Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Предзаказ остался основной опцией в дистанционной торговле лекарствами. "РосБизнесКонсалтинг". 27 февраля 2021

Спустя восемь месяцев после начала дистанционной торговли лекарствами потребители предпочитают лишь заказывать их в интернете и самостоятельно забирать из аптек. Это обусловлено невозможностью доставки рецептурных препаратов
Доля заказов с доставкой товара потребителю по итогам 2020 года не достигла и 20% от всех продаж лекарств в интернете в денежном выражении, оценила по просьбе РБК исследовательская компания DSM Group. По данным аналитиков, в дистанционной торговле лекарствами доминируют онлайн-бронирования, когда пользователь делает в интернете предзаказ, а потом сам забирает товар из аптеки. Всего в прошлом году дистанционным способом было продано лекарств на 72 млрд руб., из них только 14 млрд руб. пришлось на классическую интернет-торговлю с доставкой, констатирует гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.
Весь отечественный аптечный рынок (с учетом продаж парафармацевтики — товаров, не являющихся лекарствами: бинтов, косметики, БАДов и т.д.) DSM Group оценивает по итогам 2020 года в 1,4 трлн руб. Доля дистанционных продаж (также с учетом парафармацевтики) достигла 6,6%, что на 2,2 п.п. больше, чем в 2019 году, когда продажи с доставкой лекарств еще не были разрешены.
Ранее Ассоциация компаний интернет-торговли оценилаонлайн-продажи лекарств в России за шесть месяцев 2020 года в 5,6 млрд руб., что составляет лишь 0,2% всего отечественного рынка дистанционной торговли. Обычные онлайн-бронирования лекарств ассоциация не оценивала.
Доминирующую роль предзаказов в дистанционной продаже лекарств подтверждают в группе «Аптечная сеть 36,6», управляющей сетями «36,6» и «Горздрав». По ее данным, более 90% онлайн-продаж по-прежнему приходится на бронирование лекарственных средств. В других опрошенных РБК аптечных сетях — «Ригла» и «Аптечные традиции» — цифры не привели, но также признали, что потребители предпочитают забирать забронированный товар самостоятельно.
Когда в России разрешили доставку лекарств
Президент Владимир Путин подписал закон об онлайн-продаже лекарств в апреле 2020 года. Первые разрешения на дистанционную торговлю аптекам были выданы Росздравнадзором в мае 2020 года. Аптеки могут осуществлять розничную торговлю только безрецептурными лекарствами. Нельзя также продавать наркотические, психотропные, а также спиртсодержащие препараты с долей этилового спирта свыше 25%.
Среди основных требований к компаниям, обращающимся за разрешением на дистанционную торговлю лекарствами, — действующая лицензия на фармацевтическую деятельность не менее одного года и не менее десяти аптечных точек.
Кроме того, необходимо наличие электронной системы платежей или мобильного платежного терминала, а также собственной курьерской службы (либо договор со специализированной компанией).
Почему потребители предпочитают предзаказы

Развитие аптечного онлайн-ретейла может идти только по характерному для российской интернет-розницы пути, когда товары доставляются в пункты выдачи заказов, в случае с фармой — в аптеки, убежден гендиректор «Аптечной сети 36,6» Александр Кузин. По его мнению, потребителям удобнее зайти в аптеку, «где квалифицированный персонал выдаст товар и проконсультирует по препарату».
Шуляк из DSM Group большую популярность онлайн-бронирований связывает с невозможностью сейчас заказать доставку рецептурных препаратов. С ним согласны гендиректора сетей «Аптечные традиции» и «Ригла» Дмитрий Руцкой и Александр Филиппов.
Доля продаж лекарств, не требующих рецепта, составляет в аптеках около 20–30%, оценивает Руцкой. В онлайн-продажах спрос на рецептурные препараты выше, чем в традиционной рознице, уточняет Шуляк. По его оценке, на рецептурные лекарства приходится 46% заказов, тогда как в офлайне это 40% всех продаж.
За счет доставки увеличивается стоимость заказа, называет еще одну причину Филиппов. «В регионах средний чек составляет около 250 руб., в Москве — примерно 650 руб. При этом доставка заказа до потребителя стоит не менее 300 руб. Насколько нужно увеличить стоимость продукции, чтобы такие заказы было выгодно возить?» — рассуждает Руцкой. В сети «Ригла» доля онлайн-продаж едва превышает 10% от общего оборота, добавляет Филиппов.
В конце 2020 года стало известно, что Минздрав разработал законопроект, который упрощает выдачу разрешений на онлайн-продажу лекарств и разрешает продажу через сайты-агрегаторы. РБК направил запрос в министерство о текущем статусе законопроекта и возможности дальнейшей либерализации дистанционной торговли лекарствами.
Опрошенные логистические компании уверяют, что сервис доставки лекарств растет, даже при том что сейчас разрешена онлайн-торговля только безрецептурными препаратами. С начала сотрудничества с аптечными сетями среднее количество заказов в месяц выросло в 3,5 раза, сообщила гендиректор «Достависты» Татьяна Борзых. Курьеры компании с прошлой весны доставляют лекарства из аптек, принадлежащих группам «Аптечная сеть 36,6» и «Эркафарм» (сети «Озерки», «Доктор Столетов» и др.). Средний чек варьируется от 200 до 600 руб., уточняет Борзых. Количество заказов, в которых есть лекарства, растет, говорит и директор по продажам СДЭК Андрей Мякин.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.