестве. Согласно данным министерства металлургии Индии, по итогам мая 2021 г. индийские металлургические предприятия увеличили выплавку стали на +36 % в годовом сопоставлении и на +2,6 % относительно апреля.
Нефть и нефтепродукты: рост погрузки за счет эффекта низкой базы
Погрузка нефти и нефтепродуктов в мае выросла к уровню прошлого года на +9,9 % и составила 17,7 млн т. Всего с начала года было погружено 89,9 млн т (-2,2 % к аналогичному периоду прошлого года).
"Газпром нефть" сделала выбор в пользу железнодорожной отгрузки газового конденсата, который компания с 2025 г. будет добывать на месторождениях Бованенково и Харасавей на Ямале. Прежде компания рассматривала вариант создания морского терминала на Харасавее, но ОАО РЖД гарантировало ей более выгодные условия перевозки. Для ОАО РЖД соглашение с "Газпром нефтью" обеспечит рост высокодоходной грузовой базы на 3 млн тонн в год.
По оценке Дмитрия Нарежного, руководителя отдела комплексных исследований ИПЕМ, без изменения существующих условий тарифного регулирования перевозок нефтепродуктов на железнодорожном и трубопроводном видах транспорта ввод в эксплуатацию новых трубопроводов неизбежно будет приводить к переходу нефтеналивных грузов с железных дорог на трубу.
Строительные грузы и цемент: рост строительной активности сохраняется
Погрузка строительных грузов в мае выросла к аналогичному периоду прошлого года на +6,9 % и составила 12,4 млн т. Погрузка цемента в мае выросла на +4,2 % и составила 2,5 млн т. Всего с начала года было погружено 49,4 млн т строительных грузов (-3,3 % к аналогичному периоду прошлого года) и 9,3 млн т цемента (+6,1 %).
Президент РФ Владимир Путин заявил о возможности рекордного объема ввода жилья в 2021 г. За первые пять месяцев текущего года запущены новые проекты по строительству жилья почти на 15 млн м2, что на 78 % больше, чем за тот же период прошлого года. За январь-май текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого годом показатель вырос уже на +24 % (более 27 млн м2).
По предложению президента Правительство выделит дополнительные 30 млрд рублей на ремонт не менее 2 тыс. км автомобильных дорог в 84 регионах страны в дополнение к 100 млрд руб., которые были выделены весной текущего года. Нацпроект безопасных и качественных автодорог продлен до 2030 г. Его бюджет на период 2021-2030 гг., согласно представленным в конце прошлого года расчетам Минтранса РФ, превышает 11,5 трлн руб.
В 2021 г. в состав нацпроекта вошли два новых федеральных проекта: по модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях (финансирование до 2030 г. - более 620 млрд руб., дополнительное финансирование прорабатывается); и по развитию федеральной магистральной сети (финансирование до 2030 г. - 4,4 трлн руб.) Отдельное внимание Минтранс планирует уделить ремонту и реконструкции аварийных и предаварийных мостов, а также строительству путепроводов на региональных и местных дорогах - эти мероприятия будут реализованы в рамках федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" (самый капиталоемкий в нацпроекте - почти 6,3 трлн руб. до 2030 г.)
По данным ИПЕМ, экспортные поставки цемента в мае 202 года сократились на -9,4 %, при этом внутренний спрос на цемент увеличился на +9,3 %. Внутренний спрос на цемент в значительной мере формируется со стороны строительного сектора.
Черные металлы: погрузка растет на фоне увеличения спроса
Погрузка черных металлов в мае выросла на +13,5 % и составила 5,9 млн т. Всего с начала года было погружено 28,8 млн т (+0,5 % к аналогичному периоду прошлого года).
Правительство России утвердило введение временной пошлины на экспорт черных металлов. Пошлины будут состоять из базовой ставки (15 %) и специфического компонента (в долларах за 1 т). Его величина рассчитывается в зависимости от степени переработки продукции с учетом динамики мировых цен по итогам пяти месяцев 2021 г. Так, для плоского горячекатаного проката и арматуры размер составит не менее $115, для холоднокатаного проката и проволоки — не менее $133, для нержавеющей стали и ферросплавов — не менее $150.
По оценкам "Открытие Research", во второй половине года котировки металлов продолжат снижение в сторону своих более фундаментально обоснованных уровней. Высокая эффективность операционной деятельности и благоприятная конъюнктура 1 пол. 2021 г. позволят большинству металлургических компаний в России без существенного ухудшения финансовых показателей преодолеть период нормализации цен даже с учетом вводимых пошлин.
По данным ИПЕМ, внутренний спрос на черные металлы в мае 2021 года значительно вырос на +31,9 %, экспортные поставки снизились на 4,3%. Однако с 1 мая 2021 года Китай отказался от возврата НДС при экспорте 146 категорий стальной продукции, что может способствовать росту поставок в страну.
Руда: рост спроса на внутреннем рынке
Погрузка руды в мае выросла на +1,0 % и составила 10,6 млн т. Всего с начала года было погружено 49,5 млн т (-0,7 % к аналогичному периоду прошлого года).
В мае экспортные перевозки сократились на -13 %, тогда как внутренние перевозки выросли на +5 %. Больше всего в мае поставки снизились в Китай (-70 %).
Цены на железную руду сохраняют относительную стабильность на высоком уровне. Стоимость австралийского концентрата, поставляемого в Китай, с начала июня не опускалась ниже 200 $/т CFR. При этом китайская Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC) объявила о начале расследования причин резкого повышения цен на уголь и железную руду в последние месяцы. Как отмечает NDRC, подорожание ЖРС оказывает давление на предприятия, находящиеся ниже в производственно-сбытовой цепочке. С начала апреля и по середину июня биржевые цены на железную руду в Китае выросли почти на +30 %. Но объявление NDRC о ценовом мониторинге и контроле привело к падению котировок.
Лесные грузы: рост погрузки на внутренних направлениях
Погрузка лесных грузов в мае выросла к уровню мая предыдущего года на +2,9 % и составила 3,6 млн т. Всего с начала года было погружено 17,9 млн т (+2,1 % к аналогичному периоду прошлого года).
В мае перевозки выросли на внутренних направлениях выросли на +15 %, тогда как на экспортных направлениях погрузка снизилась на -4 %.
По данным Ассоциации деревянного домостроения, российский рынок домостроения испытывает дефицит в 2-2,5 млн м3 древесины, что составляет около 30-40 % от ежегодного потребления. В связи с этим пиломатериалы продолжают дорожать - только с начала июня рост цен составил более 30 %. Резкий рост цен на пиломатериалы начался в России с осени 2020 г. на фоне повышенного спроса на этот материал практически во всем мире, который, в свою очередь, привел к его дефициту. По данным ассоциации, стоимость доски только за три недели июня выросла на +32%, а с начала 2020 г. - почти в три раза. Как следствие, цена деревянного дома в России с октября 2020 г. увеличилась в среднем на +40 %.
Зерно и продукты перемола: возобновление роста погрузки
Погрузка зерна в мае выросла к уровню мая прошлого года на +13,3 % и составила 1,7 млн т. Всего с начала года было погружено 11 млн т (+14 % к аналогичному периоду прошлого года).
В мае перевозки выросли как на экспортных, так и на внутренних направлениях. По данным директора департамента стратегического маркетинга аналитического центра "Русагротранс" Игоря Павенского, за март-май на фоне экспортной пошлины в 50 €/т (действовала до 2 июня) экспорт пшеницы составил всего 2 млн т. Ожидается, что июньский экспорт пшеницы достигнет 2,6 млн т, что немногим ниже рекордного уровня июня 2018 г., когда было отгружено 2,69 млн т.
В новом сельхозгоду (начинается 1 июля 2021 года) валовой сбор пшеницы может несущественно снизится - до 84,5 млн т, что позволит сформировать экспортный потенциал на уровне 41,5 млн т.
Химические и минеральные удобрения: очередной рекорд погрузки
Погрузка удобрений в мае составила 5,6 млн т (+3,7 % к маю прошлого года), установив очередной рекорд для данного месяца. Всего с начала года было погружено 27,4 млн т (+5,6 % к аналогичному периоду прошлого года).
В мае экспорт вырос на +3,1 %, преимущественно за счет увеличения поставок в Бразилию (+700 тыс. т), тогда как перевозки на внутренних направлениях остались на уровне прошлого года.
"Уралхим" и "Уралкалий" в конце июня заявили о заморозке цен на хлоркалий и аммиачную селитру для российских аграриев на период осенней посевной кампании на уровне мая 2021 года. За пять месяцев 2021 г. рост цен на калий для сельского хозяйства составил +15 %, а на аммиачную селитру — +25 %. В 2020 г. "Уралхим", по данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), был третьим по объемам поставок удобрений на российский рынок с долей 14,73 % после "ФосАгро" и "Еврохима". Доля поставок "Уралкалия" в России незначительна, хотя эта компания занимает более 20 % мирового рынка калия.
СТАВКИ АРЕНДЫ ВЫРОСЛИ
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал "Рынок подвижного состава".
Ставка аренды полувагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс в июне выросли до 800-900 руб./сутки.
Активный парк вырос с 520 до 523 тыс. ед., сезонный рост продолжается в сегменте перевозок стройматериалов. В результате уровень профицита парка полувагонов сократился с 21,6 до 18,4 тыс. ед. и составил 3,2% от списочного парка полувагонов на сети РЖД.
В мае 2021 г. эффективность снизилась относительно апреля 2021 г. на -1,0 %, что соответствует сезонной динамике. Отставание от 2020 года составляет -2,0 %, а относительно уровня 2019 г. -1,9 %. Таким образом, рост активного парка полувагонов происходит за счёт менее логистически эффективных перевозок стройматериалов, что обуславливает стагнацию ставок.
В мае 2021 г. реализация подвижного состава предприятиями РФ составила 5,6 тыс. ед., что выше уровня аналогичного периода прошлого года на +68 %, но ниже уровня апреля на -6 %.

Для справки: Название компании: ТрансФин-М, ПАО Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.