Строительный бизнес обходится без франшиз. "Строительный еженедельник". 27 октября 2014

В России растет интерес к бизнесу по франчайзингу. Однако работа под чужим брендом остается слабо представленной в строительной сфере. Рост популярности франшиз в данном сегменте, считают эксперты, может произойти только на фоне активного подъема строительства в регионах и улучшения общей экономической ситуации в стране.
Рынок франчайзинга в России по итогам 2014 года должен вырасти на 15%. Так считают его основные игроки, полагающие, что на фоне общего спада бизнес-активности в стране ожидаемый подъем является хорошим результатом. Предполагается, что на рынке будет представлено около 1500 франчайзинговых предложений, большинство из которых будут составлять бренды ретейлеров, рестораторов и представителей сферы услуг.
Сейчас, по оценке экспертов, доля франшиз по открытию различного рода производств из всего их объема составляет 15%. Объем предложений франшиз конкретно в сфере строительства и того меньше – около 5%. Правда, в данный показатель не входят открываемые по франшизе агентства недвижимости и магазины строительных материалов.
По словам президента НП "Ассоциация домостроительных технологий SIP" Сергея Цыгаменко, в строительной сфере организовать франшизу значительно труднее, чем в сфере торговли или питания. Это связано с большими трудозатратами в строительстве, отсутствием профессионально подготовленных кадров, а также сложными климатическими условиями в большинстве регионов России.
Без уникальных технологий
С такими доводами согласен и заместитель председателя Северо-Западного банка Сбербанка России Алексей Мельников, курирующий кредитование малого и среднего бизнеса, в том числе и в сфере франчайзинга. Банкир полагает, что также фактором неразвитости франшиз в строи­тельстве можно считать сравнительно небольшое количество уникальных технологий, применяемых в данной отрасли. "В ряде случаев потенциальным строительным франчайзерам проще открыть дочернюю организацию, а компаниям-франчайзи работать под своим брендом, если производственный бизнес является достаточно типовым. Кроме того, сам строительный бизнес имеет высокую точку входа, что также снижает привлекательность франчайзинга в данной сфере", – отмечает он.
По мнению аналитика УК "Финам Менеджмент" Антона Сороко, также на низкую долю строительных франшиз влия­ет монополизация целого ряда секторов в строительной отрасли. А также специфическая законодательная база, не позволяю­щая работать небольшим строительным компаниям по схеме фран­чайзинга.
Тем не менее, по словам господина Цыгаменко, при четко выработанной модели продвижения бизнеса франшиза в строительстве может работать и быть достаточно прибыльной для каждой из сторон. В частности, отмечает он, смогла найти свою нишу на рынке франшиза производства и продвижения "СИП-панелей" под торговой маркой "Экопан", активно развивающаяся сейчас в регионах.
Специалист советует бизнесменам, планирующим организацию производства по франшизе, предварительно оценить стои­мость затрат на организацию бизнеса, срок окупаемости, определить, какова поддержка в получении заказов и раскрутке, а также покупательский спрос на продукцию или услугу в регионе.
"К примеру, Ленинградская область, Карелия, Московская область – регионы, где всегда наблюдается интерес у заказчиков к деревянным домам. Тем более что у соседних северных стран деревянные дома – вообще норма жизни. А вот южные регионы, напротив, склонны строить дома из кирпича, так как он исторически им ближе. Следовательно, кирпич или бетон легче будет там продвигать", – поясняет Сергей Цыгаменко.
Драйвер роста
В целом, по мнению опрошенных экспертов, серьезный рост предложений и востребованности франшиз в строительстве может произойти только на фоне активного подъема рынка данной отрасли в регионах. Но пока, считают специалисты, при общей стагнации российской экономики ожидать серьезного подъема строительства в ближайшее время не стоит.
В долгосрочной перспективе, полагает Артем Сороко, с учетом позитивных темпов роста потребительского сектора, где преимущественно представлены франчайзинговые проекты, рост франшизовых предложений можно будет ожидать и в строительстве. В том числе важным драйвером роста могла бы выступать экспансия на российский рынок крупнейших зарубежных производственных строительных компаний, для которых концессия является одной из наиболее рациональных моделей организации бизнеса.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Северо-Западный ФО», «Отделочные материалы» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233