Ринат Резванов, эксперт Института управления и регионального развития РАНХиГС при президенте РФ: "Не стоит исключать в 2021 году попытку Кузбасса отыграть как минимум те 5 млн т, которые он недавно уступил РЖД". "ИА РЖД-Партнер.ру". 15 января 2021

Три железные дороги Восточного полигона показали гораздо худший результат в сравнении с общесетевым. Западно-Сибирская – 4,5%, Красноярская – 6,9% и Восточно-Сибирская – 6,7%. Дело в том, что все эти дороги "сырьевые", работающие преимущественно на экспорт. Именно они находятся в периметре российского экономического взаимодействия со странами АТР и они же являются наиболее чувствительными к колебаниям внешнеторговой конъюнктуры.
Все три, конечно, просели по углю. Больше всего Восточно-Сибирская – на 10,3%. Далее по нисходящей: Красноярская – 6,3% и Западно-Сибирская – 4,6%. Угольная тема по праву имеет статус главного нервного узла главных лоббистских битв в пространстве транспортных перевозок 2020 года. Безусловно, тот накал событий, свидетелями которого мы были на протяжении всего прошлого года, вряд ли, в наступившем окажется на той же высоте – все-таки стороны, не без помощи коллег со Старой площади и Краснопресненской набережной Москвы, продемонстрировали способность к вполне компромиссным решениям.
Однако рассчитывать, что тянущаяся еще с позапрошлого года проблема так и останется в прошедшем 2020-м, вовсе не стоит.
Во-первых, стороны наглядно продемонстрировали собственные высокие лоббистские ресурсы и возможности. Не стоит забывать и той же затяжной осенней дискуссии с РЖД о величине пропускной способности Восточного полигона к 2030 году, где Сергей Цивилев выступал не в привычном статусе губернатора Кузбасса, а как руководитель рабочей группы Госсовета по энергетике. И случившееся в конце декабря прошлого года переутверждение Сергея Цивилева теперь уже в качестве главы комиссии Госсовета по энергетике может только говорить в пользу того, что достаточно понятная и последовательная линия на увеличение угольной составляющей в экспортных перевозках на восток будет продолжена.
Во-вторых, пусть пока Кузбассом и не обнародованы официальные данные по объему добычи угля, но об ожидаемой просадке на уровне 10% областные власти заявили еще осенью прошлого года. Насколько это соответствует действительности – вопрос большой, но в любом случае есть понимание: Кузбасс второй год подряд находится в состоянии сокращающейся доходной части бюджета – в 2020 году падение составило 27 млрд руб., или 17% в сравнении с 2019-м годом, не говоря уже о снижении поступлений налогов на прибыль, как это случилось в III–IV кварталах 2019 года.
И в-третьих, стоит признать определенную шаткость достигнутого компромисса вокруг соглашения об вывозной квоте в 53 млн т. Не стоит исключать, что в предстоящем году мы вполне можем столкнуться с реализацией сценария с попыткой отыграть как минимум те самые 5 млн т, которые, как все мы прекрасно помним, Кузбасс недавно уступил РЖД. В обратном случае вставал вопрос о покрытии убытков, оцениваемых перевозчиком на уровне 6 млрд руб., – и это в условиях и так достаточно порезанной инвестпрограммы РЖД.
В принципе, сейчас в условиях смещения части работ по модернизации Восточного полигона на 2024–2025 гг., в том числе на линии Артышта – Междуреченск – Тайшет – южного хода вывоза кузбасских углей на восток, появляется возможность вновь заявить вопрос о расширении экспортного лимита хотя бы до искомых 58 млн т. Тем более что принятый на текущий год с существенным 15%-ным дефицитом областной бюджет (с разрывом в 16 млрд руб.) явится перманентным напоминанием региональным властям о необходимости дальнейших проактивных действий. В том числе, конечно, и в отношениях с перевозчиком.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Угольная промышленность», «Железнодорожный транспорт» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233