"Чашка капучино ценою в бизнес". Основательница кофейной сети — о жизни без компромиссов. "ТАСС". 25 декабря 2018

Владелица международной сети кофеен "Даблби" Анна Цфасман рассказала ТАСС о том, как бизнес начался с одной чашки кофе, почему не стоит идти на компромиссы и всегда лучше оставлять эмоции в стороне.
— Начну с провокационного вопроса. Изначально вы хотели быть предпринимателем?
— Отвечу также провокационно: я никогда не хотела быть предпринимателем.
— Ясно. Если говорить о поддержке государства в сфере малого и среднего предпринимательства, видите какие-то улучшения?
— Безусловно. Уменьшилась бюрократия и количество отчетности. Если говорить о Москве, то в том числе при поддержке властей стали по-другому воспринимать сам факт предпринимательства. Общество стало понимать, что предприниматели не "барыги", которые джинсы перепродают, а делают полезные вещи для людей. И теперь в столице появился целый департамент, посвященный предпринимательству (департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы — прим. ТАСС). На мой взгляд, это очень круто. Мне нравится, что они готовы информационно и образовательно поддерживать не только малый бизнес Москвы, но и тех предпринимателей, которые ориентированы на экспорт. Я, кстати, в направлении экспорта планирую с ними (департаментом — прим. ТАСС) сотрудничать.
— На ваш взгляд, какие фатальные ошибки в бизнесе лучше не делать?
— Это ошибки, которые могут уничтожить твою репутацию. Это те границы в бизнесе, которые переходить нельзя. И я заметила, что, в отличие от того же бизнеса в 90-х, сегодня многие понимают важность этого правила. Думаю, что во многом и изменившаяся сфера комфорта для малого и среднего бизнеса также на это повлияла.
— Окей. Давайте начнем с самого начала и вернемся к тому, как вы заработали первые деньги?
— Первые деньги я заработала в 13 лет, собирая мужские бритвы на заводе. Времена были голодные, так что родители с пониманием отнеслись к моей подработке. Предваряя ваш следующий вопрос, отвечу, что первую зарплату потратила на покупку собаки, а оставшиеся деньги отдала родителям. Это был конец 80-х. Потом я подрабатывала каждое лето, но уже персональным ассистентом, поскольку свободно говорила по-английски. Во взрослой жизни карьера пошла по пути топ-менеджмента. Я работала в самых разных сферах, но, наверное, ключевое из моих компетенций — погружаться с головой в продукты, делая их лучшими на рынке.
— Как получилось, что жизнь поставила вас на рельсы предпринимательства?
— В 2007 году меня пригласили стать управляющей сетью кофеен. Я очень увлеклась кофе, научилась не только его описывать как продукт, но и хорошо в нем разбираться. На мой взгляд, кофе — это продукт более затягивающий, нежели вино. У кофе в разы больше вкусовых параметров. Кроме того, большое количество стадий обработки и обжарки кардинально влияет на то, какой кофе мы пьем. В общем, процесс невероятно увлекательный. Но в какой-то момент инвесторы сказали, что все здорово, но "давайте покупать кофе попроще". И в 2012 году я была вынуждена уйти.
— То есть вы не тот человек, который идет на компромиссы?
— Если от этого зависит качество продукта, за который я отвечаю, то нет. Тем более в тот момент мне было важно не идти на компромиссы, не выдавать желаемое за действительное. В бизнесе точно так же: если в фундаменте компромисс, трещины от него очень быстро себя проявят. В итоге получилась классическая ситуация, как в жизни: что происходит, когда женщина видит, что горит дом?
— Начинает тушить?
— Да, она берет ведра с водой и тушит пожар. Так произошло и на кофейном рынке. Я начала искать инвесторов для собственного бизнеса, благо моя репутация, сложившаяся за годы работы в этой сфере, позволяла это сделать. Такая вот "чашка капучино" ценою в бизнес.
— Ну, тогда расскажите про инвесторов и первоначальные вложения.
— Вложения составили 1 млн долларов, из них моя часть — 20%. А вообще за мой бизнес-проект развернулась битва между инвесторами. Так что я могла выбирать.
— Как открывались?
— Ощущения от открытия первой точки помню до сих пор. Нам подвернулось место в телецентре "Останкино". Мы тогда сразу подумали, что нашли золотую жилу, ведь журналисты — кофеманы, это знают все.
— По лицу вижу, что чего-то не учли. Так?
— Да, верно. Проблема была в том, что нас посадили у главного входа, который долго не открывали. И даже когда открыли, все по привычке ходили через другой вход. А самые прибыльные клиенты одного телеканала, как назло, находились в противоположном конце здания. Другие, как оказалось, попросту не могли себе позволить 150 рублей за одну чашку капучино, пускай даже самого качественного и вкусного. В итоге нас потихоньку "съедала" дорогая аренда, продажа кофе не оправдывала ожиданий и вложенных средств. А параллельно я еще пыталась открыть целую сеть, но нас с нашей идеей кофейно-чайных магазинов никто не хотел брать. Короче, все было чудовищно. Деньги заканчивались.
— Как нашли выход?
— Я нашла выход, когда деньги закончились окончательно. Мы искали место в центре, в итоге решили разместиться в Милютинском переулке. Конечно, нас с центральной Мясницкой улицы не было видно, но рядом строился бизнес-центр, и мы рассчитывали на поток людей оттуда. В итоге бизнес-центр не открылся. Но к нам все равно приходило много гостей, даже в Милютинской переулок.
— Каким же образом вы обеспечили себе поток клиентов?
— Во-первых, реклама, а во-вторых — наш кофе нравился людям, а далее они по цепочке рекомендовали кофейню друг другу. Кроме того, у нас есть определенная система мотивации бариста. Помимо этого, мы разрабатываем рецепты кофе, позволяющие максимально раскрыть вкус напитка. Работаем только с качественными ингредиентами и развиваем и отдельных бариста, и команду целиком. Еще у нас в кофейнях можно взять одну чашку кофе и просидеть несколько часов, не ловя на себе косые взгляды. Все это в совокупности дало толчок бизнесу и росту сети франшиз.
— Были ли попытки давления на бизнес?
— Совершенно нет. Как-то к нам приходили пожарные и при проверке отметили, что у нас стоят не те огнетушители, и помогли купить другие. Раньше мы и поверить в такое не могли. Или другая, к примеру, история, связанная с жалобами конкурентов в Роспотребнадзор: у нас не было вывески "не курить". Но каково было мое удивление, когда сотрудницы самого ведомства предложили помощь по устранению проблемы.
— Хотелось когда-нибудь выйти из бизнеса?
— Безусловно, я обычный человек и устаю временами. Но мыслей выйти из бизнеса не было никогда. Иногда думала, как было бы здорово, если бы кто-нибудь взял на себя операционную деятельность, а я бы занималась только стратегией. Но так не получится ни у кого, поэтому я от себя эту мысль отогнала.
— В бизнесе у вас есть место чувствам или всегда все оцениваете "холодной головой"?
— Я считаю, что в бизнесе нет места эмоциям. Безусловно, в жизни я могу расстроиться, но нервы у меня железные — это врожденное качество. Я не впадаю в истерики, психозы. Я рассматриваю все как шахматную партию. Кроме того, наша компания и сейчас обходится очень дорого, мы тратим огромные деньги на качественные продукты: поэтому лишние эмоции здесь не нужны. Считаю, что в любом бизнесе лучше применять такой подход.
— Но при этом вы предварительно не тестируете перед выходом свою новую продукцию. Почему?
— Я знаю, что во многих компаниях требуют обоснование для выпуска той или иной новой продукции. Поэтому в мире сейчас так туго с хорошими продуктами. Вот мы сейчас делаем новый напиток, готовимся к сезону, и даже мои сотрудники говорят "надо протестировать". Я отвечаю, что, чтобы сделать что-то крутое, не надо никого слушать! Я вам и так скажу, что все любят сладенькое и газированное. Но если бы мы действительно на выходе от работы с фокус-группами имели бы классные продукты, рынок был бы ими завален. Но это же не так.
— Как вы оцениваете предпринимательский потенциал следующего поколения Z, рожденного в 2000-х?
— Для того чтобы запустить бизнес, необходимо иметь базу и широкий кругозор. Если ограничивать свою жизнь социальными сетями, как делают сегодня многие подростки, то физически не сможешь сделать и запустить качественный продукт. Поэтому я считаю, что нынешнему поколению нужно больше "работать руками", а также использовать ориентированность подростков на деньги.
— Скоро Новый год. Есть что загадать?
— Конечно, есть! В моем бизнесе сегодня остро стоит вопрос кадров. Порой искать людей просто негде. С одной стороны, есть определенная безработица, а с другой — на белую зарплату в заготовочный цех людей непросто найти. Мы бы с удовольствием брали людей даже без опыта — а взять негде. Было бы здорово, если бы правительство города нам помогало такие задачи решать.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Общественное питание» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233