Рынок энергомашиностроения: перезагрузка продолжается. "Энергетика и промышленность России". № 21–22 (473–474) ноябрь 2023

Санкции, уход из России ведущих западных производителей, трудности с сервисным обслуживанием не смогли остановить развитие отечественного энергомашиностроения — рынок продолжает двигаться вперед с учетом новых реалий и при активной поддержке государства.
К такому выводу пришли участники круглого стола "Российское энергомашиностроение для газовой отрасли. Адаптация рынка в новых условиях", организованного и проведенного редакцией газеты "Энергетика и промышленность России" 1 ноября 2023 года в рамках XII Петербургского международного газового форума.
Участники и гости мероприятия рассмотрели и обсудили целый ряд актуальных вопросов и практических кейсов. Разговор шел о мероприятиях и целевых программах по формированию государственной политики импортозамещения оборудования энергомашиностроения в области газотурбинных технологий, достижениях в области серийного производства газовых турбин большой мощности, развитии производства турбин малой и средней мощности, новых технологических решениях и так далее.
Роль государства стала существенней
Роман Рабченя, начальник отдела развития энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной промышленности Департамента машиностроения для топливно-энергетического комплекса Минпромторга РФ, перечислил основные меры поддержки государства в решении проблем, связанных с энергомашиностроением для газовой отрасли, и результатами работы ведомства по этой теме.
"К примеру, в этом году была разработана кластерная инвестиционная платформа, направленная на предоставление льготных кредитов российским промышленным предприятиям для реализации инвестиционных проектов по производству приоритетной продукции", — подчеркнул он.
После ухода иностранных компаний с российского рынка газовые турбины, а их на территории страны находится около 1700 единиц, не останутся без сервисного обслуживания. Для решения проблемы Минпромторг и Минэнерго разработали специальную "карту сервиса". Ее реализация позволяет уже сейчас обеспечить сервисом 1300 турбин. Оставшиеся 400 единиц можно разбить на три группы: турбины, вопрос с сервисом которых станет понятен в ближайшее время, турбины, сервис которых будет освоен в обозримом будущем, и турбины, которые будет рекомендовано заменить на аналоги.
Вопросами, связанными с производством отечественных газовых турбин большой мощности, Минпромторг занимается с 2015 года. 2023 г. будет ознаменован сразу несколькими значимыми событиями.
Во-первых, компания ОДК испытала и поставила на Ударную ТЭС первую российскую ГТ большой мощности — ГТД-110М. Во-вторых, "Силовые машины" изготовят ГТЭ-170. Кроме того, в 2024 году "Силовые машины" изготовят турбину ГТЭ-65.
"Реализация всех запланированных мероприятий позволит нам в недалеком будущем достичь технологического суверенитета в части газотурбинного оборудования", — подытожил Роман Рабченя.
Поддержка инжиниринга критически важных комплектующих в приоритете
Владилен Марценюк, управляющий директор АНО "Агентство по технологическому развитию", отметил, что вектор развития рынка в новых условиях задает государство, поддерживая компании, оказавшиеся в новых реалиях.
Среди предлагаемых мер поддержки — программа поддержки НИОКР, реализуемая Минпромторгом России, позволяющая компенсировать расходы, понесенные производителями при разработке новой продукции, программы Фонда развития промышленности, направленные на организацию серийного производства для последующего продвижении разработок, полученных по программам поддержки НИОКР, а также запущенный в 2022 году новый механизм стимулирования инжиниринга по практике обратного инжиниринга (речь идет о грантах для разработки конструкторской документации и создания опытных образцов замещенных иностранных комплектующих, сырья и материалов). Как пояснил Марценюк, программа создана для обеспечения бесперебойной работы производств, генерирующих и сбытовых организаций, которые используют импортные материалы и комплектующие.
"Для участия в программе компания должна направить в агентство заявку, с которой мы сразу же начинаем работу, — отметил спикер, добавив, что параллельно идет взаимодействие с разработчиками (исполнителями) и производителями. — У нас есть более 500 организаций, готовых заниматься обратным инжинирингом. С помощью конкурсной процедуры определяется победитель и выделяются средства гранта".
В настоящее время в работе находится 1205 заявок на получение грантов. 901 проект включен в перечень приоритетных комплектующих, 514 проектов с подтвержденной реализуемостью. Завершены 7 проектов, в стадии реализации — еще 195 проектов.
Агентство оказало содействие более 25 проектам в области энергетики. В 2023 году был поддержан проект на замещение газовой турбины Capstone 30 кВт, продолжается реализация проекта, стартовавшего в 2022 году, в интересах производства ГТУ "Ладога" (замещение расцепной муфты (SSS Gears Limited, Англия) редуктора). В начале следующего года будут получены опытные образцы и начато серийное производство.
Модернизация ТЭС не отменяет замену оборудования целиком
Гурген Ольховский, д.т.н., чл.-корр. РАН, президент ОАО "ВТИ", обозначил еще одну актуальную проблему — необходимость технического перевооружения всех ныне действующих в РФ ТЭС с заменой оборудования и проектов.
Говоря о перспективах данной процедуры, целью которой является повышение рабочих показателей, докладчик напомнил, что ТЭС, использующие органическое топливо, представляют собой основу отечественной электроэнергетики.
Согласно статистике, парковый ресурс выработал оборудование паровых ТЭС общей мощностью более 90 млн кВт, а до 2025 года к нему добавится еще 30 млн кВт.
"Модернизация, если ее и проводить, не поможет повысить показатели оборудования до уровня, близкого к современному, достигнутому на базе успехов науки и технологий за прошедшие 50 лет. Назрела острая необходимость технического перевооружения", — уверен Ольховский.
По мнению спикера, есть основания для того, чтобы в ближайшие 10–15 лет серьезно рассматривать вопрос замещения парогазовыми установками всех генерирующих паротурбинных мощностей, работающих на природном газе ТЭС.
"В РФ успешно выпускаются ГТУ мощностью до 25 МВт, конструкции которых основаны на авиационных двигателях. Лидер — пермское предприятие "Авиадвигатель". На электростанциях и магистральных газопроводах установлено около 1500 выпущенных им ГТУ мощностью от 2,5 до 25 МВт, наработавших в сумме около 24 млн часов. Организована их эксплуатация и техническое обслуживание с показателями, близкими к зарубежным аналогам. Ведется разработка еще более мощных и экономичных ГТД и промышленных ГТУ", — отметил спикер.
Восстановление производства отечественных ГТУ целесообразно начинать с конкретных проектов, контролируемых правительством, с реальным финансированием, сроками реализации и ответственными лицами.
Газотурбинные установки: made in Russia
Сергей Короткевич, директор по реализации энергетических программ ООО "ОДК Инжиниринг", говоря о перспективных газотурбинных энергетических установках для шельфовых и судовых проектов, заострил внимание присутствующих на том, что порядка 900 МВт установленной мощности на нефтегазовых платформах РФ — это оборудование США, ЕС и Японии. И до сих пор там не появилось ни одной российской установки.
Лидером в этом направлении развития отрасли стал проект "Каменномысское — море" — строящаяся в дельте Обской губы стационарная платформа "Газпрома", для которой холдинг законтрактовал "ОДК — Газовые турбины" на производство комплексной ГТЭС.
"Сейчас мы готовим оборудование этой комплексной ГТЭС. Оно состоит из четырех газотурбинных установок по 8 МВт, четырех термомасляных котлов-утилизаторов, которые будут впервые выпущены в РФ, и вспомогательного оборудования. Комплект практически изготовлен. Завершаются испытания на производстве "ОДК — Газовые турбины", и начинается приемка для отгрузки под начало монтажа на одну из верфей в Астрахани", — рассказал Короткевич, добавив, что транспортировка на Север запланирована в летнюю навигацию.
Кстати, универсальный испытательный стенд "ОДК — Газовые турбины" — единственный в РФ для полноразмерных заводских испытаний энергетических агрегатов широкого мощностного ряда (до 25 МВт). Стенд оборудован как газовой системой топливного питания, так и жидкого (дизельного) топлива.
"Планируем развивать двигатель ГТД Е70/8РД ПАО "РДК Сатурн", который специально разработан в рамках госконтракта с Минпромторгом, в том числе и для СГТ-8. Это двигатель четвертого поколения с более современными параметрами", — поделился перспективами Короткевич.
Проблематика рынка генерации
Александр Кондратьев, генеральный директор ООО "ТЭП-генерация", сместил акценты с газотурбин в сторону реальных запросов рынка. Речь шла о потребности в быстром присоединении промышленных предприятий, быстрой реконструкции котельных и подачи тепла на соцобъекты, оперативной догрузке генерирующими мощностями.
"Реализация газопоршневых установок почему-то всегда осуществлялась только промпредприятиями, а мы предложили развивать газопоршневые установки в энергосистеме для того, чтобы разбавить баланс крупной генерации, чтобы появилась возможность уменьшить дефицит мощностей и догружать крупные производства, требующие быстрого присоединения к мощности", — рассказал Кондратьев.
Понятно, что газотурбинная установка — это стратегия, нужная для оборонобезопасности страны. Но вот догружать региональную розницу небольшими станциями нужно уже сейчас, учитывая имеющийся запрос рынка на быструю адаптацию.
"Хотелось бы акцентировать внимание Минпромторга на этой проблеме. Со своей стороны готов поделиться наработками, которые удалось сформировать в Чувашии", — предложил Кондратьев, который еще совсем недавно занимал пост министра промышленности и энергетики в этом регионе.
"У нас есть децентрализованные зоны, где много небольших станций, в основном дизельных. Если брать газовую генерацию, то нужно 10 000 единиц оборудования. Вопрос: где их взять? Вроде все умеют их делать, а на деле ничего нет. Мы выпускаем много дизельных двигателей, а газовый, работающий с ресурсом не менее 60 тысяч часов мощностью 1,5 МВт, делать, оказывается, не умеем. Нет синхронных генераторов, равно как и высокооборотистых машин, потребность в которых появилась", — перечислил он проблемы.
И пока приходится искать золотую середину между тем, сколько именно нужно делать непосредственно у нас, а что завозить из-за границы.
СПГ как резервное и аварийное топливо для электростанции
Виктор Перов, генеральный директор ЗАО НПВП "Турбокон", затронул тему эффективности применения СПГ на тепловых электростанциях в качестве резервного и аварийного топлива, а также производство СПГ на объектах электроэнергетики.
В ходе исследования объектов "Мосэнерго" все станции компании были классифицированы в зависимости от условий производства СПГ на перепадах давления на ГРП, а также в зависимости от потребности в модернизации либо в строительстве новой системы топливного резервирования. Самая интересная станция — ТЭЦ-22, где требуется строительство нового мазутного хозяйства взамен угольного, пояснил спикер.
Для этого объекта рассматривался вариант, когда общий нормативный запас топлива полностью обеспечен СПГ и есть своя установка сжижения, работающая на перепаде давления газа с производительностью от 12 до 42 тыс. тонн в год.
Сравнительная оценка экономической эффективности вариантов топливного резервирования для ТЭЦ-22 показала, что капитальные затраты на возведение классического мазутного хозяйства и хозяйства резервного топлива на СПГ практически эквивалентны. При этом при замене мазута на СПГ снижаются эксплуатационные затраты и появляется возможность для нового вида бизнеса — поставки СПГ на региональный рынок. Общий экономический эффект при внедрении СПГ-комплекса на ТЭЦ-22 — до 500 млн рублей в год.
В ходе исследований также был проведен анализ применения СПГ собственного производства в качестве аварийного топлива для новых ПГУ, который показал экономическую эффективность использования указанного вида топлива. Предложенный вариант также предусматривает возможность реализации СПГ сторонним потребителям.
"Во время исследования по заказу "Мосэнерго" мы проанализировали возможность применения мирового опыта в РФ и выявили две вещи. Во-первых, наши крупные ТЭЦ имеют условия для производства СПГ без затрат энергоресурсов. Во-вторых, на самом деле CAPEX ПГУ с аварийным топливом в виде СПГ и ПГУ с аварийным дизтопливом сопоставимы. Собственное производство СПГ для обеспечения топливного резервирования позволяет превратить электростанции в надежный источник СПГ для региональных рынков", — подытожил Перов.
Котел и можно, и нужно "перепрограммировать"
Дмитрий Сафранов, директор инженерного центра ООО "Сибэнергомаш-БКЗ", познакомил присутствующих с новым трендом — переводом энергетического оборудования (котлов) на газ или на два вида топлива.
"Задача совместно с сохранением проектного топлива, угля либо мазута, и одновременное сжигание природного газа, в связи с расширением газификации, на многих предприятиях решалась силами "Сибэнергомаш-БКЗ". Наиболее масштабные работы проведены на Воркутинской ТЭЦ-2 (проект включал в себя реконструкцию топочного-горелочного устройства — расчет был выполнен при участии специалистов конструкторско-технологического отдела завода), где модернизировали 9 котлов, и на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в Астане. На объектах в Казахстане установлены водогрейные котлы, которые были переведены на совместное сжигание природного газа и мазута с одновременным снижением выбросов оксида азота", — рассказал Сафранов.
По его словам, богатый опыт (предприятие работает с 1942 года), оборудование, станочный парк, сохраненная школа проектирования и конструкторско-технологические отделы — все это позволяет производить практически любое котельное оборудование, дымососы и вентиляторы.
"Мы готовы работать в проектах по модернизации, в том числе нефтегазовой отрасли", — подчеркнул спикер.
Что же касается возникших из-за санкций трудностей с поставками некоторых комплектующих, то сейчас с различной степенью успеха идет работа по их замене на отечественные аналоги.
"Нынешняя ситуация открыла новые горизонты возможностей для реализации новых проектов. Освободившийся после ухода иностранных конкурентов рынок надо занимать, чем мы сейчас активно и занимаемся", — резюмировал Сафранов.
Все под контролем
Дмитрий Мчедлидзе, коммерческий директор компании ИТЕРАНЕТ, на примере проекта "СахаЭнерго" провел анализ кейса по созданию системы контроля технико-экономических показателей (СКТЭП) объектов генерации, которая позволяет собирать информацию, группировать ее для отчетности и управлять взаимодействием. Промышленная эксплуатация данного проекта начнется с 1 января 2024 года. Он охватывает пока только пять поселков, но есть все основания полагать, что в дальнейшем будет расширяться.
Особое внимание спикер уделил узким местам. К примеру, решения по сбору данных с удаленных объектов должны обладать высокой степенью автономности, а онлайн-контроль качества предусматривать эффективные методы работы с провайдерами услуг.
"Мы создали очень прозрачную единую платформу, в рамках которой работают и заказчик, и инвестор, а в перспективе — министерство и агентство. И ни у кого не возникает вопросов, а правильное ли количество топлива потрачено, правильное ли количество электроэнергии выработано, проведена ли модернизация в тех объемах, в которых было оговорено. Точно ли подсчитаны экономия и премии…. Это все считается онлайн, и никто не может так просто ручками что-то подправить, а если и подправил, то это видно, и видно почему. Ни у кого не вызывает никаких вопросов весь этот сложный расчет. Таким образом формируется доверие и в части реализации контрактов, и в части взаимодействия. И для меня это кажется самым важным аспектом", — сообщил спикер.
Новая генераторная реальность
Алексей Жаворонков, директор филиала ООО "Завод ПСМ" в г. Москве, рассказывая о том, как предприятие вписалось в новую генераторную реальность и смогло увеличить производственные и финансовые показатели, предостерег от совершения разного рода ошибок.
Завод ПСМ на сегодняшний день входит в число крупнейших российских компаний по производству энергетического оборудования и является системообразующим предприятием в области энергомашиностроения.
Если в текущем году штат предприятия насчитывает 330 человек, то к следующему году его планируется увеличить до 500. В 2022 году годовой оборот составил 3,5 млрд руб., в текущем же ожидается 6,24 млрд рублей.
В состав предприятия входят несколько заводов и инжиниринговый центр. Минувшим летом был введен в эксплуатацию собственный газовый энергоцентр — ПСМ Прайм, на базе которого выполняется обслуживание двигателей Вaudouin, а на испытательном стенде проводится проверка работы всех выпускаемых ГПУ при полной нагрузке.
Жаворонков пояснил, почему зимой 2022 года выбор был сделан в пользу продукции ПСМ на базе двигателей Вaudouin: "Это современные двигатели, работающие на 1500 оборотах, у которых есть мощностная линейка от 350 кВт до 1,5 МВт. А главное, что они были частично локализованы в России еще до начала СВО".
При создании новых энергоцентров существуют определенные риски. Но компания ПСМ испытывает все произведенные ГПУ на своем заводе на полную мощность и гарантирует технические характеристики.
Тема вторичных ресурсов приобрела особую актуальность
Николай Забелин, д. т. н, профессор Высшей школы энергетического машиностроения Политеха (с 2018 года — опорный вуз ПАО "Газпром"), рассказал о разработке утилизационных турбин для газовой промышленности, отметив, что за последние 25 лет в мире большой интерес проявлялся к вторичным ресурсам. Профессор напомнил, что к 2040 году выработка электроэнергии вырастет более чем на 55% и достигнет 42–45 ТВт•час в основном за счет увеличения использования природного газа.
Для работы над турбиной в качестве референтной была выбрана компрессорная станция "Северная", проведен анализ потребностей в электроэнергии.
"В ходе исследования мы выяснили, что если создавать агрегат, который обеспечивает потребности самой компрессорной станции, то для базовых потребностей достаточно 500 кВт, а если для передачи в сетевые компании, с учетом мощности газотурбинных генераторов, то — 5 МВт, что позволяет использовать теплосброс примерно 65% работающих газоперекачивающих агрегатов", — рассказал Забелин, добавив, что за 10–12 лет были проработаны 9 вариантов турбин. Часть — с водяным паром, часть — на фреоне и несколько турбин, работающих на органических рабочих телах из группы силоксанов.
Самой удачной, по его словам, является модель, где в качестве рабочего тела был взят гексаметилд и силаксан, используемый современными турбиностроительными предприятиями. Турбина прошла испытания на экспериментальном стенде. В дальнейшем заказчик поставил задачу, чтобы обеспечивать не только выработку электроэнергии, но и теплоснабжение компрессорной станции. Для ее решения в качестве рабочего тела использовали октаметилтрисилоксан. Турбину спроектировали, изготовили и смонтировали на станции "Северная".
Микротурбодетандерный генератор мощностью 20 кВт, использующий энергию редуцирования природного газа, в течение многих лет безаварийно работает на ГРС "Сертолово".
Темы докладов, прозвучавших на круглом столе, осветили много разных проблем в отрасли и обозначили пути их решения. Если сравнивать текущую ситуацию с тем, что было год назад, то видно мощное движение вперед. Это говорит о том, что рынок постепенно адаптируется и в целом сей процесс вполне успешен. И есть все основания полагать, что реальность будет перезагружаться и дальше исключительно в позитивном ключе.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Газовая промышленность», «Нефте-, газоперерабатывающая», «Электроэнергетика», «Энергомашиностроение», «Северо-Кавказский ФО», «Московский регион», «Северо-Западный ФО», «Промышленное строительство РФ», «Торгово-административное строительство РФ», «Жилищное строительство РФ», «Дорожное строительство РФ и инфраструктурные проекты», «Сибирский ФО», «Дальневосточный ФО» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233