Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Почему Катар наращивает СПГ-флот, а Россия — нет, объяснил эксперт Юшков. "OilCapital.ru". 2 апреля 2024

Ведущие поставщики сжиженного газа далеко не всегда владеют судами для его доставки — Катар исключение. Однако там где другие могут зафрахтовать судно, у Москвы не получается.
QatarEnergy зафрахтовала 19 танкеров, способных перевозить СПГ, в рамках соглашений с операторами из Азии. Теперь у ближневосточного государства в распоряжении окажется 104 таких судна.
Как заявил глава Минэнерго Катара Саад Шерид аль-Кааби, компании из Китая CMES и Shandong MarineGroup предоставят по шесть судов каждая. Малайзийская MISC сделает еще три судна, а СП южнокорейской Hyundai Glovis и японской Kawasaki Kisen Kaisha — еще четыре газовоза. Вместимость каждого такого СПГ-танкера составит 174 тыс. кубометров газа.
Примечательно, что часть судов (от Hyundai Glovis и Kawasaki Kisen Kaisha) для Катара строится на верфи Hanwha Ocean в Южной Корее. Это именно та судостроительная компания, которая совсем недавно столкнулась со сложностями в продаже судов для "Арктик СПГ 2" компании НОВАТЭК.
Зачем Катару такой рывок?
Заказ новых судов от QatarEnergy был вполне ожидаем. Катар спешно наращивает свой СПГ-флот, поскольку у него вскоре будет значительно увеличится добыча газа и производство СПГ. Ближневосточная страна планирует нарастить годовую производственную мощность "Северного месторождения" с нынешних 77 млн тонн СПГ до 142 млн тонн СПГ к 2030 году.
В связи с этим Доха последовательно наращивает собственный флот. Еще в 2022-м QatarEnergy подписала ряд соглашений о передаче в долгосрочный тайм-чартер и управление 60 СПГ-танкеров. Фрахт еще 19 единиц — это просто продолжение долгоиграющей стратегии. В которую, кстати, включены даже американские проекты, где есть капитал катарской компании, по производству и экспорту сжиженного газа, например Golden Pass LNG.
Катар можно понять. Он не хочет уступать свое место конкурирующим экспортерам СПГ — США и Австралии, чьи поставки уже почти сравнялись с катарскими. Доха не хочет терять долю на рынке и упускать клиентов, когда у нее есть ресурсная база и средства на увеличение флота.
СПГ-проблемы России
В этой гонке по увеличению флота РФ сильно сдает позиции. Если для QatarEnergy южнокорейская верфь готова строить СПГ-танкеры, то в случае с российскими компаниями есть большие оговорки. В конце марта этого года Hanwha Ocean заявила, что из-за санкций не может найти новых покупателей СПГ-танкеров, построенных для "Арктик СПГ 2" компании НОВАТЭК.
Проблема в том, что суда построены Hanwha Ocean специально для работы в уникальных погодных условиях — на проекте "Арктик СПГ 2". В Индийском океане или для маршрутов в Атлантическом бассейне такие сложные танкеры ледового класса просто не нужны. Выходит, тот кто их купит, в любом случае будет связан с российским проектом по сжижению и экспорту газа, которому США выдали "черную метку" в виде санкций.
Последовательность примерно такая:
в октябре 2020-го Mitsui O.S.K. Lines(MOL) и "Совкомфлот" заключили соглашения на строительство 6 танкеров-газовозов Arc7 с Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering (сейчас это Hanwha Ocean);
позже глава НОВАТЭКа заявил, что контракт "Совкомфлота" с Hanwha Ocean переводится на другого владельца, но строительство танкеров продолжится;
этими "другими" судовладельцами стали кипрские Elixon Shipping, Azoria Shipping и Glorina Shipping;
23 февраля 2024 года США ввели против них блокирующие санкции, назвав их дочками "Совкомфлота";
в конце марта Hanwha Ocean сообщила о том, что ледоколы для "Арктик СПГ 2" некому продать.
У кого больше?
В комментарии для "НиК" аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков напомнил, что, как правило, танкерный флот принадлежит либо судоходным компаниям, либо глобальным трейдерам, среди которых — Shell, BP и т. д. Производители СПГ далеко не всегда владеют такими танкерами полностью. Катар, кстати, и добычу свою отдает на аутсорсинг. Извлечением голубого топлива в Катаре занимаются в том числе и международные консорциумы, которые часть прибыли передают ближневосточному государству.
"Эти же компании организовывают и вопросом вывоза. Сейчас госкомпания Катара просто пытается укрепить некий ресурсный суверенитет. В эту стратегию как раз вписывается скупка флота и аренда, чтобы самим получать маржу от доставки газа. Этот процесс еще и подпитывают события в Йемене.
К примеру, Египет недавно отчитался, что за последний месяц у него через Суэцкий канал не прошел ни один груз с СПГ. Весь он уходит на азиатские рынки, либо вокруг Африки. Опять же это происходит из-за того что вывозом газа занимаются западные трейдеры. Для Катара при такой конфигурации — риск срыва своего экспорта.
А вот если это будут танкеры Катара, они, проходя через Красное море, вряд ли станут мишенями хуситов. Но это сиюминутная мотивация. В целом транспортировка СПГ — прибыльный бизнес, поэтому Доха хочет, чтобы он принадлежал ей", — рассказал аналитик ФНЭБ.
Конкретно о монополизации рынка перевозок СПГ, по мнению Игоря Юшкова, пока говорить рано, но укрепление позиции крупного игрока — верное суждение.
Что касается России, то на ее территории ни один танкер полностью с нуля построен еще не был. 15 газовозов для НОВАТЭКа были заказаны на "Звезде" (для "Арктик СПГ 2"). До этого еще 15 были построены в Южной Корее. Но после санкций против российского судостроения южнокорейские компании, которые на "Звезде" активно помогали строить газовозы, ушли. До сих пор не нашлось им замены. Танкеры никто так и не достроил.
Большой вопрос, сможет ли РФ обеспечить себя нужным числом судов. Стране нужна хотя бы пара таких судов, чтобы начать отгрузку с "Арктик СПГ 2". Проект ведь газ сжижает, а выгружать его некуда.
В итоге у РФ ни одного нового СПГ-танкера нет, а построить уже начатые из-за отсутствия опыта и технологий нет возможности.
Зато эти возможности есть у других. Еще в середине 2022-го в мире значительно увеличились темпы производства СПГ-танкеров. Летом того года в британской Clarksons Research заявили, что с января по июнь 2022 года на верфях мира были размещены заказы на сооружение 108 СПГ-танкеров. Это на 22 единицы больше аналогичного показателя 2021-го и стало историческим максимумом за всю историю наблюдений.
Итоги 2023-го тоже показали большие цифры. Только за IV квартал 2023-го, по данным Riviera Maritime Media, верфи получили заказы на 27 новых СПГ-танкеров. По состоянию на декабрь 2023 года в мире использовалось 709 СПГ-танкеров и еще 373 находилось в портфеле заказов.
И весь этот "праздник жизни" проходит мимо России, точнее российских компаний, поскольку больше всего СПГ-танкеров на данный момент имеют следудующие компании:
Nakilat(Катар);
Mitsui Osk Lines(Япония);
NYK (Япония);
Maran Gas(Греция);
Seaspeak(штаб-квартиры в Канаде, Европе, Филиппинах, Бахрейне)
MISC Berhad(Малайзия);
BW Group(Сингапур, Норвегия);
GasLog(штаб-квартиры в Великобритании, Греции, Сингапуре);
Shell(Великобритания)
Dynagas (Греция).
Важно отметить, что почти все они лишь иногда сменяют друг друга, а не стали крупнейшими игроками только в 2023 или 2024 году. К примеру, если у Mitsui Osk Lines в 2020-го было в распоряжении 45 СПГ-танкеров (занимала первое место в мире), то в ноябре 2023-го — 99. Да, когда дочка QatarEnergy — Nakilat — получит 19 танкеров, которые сейчас заказала, она обойдет Mitsui Osk Lines, но обе компании все равно будут в ТОП-10 по размеру СПГ-флота в мире.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.