Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Предправления Совкомбанка: мы банкиры и хотим оставаться банкирами. "ТАСС". 14 июня 2019

Один из крупнейших российских частных банков Совкомбанк, присоединивший в конце 2018 года другого крупного игрока Росевробанк, не исключает новых сделок по приобретению или объединению с другими банками, но уже после 2020 года. Сейчас банк рассчитывает на органический рост, который ему обеспечили новые инвесторы, вошедшие в капитал в этом году. Об этом в интервью ТАСС рассказал председатель правления Совкомбанка Дмитрий Гусев
— Буквально накануне начала Петербургского международного экономического форума рейтинговое агентство Fitch улучшило прогноз по рейтингу Совкомбанка до позитивного. Ранее прогноз по рейтингу улучшило агентство S&P. Когда вы ожидаете повышения самого рейтинга от международных агентств?
— Мы поддерживаем рейтинги трех международных агентств — Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch — и двух российских — АКРА и "Эксперт РА". Рассчитываем, что агентство Fitch, которое уже пересмотрело наш прогноз на позитивный, в ближайшее время повысит нам рейтинг. Другие агентства, думаю, в скором времени поступят аналогично. В последнее время все агентства отмечают, что у нас улучшается диверсификация бизнеса, доля доходов от регулярной деятельности растет, в то время как доля нерегулярных доходов, например от переоценки облигаций, снижается.
Также постоянно улучшаются показатели достаточности капитала. В апреле мы завершили второй раунд инвестиций со стороны консорциума иностранных инвесторов и Российского фонда прямых инвестиций. Это суверенные фонды Ближнего Востока, Российско-японский инвестиционный фонд и сам РФПИ. Собственная генерация прибыли у нас исторически на очень высоком уровне относительно любых сравнимых универсальных банков, поэтому я ожидаю позитивных рейтинговых действий в ближайшем будущем.
— Вы сказали про второй раунд инвестиций. Вы имеете в виду дополнительную эмиссию на 6,1 млрд рублей? На что планируете потратить эти средства?
— Да, банк достаточно активно растет в последние годы. У нас было несколько сделок слияния и поглощения (M&A). Активы росли опережающими темпами в силу присоединения к нам приобретенных банков. Сегодня у нас нет никаких конкретных планов по M&A, и в первую очередь мы рассчитываем на органический рост и новый капитал поддержит такой рост. В будущем мы не исключаем сделок по приобретению или объединению с другими банками, но это не перспектива сегодняшнего дня. Сегодня наш капитал по МСФО составляет около 120 млрд, и сумма в 6,1 млрд рублей не такая значительная.
— Вы присоединили Росевробанк в конце 2018 года. Каковы предварительные результаты, насколько удачной оказалась эта инвестиция с вашей точки зрения?
— До этой сделки Совкомбанк в корпоративном сегменте ориентировался на крупный бизнес и микробизнес. Мы комфортно себя чувствовали в сегменте микробизнеса в силу огромного опыта работы в розничном сегменте. При этом мы не занимались малым и средним бизнесом, так как не считали, что обладаем достаточной экспертизой в этой сфере. В то же время Росевробанк был одним из немногих банков с уникальными компетенциями и знаниями в этом сегменте, подтвержденными прекрасными результатами работы за 20 лет.
Присоединив Росевробанк, мы добавили последний необходимый элемент в линейку наших продуктов. Компетенции Росевробанка открывают для нас, например, возможности для M&A с банками, которые занимаются средним бизнесом. Раньше мы не могли себе этого позволить в силу отсутствия достаточной компетенции внутри.
Корпоративный портфель (после присоединения Росевробанка) вырос в два раза, при этом мы сократили издержки и сократим их еще. Я думаю, что целевая экономия на расходах по результатам первого года после объединения составит примерно 1,5 млрд в год, что, безусловно, является очень значимой цифрой.
— Вы же говорите, что не планируете больше M&A?
— Я сказал, что у нас нет конкретных планов по M&A в ближайшей перспективе, но это не значит, что мы не смотрим на M&A как на возможности для развития в будущем. Просто нет конкретных целей сегодня, но это не значит, что они не появятся через два-три года.
— Какие еще потенциальные активы интересуют банк с позиции M&A?
— Раньше мы всегда покупали знания, навыки или компетенции, которых у нас не было, и мы не считали, что можем их успешно и безубыточно развить внутри. Сегодня таких, наверное, уже не осталось. Поэтому в принципе мы будем смотреть на банки с качественными активами, качественными командами, по привлекательной цене с их "хороших рук". На самом деле сегодня в России очень много собственников банков хотят их продать и очень мало собственников банков, которые видят себя банкирами на десятилетия. Мы из второй категории. Мы банкиры, у нас нет другого бизнеса, и мы хотим оставаться банкирами. Думаю, это даст нам возможность выгодно покупать банки у владельцев из первой категории.
— В 2019–2020 годах могут быть сделки?
— В 2019-м, безусловно, нет. В 2020-м очень маловероятно, но не исключено в случае уникально привлекательного конкретного предложения.
— У вас в отчетности за 2018 год виден существенный рост доходов от регулярного бизнеса, в том числе комиссионных доходов. Какие сегменты кредитно-комиссионного бизнеса сегодня наиболее перспективны, а какие рисковые?
— Мы свою историю начинали как розничный банк, и достаточно долгое время у нас существенную часть баланса занимало потребительское кредитование. И сегодня у нас тоже есть этот кусок бизнеса, но, в отличие от рынка в целом, мы очень сдержанно относимся к этому сегменту и не наращиваем портфель необеспеченных кредитов. Считаем, что риски в этом сегменте накапливаются. Соотношение доходов и долговой нагрузки катастрофически меняется. Не за горами кризис потребительского кредитования. Не знаю, насколько коллеги разделяют нашу точку зрения или нет, но мы в этом сегменте ведем сейчас себя очень и очень сдержанно. Все наши усилия сосредоточены сегодня в розничном сегменте на залоговом кредитовании — это ипотека, кредит под залог недвижимости, автокредиты. В частности, в автокредитовании мы частный банк номер один по размеру выдач и портфеля.
Что касается крупного корпоративного бизнеса, то этот сегмент по большей части остается на "ручном управлении". У нас в Совкомбанке сосредоточено около 1% активов банковской системы, значит, по сути, из ста кредитов мы должны выдать один. Нам не надо больше или меньше. Наша задача — из всего пула заемщиков выбрать с наилучшим кредитным качеством и наилучшим соотношением риск/доходность. Поэтому пока можем позволить себе перебирать этот сегмент руками топ-менеджеров и членов наблюдательного совета.
— Вы согласны с политикой Центробанка по ограничению необеспеченного потребительского кредитования?
— Мы, безусловно, видим перегрев рынка и разделяем опасения регулятора. Но мы немного по-разному с ЦБ смотрим на то, что с этим делать.
— С вашей точки зрения, какая должна быть политика регулирования этого вопроса ЦБ?
— ЦБ видит признаки кризиса и пытается ограничивать потребительское кредитование. Он ужесточает регулирование в двух направлениях — стимулирование меньшей доли ежемесячных платежей по кредитам к доходу гражданина и стимулирование снижения процентной ставки. По факту это приводит к постоянному удлинению сроков кредита. А необеспеченные кредиты со сроками пять и более лет, как мы все знаем по предыдущим кризисам, ведут себя наихудшим образом. Борьба со ставкой, по сути, может приводить к тому, что граждане берут кредиты на более длинные сроки, отдавая в абсолютной цифре больший процент кредитным организациям. Казалось бы, что одной из задач регулирования должна быть также борьба со сроками необеспеченных кредитов.
— У Совкомбанка самая большая сеть офисов среди российских частных банков. Как вы оцениваете тренд на мобильные приложения, создание экосистемы и сокращение числа офисов?
— Мы не считаем, что идем против тренда. Безусловно, в последние годы многие банки идут по пути сокращения своих офисов. Но, во-первых, формат офиса может быть разным. Мы используем легкий и очень эффективный формат. Сегодня мы очень четко понимаем, что нашему клиенту в любом регионе страны важна сама возможность добраться физически до банка и получить консультацию сотрудника по любому вопросу, решить возникшую проблему. До сих пор личное человеческое общение остается важным и необходимым условием нашего успеха. Это не значит, что мы с точки зрения технологий отстаем от других. У нас также есть все мобильные способы общения банка и клиента. Наши клиенты имеют возможность осуществлять все операции онлайн, и многие этим пользуются.
Наши офисы и есть гвозди в гроб традиционных офисов. Конкурентам приходится противостоять не только тому, что клиенты уходят в онлайн, но и тому, что их громоздкие традиционные отделения не могут показывать эффективность, которую демонстрируют наши мини-офисы. Ну, просто нет клиентов на старые форматы. И они закрываются. Мы же забираем их клиентов и уверенно работаем. То есть мы действуем не против тренда, а мы сами и есть тренд на закрытие устаревших банковских форматов.
— Вы были одним из немногих банков, который очень четко заявил, что вы отказываетесь от продаж инвестиционного страхования жизни.
— Мы считаем, что, несмотря на все заверения конкурентов о повышенных мерах просвещения, этот продукт нельзя продавать неквалифицированным инвесторам. В продукт включаются сложнейшие деривативы, которые могут понять 0,1% населения. В продукт закладывается математическое ожидание процентов в разы ниже, чем по вкладу. Люди будут терять заработок. Поэтому широкую продажу такого продукта мы считаем вредной для нашей долгосрочной репутации у клиентов.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.