Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 28.02 65.6097 +0.0920
EUR 28.02 71.6458 +0.4019
Все котировки валют
 Топ новости

Молочные заводы оценили будущие потери из-за эксперимента правительства. "РосБизнесКонсалтинг". 14 февраля 2020

С начала лета в России начнет действовать система обязательной маркировки молочной продукции. Как объясняют в Минпромторге, главная ее задача — защитить потребителя от нелегально произведенного или незаконно ввозимого в страну товара. Опрошенные РБК Петербург эксперты и участники рынка сходятся в том, что потребителю новая система пользы не принесет, однако вызовет существенный рост издержек в молочной отрасли. Уже в первый год затраты на систему маркировки в 1,5 раза превысят валовую прибыль всей молочной отрасли.
Цели и задачи
Идея маркировки ряда товаров ради снижения доли контрафакта появилась несколько лет назад. Распоряжением правительства РФ от 28 апреля 2018 года был утвержден перечень этих товаров. В него вошли табак, парфюмерия, различные предметы одежды, обувь, фототехника и пр. Распоряжением от 13 июля 2019 года в перечень были включены отдельные виды молочной продукции.
Как сообщил на недавнем совещании министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, производители молочной продукции начнут регистрироваться в новой системе маркировки с 1 июня. С 1 декабря 2020 года маркироваться будут продукты сроком годности свыше одного года, а с 1 марта 2021 года — сроком годности менее одного года, сообщает пресс-служба министерства.
С 1 декабря 2020 года маркироваться будут продукты сроком годности свыше одного года, а с 1 марта 2021 года — сроком годности менее одного года.
Цель введения маркировки молочной продукции — "обеспечение противодействия незаконному ввозу, производству и обороту отдельных видов молочной продукции, в том числе контрафактной, а также повышение собираемости таможенных и налоговых платежей", говорится в постановлении правительства.
Досадные дефекты
Комментируя идею чиновников, участники рынка указывают на целый ряд ее дефектов. Главный из них — отсутствие реальной проблемы с контрафактом, полагает генеральный директор ассоциации Союзмолоко Артем Белов. "Доля контрафакта в молочной отрасли стремится к нулю", — констатирует эксперт. "Проблема контрафакта не актуальна для молочной отрасли — никто не подделывает кефир или молоко. Это не алкоголь, не табак — просто невыгодно этим заниматься", — говорит коммерческий директор молочного завода "Пискаревский" Георгий Житмарев.
По данным Союзмолока, доля контрафакта (товаров, на которых незаконно размещены товарный знак, а также товаров без маркировки, предусмотренной законом) в молочной отрасли составляет менее 1%. Для сравнения, по оценкам Минпромторга, в сегменте парфюмерии доля контрафакта достигает 20%, обуви — 30%. Доля нелегальной табачной продукции, по оценкам Nielsen, которые ранее приводил РБК, составляет 15,6%.
По данным Союзмолока, доля контрафакта (товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, а также товаров без маркировки, предусмотренной законом) в молочной отрасли составляет менее 1%.
В молочной отрасли гораздо острее стоит проблема фальсификата (продукции, свойства которой не соответствуют заявленным на упаковке), утверждает Артем Белов. Доля фальсифицированной продукции на молочном рынке достигает 20%, следует из данных Россельхознадздора.
Однако для борьбы с фальсификатом существует система электронной ветеринарной сертификации "Меркурий", напоминает Артем Белов. "Меркурий" позволяет отследить производственную цепочку от сырья до готового продукта. С осени прошлого года "Меркурий" стал обязателен и для производителей готовых молочных продуктов. "С учетом действующих в пищевой отрасли систем прослеживаемости: ЕГАИС, "Меркурий", документарной системы ФНС, четвертая дублирующая система абсолютно нецелесообразна и избыточна", — говорит Белов.
В молочной отрасли уже действуют три системы цифрового контроля. Создавать еще одну дублирующую систему нецелесообразно и избыточно, уверены участники рынка.
В Минпромторге, напротив, считают, что две системы дополнят друг друга. "Интеграция двух систем необходима для реализации сквозной прослеживаемости молочной продукции "от коровы до кассы", что позволяет потребителю быть уверенным в легальности приобретаемой продукции", — отмечали ранее в министерстве.
Кто заплатит
Участники рынка понесут существенные финансовые расходы на воплощение инициативы чиновников. По оценкам Союзмолока, в первый год затраты на систему маркировки в 1,5 раза превысят валовую прибыль всей молочной отрасли и составят не менее 61,3 млрд руб. В среднем расходы на одну линию составляют около 6,5 млн руб., подсчитали участники рынка.
По словам Георгия Житмарева, только из-за новых марок себестоимость продукции вырастет на 3%. Кроме того, по его словам, производителям молочных продуктов придется изменить технологию их доставки в розницу. Поскольку маркировку необходимо считывать с каждой упаковки, нужно будет использовать паллеты, что сделает доставку в 2,5 раза дороже. "В результате продукты подорожают на 10%. Это ляжет либо на покупателей, либо на поставщиков сырья, либо на производителей", — делает вывод Житмарев.
Однако переложить дополнительные затраты на покупателя молочной продукции будет сложно, поскольку спрос в отрасли последние годы демонстрирует отрицательную динамику. По данным АЦ Milknews, потребление молочных продуктов в России в 2019 году сократилось на 0,5% от уровня годом ранее.
Переложить дополнительные затраты на покупателя молочной продукции будет сложно, поскольку спрос в отрасли последние годы демонстрирует отрицательную динамику.
Технические сложности
Опрошенные РБК Петербург участники рынка указывают и на технические сложности в реализации проекта. "Никто не готов к новой системе — ни молочная отрасль, ни типография, ни машиностроение — у нас в России просто нет оборудования по нанесению и считыванию этих марок. Такое оборудование есть в Японии и Америке. Получается, мы им деньги отнесем?", — задается вопросом Георгий Житмарев.
"Идея системы маркировки преследует благие цели, однако сложность технической реализации, а также особенность сектора молочной промышленности создают неуверенность у игроков рынка в возможности реализации проекта", — говорят в пресс-службе Valio.
Пока же участники молочной отрасли все надежды возлагают на анализ результатов пробной эксплуатации системы маркировки. Как сообщил Артем Белов, до конца февраля должен быть подготовлен итоговый доклад, в рамках которого будет оценена целесообразность системы. "Мы от лица Союзмолока будем настаивать на том, что маркировка вообще не нужна, она просто нецелесообразна для отрасли, где нет проблем с контрафактом", — отметил эксперт в разговоре с РБК Петербург.
Справка
Введение обязательной маркировки молочных продуктов утвердил своим распоряжением в июле прошлого года Дмитрий Медведев. Согласно документу маркировке подлежат молоко и сливки, сухое молоко и сливки, кисломолочные продукты, молочная сыворотка, сливочное масло, сыры, творог и др. Однако сроки введения маркировки должны быть назначены дополнительно — по итогам тестовой эксплуатации системы. Тестовый период начался 15 июля 2019 года и должен был завершиться 29 февраля 2020 года, но Минпромторг продлил его до 31 мая 2020 года.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Информационно-аналитическое агентство INFOLine объявляет о специальном предложении! Получите подписку на «Тематические новости: Рынок общественного питания РФ» бесплатно до конца февраля 2020 года!

«Тематические новости: Рынок общественного питания РФ» позволяют оперативно получать информацию не только об открытии новых объектов ресторанных сетей, их ребрендинге и развитии новых форматов, но и отслеживать тренды потребительского поведения, новые законодательные инициативы и общее состояние розничного рынка России в целом.

Типовая структура выпуска услуги «Тематические новости: Рынок общественного питания РФ» :
Новости потребительского рынка

•         Государственное регулирование
•         Общие новости общественного питания
•         Новости сетей общественного питания: Fast Food, Fast casual, Суши-шоп, Пекарни и кондитерские, Фуд-холл, Fine dining, Прочие форматы
•         Новые форматы и ребрендинг
•         Вендинг и Foodtech
•         Новости торговой недвижимости


Периодичность выхода выпусков - 2 раза в неделю.

Оставьте свою заявку на получение мониторинга Тематические Новости «Рынок общественного питания РФ» до конца февраля 2020 года БЕСПЛАТНО сейчас используя форму запроса ниже: 

Задать Ваши вопросы, получить тестовый выпуск мониторинга или  узнать подробнее о других информационных продуктах INFOLine Вы можете по телефонам: +7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848 доб. 184 или по электронной почте retail@infoline.spb.ru .

Менеджер проекта: Никита Матвеев.