Уроки экономии. "Продвижение продовольствия. Prod&Prod". № 4 2015

Поведение потребителей в условиях роста цен
ДИСБАЛАНС: Не нужно быть экономистом, чтобы заметить существенное увеличение расходов на продукты питания среди населения, связанное с ростом цен и снижением реальных доходов. По данным Росстата, в первом квартале 2015 года доля расходов на продукты питания составила 47,2 %.
При этом численность россиян, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, по сравнению с прошлым годом возросла на три миллиона и составила почти 23 миллиона человек
Эти данные позволяют говорить о снижении уровня жизни населения, поскольку, как известно, именно расходы на продовольствие являются одним из критериев благосостояния.
Как свидетельствуют данные национальных служб статистики, в США, к примеру, в прошлом году их доля в общей структуре бюджета домохозяйств составляла 6,6 %, в Германии – 10,9 %, в Италии – 14,2 %. Неудивительно, что в условиях роста цен и сокращения доходов россияне начинают экономить, в том числе на продовольственных товарах.
По данным фонда "Общественное мнение" за июнь 2015 года, среди продуктов, расходы на которые сокращаются, преобладают мясо и птица (29 %), сыр и колбасы (23 %), рыба и морепродукты (21 %), фрукты (19 %) и кондитерские изделия (17 %). Какие стратегии экономии выбирают российские потребители?
Попытаемся обозначить основные потребительские тенденции, основываясь на открытых статистических данных и результатах социологических исследований.
ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ
В стремлении сэкономить россияне переходят на более дешевые продукты. Росстат отмечает рост употребления высокоуглеводных гарниров вместо свежих и замороженных овощей, курицы – вместо мяса и рыбы, а также сокращение расходов на фрукты, а также кондитерские изделия и увеличение потребления хлеба. По данным исследовательского холдинга Ромир, среднее потребление говядины составляет 12 кг в год, свинины – 20 кг, тогда как курицы – более 30 кг. Отметим, что речь идет не о дешевых аналогах продуктов, а о замене их другими качественными, но менее дорогостоящими. Поскольку даже в кризисных условиях на качестве продуктов потребители стараются не экономить, перераспределяя и оптимизируя семейный бюджет.
ПОИСК ВЫГОДНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По данным исследовательской компании GfK, полученным в результате опроса более 10 тысяч домохозяйств в России, самая распространенная стратегия экономии, которую используют россияне, – это поиск выгодных предложений. Соответственно, растет число покупок по промоакциям, увеличивается количество россиян, приобретающих продукты в дискаунтерах, растет популярность больших упаковок, приобретаемых по оптовой цене. Эти выводы подтверждаются и другими данными: увеличивается интерес к мобильным приложениям, которые позволяют сравнивать цены на продукты одной товарной категории, представленные в разных торговых точках. По данным холдинга Ромир, 24 % потребителей стараются покупать товары со скидками; 22 % чаще стали делать покупки в дискаунтерах.
НЕДОВЕРИЕ К КАЧЕСТВУ
Количество сообщений федеральных и региональных проверяющих органов о нарушениях в ходе производства тех или иных продуктов питания, о несоответствии действительности информации на упаковке заметно увеличилось. Так, например, по данным Роспотребнадзора, проводившего внеплановые проверки в разных сегментах рынка, в 27 % случаев замороженная рыба и морепродукты не соответствуют требованиям: в них либо превышено содержание ледяной глазури, либо используется более дешевый продукт. А в 20 % брикетов сливочного масла молочные жиры заменены растительными, причем информация на упаковке об этом отсутствует. В век Интернета сведения о некачественных продуктах распространяются очень быстро, поэтому пропорционально растет и недоверие потребителей.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА ОПЫТ
В условиях недоверия к производителям и качеству выпускаемой продукции потребители предпочитают ориентироваться на собственный положительный опыт и на объективные впечатления. Иными словами, рациональная составляющая при совершении покупок преобладает над эмоциональной. По данным компании Ромир, 28 % потребителей уменьшают объемы закупок, приобретая только действительно нужные продукты. Вместе с тем, увеличилось среднее время, которое потребитель проводит в магазине, поскольку он дольше задерживается возле полок для поиска выгодных предложений и изучения на упаковке информации о продуктах.
ПОИСК ЛОКАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ
Тенденция к поиску на прилавках отечественных товаров наметилась давно, еще до введения эмбарго в первой половине 2014 года российские потребители отдавали им предпочтение на волне всплеска патриотических настроений. Сегодня же речь идет не только о покупках отечественной продукции (которые стали во многом вынужденными из-за введения эмбарго), но и о выборе товаров, выпускаемых местными производителями. Это объясняется, опять же, вопросом доверия: потребитель уверен, что местная продукция, особенно та, которая относится к категории скоропортящейся, более качественная, посколько нет трудностей при транспортировке и хранении.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ
Политическая ситуация в России так или иначе накладывает отпечаток практически на все сферы жизни. Очевидно, именно политические события и всплеск патриотических настроений привели к тому, что россияне, по данным Synovate Comcon, стали более охотно откликаться на предложения компаний с высоким уровнем социальной ответственности.
ПРЕДПОЧТЕНИЕ ДОМАШНЕМУ ПИТАНИЮ
По данным медиа-агентства Initiative, потребители в 2015 году стали питаться чаще дома. Так, 20 % из числа респондентов полностью отказываются от посещения заведений общественного питания, еще 40 % существенно сократили число таких посещений. В связи с этим увеличивается интерес к домашней кулинарии, к приготовлению блюд из преимущественно недорогих, доступных, но качественных продуктов.
ИТОГИ
Итак, как свидетельствуют данные статистики и результаты исследований, доходы россиян заметно сократились, в связи с чем они вынуждены экономить, в том числе и на продуктах питания. Однако эта экономия достигается не путем приобретения менее качественных и потому дешевых товаров, а в первую очередь через перераспределение расходов и оптимизацию семейного бюджета.
Разработка маркетинговой стратегии для продвижения товара на рынке, удержания или увеличения покупательского спроса невозможна без учета интересов потребителей и тенденций, определяющих их поведение.
Поэтому сформулируем некоторые выводы относительно продвижения в сегодняшних условиях.
Одним из актуальных способов завоевания лояльности становятся различные ценовые акции, в рамках которых товары продаются со скидками. Нет сомнений, что участие в акциях положительно сказывается и на продажах, и на узнаваемости бренда, поскольку помогает ему выделиться на фоне конкурентов. Однако для завоевания долгосрочной лояльности ценовых скидок мало: важно, чтобы потребитель, попробовав акционный товар, был готов покупать его и без скидок, а для этого необходимо обеспечить удовлетворяющее покупателя качество.
Эффективными могут быть различные эксперименты с упаковкой при сохранении состава и качества товара. Речь идет как о ее удешевлении, так и об изменении формы. По данным холдинга Ромир, на 15 % выросло число потребителей, которые покупают кофе в большой упаковке (190 грамм), тогда как раньше отдавались предпочтения упаковке в 50 грамм. А вот каши быстрого приготовления, напротив, чаще покупают в порционных пакетах, нежели в больших коробках.
В условиях недоверия к качеству продуктов и производителям важная максимальная открытость, готовность рассказывать потребителю о себе и о своем продукте, давать больше информации, чем конкуренты. Заметим, что выбор россиянами продуктов питания стал более рациональным, а значит, любое заявление должно подтверждаться доказательствами и аргументами.
Реклама как таковая сегодня становится не основным инструментом продвижения, а способом обеспечить узнаваемость бренда, тогда как доверие завоевывается только при помощи диалога. Именно открытость и диалог позволят продемонстрировать социальную ответственность, стремление к улучшению благосостояния общества, реализацию благотворительных программ. При этом не стоит забывать, что подтвержденное высокое качество товара даже в трудных экономических условиях – это тоже своего рода социальная ответственность.
Шансы на завоевание потребителей возрастают у местных производителей, поставляющих продукцию на местные рынки. Однако если раньше географического позиционирования было достаточно для успеха, особенно если оно подчеркивалось соответствующими упаковочными решениями и рекламными сообщениями, то сегодня потребителю нужны очевидные доказательства того, что этот товар действительно самый свежий и натуральный.
Ухудшение качества товаров, замена ингредиентов более дешевыми – путь неверный с точки зрения не только долгосрочной стратегии развития, но и тактики удержания лояльности потребителей в кризисных условиях. Напротив, в ситуации, когда решающими факторами выбора становятся рациональные аргументы, а не эмоциональное воздействие, важно убедить потребителя в качестве товара. Особенно актуальным это требование становится именно в связи с перераспределением расходов, когда потребитель не может себе позволить попробовать множество предложений, а старается сразу возле магазинной полки выбрать то, которое максимально отвечает его запросам. Как подтверждают исследования, сегодня покупатель предпочитает ориентироваться в первую очередь на собственный опыт. Это служит определенной гарантией, что в следующий раз он купит тот же товар, качество которого его однажды устроило.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «FMCG сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233