Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Глобальный газовый рынок в условиях декарбонизации: перспективы и вызовы для компаний. "OilCapital.ru". 27 июля 2021

Для газовой индустрии серьезнейшими вызовами является обеспечение сокращения углеродного следа продукции и убеждение в своей низкоуглеродности.
В течение прошлого года на газовых рынках наблюдалась серьезная волатильность, и еще в середине 2020 г. рост цен в 3-3,5 раза (до текущих $12-13/млн б.т.е. на ключевых рынках сбыта) был маловероятен. На 2022 г. форвардная цена на хабе TTF, по оценкам Reuters, сохраняется на высоком уровне — чуть ниже $10/млн б.т.е. В сложившейся ситуации интересно, что помимо традиционных фундаментальных факторов (погодные условия, состояние ПХГ, восстановление спроса после кризиса, плановые ремонты трубопроводов и т.п.) на рынке стало явно прослеживаться влияние климатической повестки.
К середине 2021 г. стоимость выбросов диоксида углерода в системе торговли выбросами (СТВ) ЕС по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла почти в два раза до €50 за тонну СО2-экв. (к 2030 г. и вовсе ожидается €100 за тонну). Это дало дополнительный стимул для генерирующих компаний делать свой выбор в пользу газа вместо угля. В июле в Китае, который является вторым импортером СПГ (67 млн тонн в 2020 г. и уже 54 млн тонн за первое полугодие 2021 г.) и крупнейшим мировым эмиттером (около 10 млрд тонн СО2-экв.), была запущена собственная СТВ. На начальной стадии она будет покрывать только 2225 энергетических компаний с выбросами более 4 млрд тонн СО2 (для сравнения, в ЕС оборот 1,6 млрд т). Данное нововведение, вероятнее всего, найдет отражение в региональном спросе на газ (и в частности, СПГ) в скором будущем.
Всего в мировой энергетике, по оценкам Global Data, ожидается рост мощностей с использованием газового сырья в среднем на 2% в год до 2030 г. или на 22% от уровня 2020 г.
Помимо этого, метан (в различных формах) может получить карт-бланш и от ужесточения климатических требований в судоходстве, на который сейчас приходится около 2-3% мировых выбросов СО2 (в абсолютном выражении больше уровня Германии). В ЕС, согласно недавно представленному Еврокомиссией масштабному плану по достижению климатических целей Fit for 55, с 2023 г. предполагается постепенное включение морского транспорта в систему торговли выбросами. Уже к 2026 г. судовладельцам придется платить за свои подтвержденные выбросы (100% для судов, путешествующих внутри ЕС, и 50% — для отправляющихся из порта или прибывающих в порт любой страны ЕС). В свою очередь, Международная морская организация (IMO) в прошлом месяце определила обязательные меры по снижению выбросов, которое уже к 2026 г. должно составить 11% от уровня 2019 г., к 2050 г. — 50% от показателя 2008 г.
Применение СПГ в качестве судового топлива может способствовать снижению удельных выбросов СО2 почти на 25%, а оксидов серы — на 100%, и при этом он остается более безопасным в случае разлива. В прошлом году, когда начало действовать требования международной конвенции MARPOL (0,5% содержания серы в бункерном топливе и 0,1% для отдельных зон), потребление СПГ на морском транспорте выросло почти вдвое относительно 2019 г. до 1,5 млн тонн.
На сегодняшний день в мире насчитывается около 190 судов, работающих на СПГ-топливе (почти на 63% больше чем в 2017 г.), а еще 140 относятся к категории LNG ready (изначально спроектированы с возможностью быстрого переоборудования под СПГ). При этом около 20% заказанных в этом году "новостроев" приходится именно на СПГ-суда, что дает повод предполагать, что к 2030 г. сжиженный природный газ может занять 10-15% в структуре потребления бункерного топлива.
Действительно, большинство отраслевых агентств и участников рынка сходятся во мнении, что в ближайшие пару десятилетий "голубое" топливо станет неотъемлемой частью и связующим звеном процесса энергоперехода (в отличие от других ископаемых топлив).
В зависимости от источника прогноза ежегодный рост спроса на газ оценивается в 1-1,4% до 2040 г. В большей степени рост будет обеспечен азиатскими потребителями (чуть менее 50% от общего прироста за 20 лет), где необходимо будет существенно сократить долю угольной генерации (57% по состоянию на 2020 г.), чтобы приблизиться к поставленным рядом стран целям по достижению климатической нейтральности к середине века.
СПГ, который позволяет выходить на рынки, недоступные для трубопроводов, а также расширять торговые и стратегические отношения, станет важной составляющей газового рынка в ближайшие десятилетия. Компании, заморозившие свои проекты по сжижению газа в прошлом году из-за неопределенностей с коронакризисом, возвращаются к пересмотру и реализации своих планов. Так, по оценкам Global Data, мировые мощности по сжижению газа будут расти в среднем на 10% в год до 2030 г. Почти половина прироста ожидается за счет США, около 13% новых мировых мощностей планируется в России, 11% — в Канаде, 7% — Катаре и 3% — в Австралии.
При этом, чтобы вписаться в новую модель рынка и оставаться конкурентоспособными, производителям СПГ, чей углеродный след выше трубопроводного газа, придется внедрять инновационные решения на всех звеньях производственно-сбытовой цепочки, добиваясь сокращения эмиссии парниковых газов, а также "озеленять" свои поставки в регионы с заявленными климатическими целями (например, путем компенсации углеродного следа сертификатами на выбросы и углеродными кредитами, а также использования технологий CCUS/УХУ, как это уже делают некоторые компании). На сегодняшний день углеродно-нейтральный сжиженный природный газ составляет незначительную часть мировой торговли СПГ: с момента продажи первого груза в 2019 г. поставлено было всего 14 грузов (для сравнения, более 5 тыс. грузов СПГ в целом за 2020 г.). Однако компании уже активно делают шаги в этом направлении. Например, в июле англо-голландская Shell договорилась с Китаем о пятилетних поставках СПГ с нулевым выбросом.
Таким образом, сейчас для газовой индустрии в целом и СПГ в частности серьезнейшими вызовами является обеспечение сокращения углеродного следа продукции и убеждение в своей низкоуглеродности. При этом пока остается ряд вопросов относительно масштабирования торговли СПГ с нулевым выбросом, как охват учитываемых выбросов, их методология измерения и верификация.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.