Антимонопольная служба принуждает РУСАЛ к продаже Красногорской ТЭЦ. "РБК-Екатеринбург". 12 февраля 2019
13.02.2019 в 15:43 | РБК-Екатеринбург | Advis.ru
Принуждение к сделке
В свердловском арбитраже в конце февраля 2019 года начнется процесс по иску Свердловского УФАС о принудительной продаже Красногорской ТЭЦ, принадлежащей РУСАЛу.
Ответчик — ООО "Объединенная компания РУСАЛ-Энергосеть", под управлением которой находится объект генерации. По данным УФАС, причиной для иска стали факты "осуществления ТЭЦ деятельности преимущественно не для удовлетворения собственных нужд".
Красногорская ТЭЦ (установленная мощность –121 МВт) расположена в восточной части Каменска-Уральского, на территории Уральского алюминиевого завода (УАЗ, принадлежит РУСАЛ). Объект обеспечивает теплом и электроэнергией несколько жилых микрорайонов и промпредприятий (УАЗ, КУМЗ). В 2015 году компания выкупила объект генерации у ПАО "Т Плюс" для обеспечения мощностями собственного производства.
"ОК РУСАЛ-Энергосеть" зарегистрирована в 2008 году в Свердловской области. Численность сотрудников компании, по данным базы "Контур.Фокус", — один человек. Учредителями выступают две офшорные структуры — Юнайтед Компани Русал Энерджи Лимитед и Русал Лимитед. "ОК РУСАЛ-Энергосеть" является также учредителем ООО "Нижнебогучанская ГЭС" в Красноярском крае.
По данным РБК Екатеринбург, процедура принудительной продажи Красногорской ТЭЦ была запущена в результате конфликта с ОАО "МРСК Урала" (дочерняя компания ПАО "Россети"). Нарушения, которыми УФАС аргументирует требования о смене собственника, были выявлены в ходе судебного разбирательства о взаиморасчетах между сетевиками и алюминиевой компанией. В пресс-службе "МРСК Урала" это подтвердили.
"В связи с приобретением у ПАО "Т Плюс" Красногорской ТЭЦ и несвоевременным внесением соответствующих корректировок в тарифно-балансовые решения по утверждению тарифов на территории Свердловской области ОАО "СУАЛ" обратилось в суд с иском о взыскании с ОАО "МРСК Урала" неосновательного обогащения. Результатом рассмотрения дела в суде явилось взыскание с ОАО "МРСК Урала" суммы более 93,9 млн руб., а также возбуждением дела в УФАС по Свердловской области о нарушении ОАО "СУАЛ" антимонопольного законодательства", — сказано в ответе компании на запрос РБК Екатеринбург.
Разбирательство между дочерней компанией "Россетей" и "СУАЛ", о котором идет речь, возникло из-за того, что после смены собственника Красногорской ТЭЦ в 2015 году, "МРСК Урала" почти год не была уведомлена об этом. Компания все это время выставляла УАЗ счета по договору, которые завод добровольно оплачивал. А затем предприятие потребовало от "МРСК Урала" вернуть неосновательное обогащение, так как все это время УАЗ использовал ресурсы собственной станции.
По данным РБК Екатеринбург, вопрос о смене собственника Красногорской ТЭЦ рассматривается в ФАС. Ответ ведомства на запрос РБК Екатеринбург не поступил.
В пресс-службе РУСАЛ отказались от комментариев.
Полномочия ФАС
Федеральная антимонопольная служба России достаточно давно хочет получить право на обращение в суд с требованиями принудительной продажи непрофильных активов энергетических компаний, которыми те владеют незаконно. Соответствующее предложение содержится в проекте "дорожной карты", разработанном ФАС России для реализации Национального плана развития конкуренции на 2018-2020 годы. В соответствии с законом об электроэнергетике, энергокомпаниям запрещено совмещать естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности.
По мнению Олега Прошлякова, юриста адвокатского бюро "Павлова и партнеры", данная практика является для судов устоявшейся. "Практически нет сомнений в том, что Арбитражный суд Свердловской области удовлетворит исковое заявление УФАС и обяжет продать Красногорскую ТЭЦ. В соответствии с Законом о защите конкуренции, у ФАС и ее территориальных органов есть полномочия обращаться в суд не только для принудительной продажи имущества компаний, но и принудительной реорганизации. Реорганизация юридического лица может осуществляться в принудительном порядке по решению уполномоченных государственных органов или в силу закона. Необходимо отметить, что термином "принудительный" ГК РФ не оперирует", — объясняет Прошляков.
В 2013 году президент РУСАЛа Олег Дерипаска принял решение остановить электролизное производство на УАЗ. Одной из основных причин компания называла падение цен на алюминий на мировом рынке и постоянный рост тарифов на электроэнергию: при себестоимости выпуска металла на УАЗ в 2,4 тыс. долларов за тонну 42% в ее структуре приходилось на электроэнергию. Из-за заморозки электролизного производства без работы тогда осталось 400 человек. Представители "РУСАЛа" уверяли, что возобновят производство в случае стабилизации цен на алюминий на рынке, либо при уменьшении издержек на энергоресурсы. Однако даже после получения собственной ТЭЦ к выпуску алюминия в Свердловской области в "РУСАЛе" до сих пор не вернулись. В настоящее время на предприятии продолжают лишь глиноземное производство и строительство новых шламохранилищ для складирования опасных отходов.
Где это уже было?
Антимонопольные органы достаточно полно используют процедуру принудительной реорганизации в такой сфере, как электроэнергетика. Осенью 2013 года ФАС Волго-Вятского округа подтвердил правомерность по-настоящему прецедентного решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции по удовлетворению заявления Мордовского УФАС России о принудительной продаже имущества ООО "Горсветэлектросбыт".
Еще один кейс был в УрФО летом 2016 года: УФАС ХМАО-Югры обязал муниципальное предприятие "Городские электрические сети" (г. Ханты-Мансийск) прекратить совмещение деятельности по передаче электрической энергии и купле-продаже электрической энергии. Чтобы сделать это, ведомство предложило осуществить реорганизацию юридического лица (в форме разделения или выделения).
В свердловском арбитраже в конце февраля 2019 года начнется процесс по иску Свердловского УФАС о принудительной продаже Красногорской ТЭЦ, принадлежащей РУСАЛу.
Ответчик — ООО "Объединенная компания РУСАЛ-Энергосеть", под управлением которой находится объект генерации. По данным УФАС, причиной для иска стали факты "осуществления ТЭЦ деятельности преимущественно не для удовлетворения собственных нужд".
Красногорская ТЭЦ (установленная мощность –121 МВт) расположена в восточной части Каменска-Уральского, на территории Уральского алюминиевого завода (УАЗ, принадлежит РУСАЛ). Объект обеспечивает теплом и электроэнергией несколько жилых микрорайонов и промпредприятий (УАЗ, КУМЗ). В 2015 году компания выкупила объект генерации у ПАО "Т Плюс" для обеспечения мощностями собственного производства.
"ОК РУСАЛ-Энергосеть" зарегистрирована в 2008 году в Свердловской области. Численность сотрудников компании, по данным базы "Контур.Фокус", — один человек. Учредителями выступают две офшорные структуры — Юнайтед Компани Русал Энерджи Лимитед и Русал Лимитед. "ОК РУСАЛ-Энергосеть" является также учредителем ООО "Нижнебогучанская ГЭС" в Красноярском крае.
По данным РБК Екатеринбург, процедура принудительной продажи Красногорской ТЭЦ была запущена в результате конфликта с ОАО "МРСК Урала" (дочерняя компания ПАО "Россети"). Нарушения, которыми УФАС аргументирует требования о смене собственника, были выявлены в ходе судебного разбирательства о взаиморасчетах между сетевиками и алюминиевой компанией. В пресс-службе "МРСК Урала" это подтвердили.
"В связи с приобретением у ПАО "Т Плюс" Красногорской ТЭЦ и несвоевременным внесением соответствующих корректировок в тарифно-балансовые решения по утверждению тарифов на территории Свердловской области ОАО "СУАЛ" обратилось в суд с иском о взыскании с ОАО "МРСК Урала" неосновательного обогащения. Результатом рассмотрения дела в суде явилось взыскание с ОАО "МРСК Урала" суммы более 93,9 млн руб., а также возбуждением дела в УФАС по Свердловской области о нарушении ОАО "СУАЛ" антимонопольного законодательства", — сказано в ответе компании на запрос РБК Екатеринбург.
Разбирательство между дочерней компанией "Россетей" и "СУАЛ", о котором идет речь, возникло из-за того, что после смены собственника Красногорской ТЭЦ в 2015 году, "МРСК Урала" почти год не была уведомлена об этом. Компания все это время выставляла УАЗ счета по договору, которые завод добровольно оплачивал. А затем предприятие потребовало от "МРСК Урала" вернуть неосновательное обогащение, так как все это время УАЗ использовал ресурсы собственной станции.
По данным РБК Екатеринбург, вопрос о смене собственника Красногорской ТЭЦ рассматривается в ФАС. Ответ ведомства на запрос РБК Екатеринбург не поступил.
В пресс-службе РУСАЛ отказались от комментариев.
Полномочия ФАС
Федеральная антимонопольная служба России достаточно давно хочет получить право на обращение в суд с требованиями принудительной продажи непрофильных активов энергетических компаний, которыми те владеют незаконно. Соответствующее предложение содержится в проекте "дорожной карты", разработанном ФАС России для реализации Национального плана развития конкуренции на 2018-2020 годы. В соответствии с законом об электроэнергетике, энергокомпаниям запрещено совмещать естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности.
По мнению Олега Прошлякова, юриста адвокатского бюро "Павлова и партнеры", данная практика является для судов устоявшейся. "Практически нет сомнений в том, что Арбитражный суд Свердловской области удовлетворит исковое заявление УФАС и обяжет продать Красногорскую ТЭЦ. В соответствии с Законом о защите конкуренции, у ФАС и ее территориальных органов есть полномочия обращаться в суд не только для принудительной продажи имущества компаний, но и принудительной реорганизации. Реорганизация юридического лица может осуществляться в принудительном порядке по решению уполномоченных государственных органов или в силу закона. Необходимо отметить, что термином "принудительный" ГК РФ не оперирует", — объясняет Прошляков.
В 2013 году президент РУСАЛа Олег Дерипаска принял решение остановить электролизное производство на УАЗ. Одной из основных причин компания называла падение цен на алюминий на мировом рынке и постоянный рост тарифов на электроэнергию: при себестоимости выпуска металла на УАЗ в 2,4 тыс. долларов за тонну 42% в ее структуре приходилось на электроэнергию. Из-за заморозки электролизного производства без работы тогда осталось 400 человек. Представители "РУСАЛа" уверяли, что возобновят производство в случае стабилизации цен на алюминий на рынке, либо при уменьшении издержек на энергоресурсы. Однако даже после получения собственной ТЭЦ к выпуску алюминия в Свердловской области в "РУСАЛе" до сих пор не вернулись. В настоящее время на предприятии продолжают лишь глиноземное производство и строительство новых шламохранилищ для складирования опасных отходов.
Где это уже было?
Антимонопольные органы достаточно полно используют процедуру принудительной реорганизации в такой сфере, как электроэнергетика. Осенью 2013 года ФАС Волго-Вятского округа подтвердил правомерность по-настоящему прецедентного решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции по удовлетворению заявления Мордовского УФАС России о принудительной продаже имущества ООО "Горсветэлектросбыт".
Еще один кейс был в УрФО летом 2016 года: УФАС ХМАО-Югры обязал муниципальное предприятие "Городские электрические сети" (г. Ханты-Мансийск) прекратить совмещение деятельности по передаче электрической энергии и купле-продаже электрической энергии. Чтобы сделать это, ведомство предложило осуществить реорганизацию юридического лица (в форме разделения или выделения).