Промзона 2.0: как рационально использовать городскую территорию. "Сайт правительства Москвы". 14 июля 2016

В конце XX века во многих крупные городах разных стран задумались о переустройстве заброшенных производственных территорий. Как только не называют этот процесс: редевелопмент, реорганизация, реновация, реконструкция… А суть его проста: сделать пустующее пространство полезным и комфортным для людей. Поддерживает мировую тенденцию и Москва: промзон в городе много, есть где развернуться.
Высокий потенциал промзон
Переустройство бывших производственных объектов отлично вписывается в новую градостроительную политику. Во-первых, их несложно связать с давно освоенными районами, так как большинство промзон расположено возле транспортных артерий — крупных магистралей (Волгоградский проспект, Дмитровское шоссе, Профсоюзная улица и так далее), Третьего транспортного кольца, строящегося Московского центрального кольца (прежнее название — Московская кольцевая железная дорога, или МКЖД) и Москвы-реки.
Во-вторых, промзоны занимают значительные территории, на которых можно построить жилые комплексы, деловые и развлекательные центры, спортивные сооружения, создать парки и автомобильные стоянки. И всё это разместить с оптимальной плотностью, чтобы не создавать в столице новых точек напряжённости. Масштаб позволяет: по действующему генплану развития Москвы реорганизация затронет 4,3 тысячи гектаров, то есть 43 миллиона квадратных метров производственных земель (общая площадь промзон в прежних границах города — 18,8 гектара).
В-третьих, реновация промзон позволяет улучшить инвестиционный климат столицы. Проекты реализуются с помощью как бюджетных средств, так и частных вложений, например крупных девелоперов.
Перечисленные достоинства новых центров притяжения сулят немалую экономическую выгоду, в том числе для городского бюджета.
Статистика подтверждает высокую заинтересованность государственных и коммерческих организаций. В 2011–2015 годах одобрено 47 проектов развития, из них уже реализуются более 20: идёт обустройство промзон Верхние Котлы, Волгоградский проспект, Грайвороново, "ЗИЛ", Ленино, "Серп и Молот", Соколиная Гора, Тёплый Стан, "Тушинский аэродром" и других. В 2016–2017 годах Градостроительно-земельная комиссия Москвы рассмотрит ещё 26 реновационных предложений.
Напомним о наиболее интересных проектах развития бывших производственных территорий.
"ЗИЛ"
По словам заместителя Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, в ближайшие 10 лет территория бывшего завода имени Лихачёва (ЗИЛ), занимающая порядка 60 гектаров, станет одним из лучших и наиболее благоустроенных районов Москвы. На территории промзоны возводится жилой комплекс на 30 тысяч человек и социальные объекты — детские сады, школы, поликлиники, а переоснащение заводских корпусов в административно-деловые центры создаст более 45 тысяч рабочих мест.
В районе активно развивается транспортная инфраструктура. В конце 2015 года открыта новая станция метро "Технопарк". В 2016–2018 годах на территории ЗИЛа проложат около 20 километров новых автодорог, а в 2018 году начнётся строительство автомобильного моста, который пройдёт параллельно Московскому центральному кольцу и свяжет Третье транспортное кольцо с Варшавским шоссе.
О превращении промзоны в центр притяжения уже можно говорить как о свершившемся факте благодаря спортивно-развлекательному кварталу "Парк легенд" площадью семь гектаров. В мае 2016 года он принял спортсменов и болельщиков чемпионата мира по хоккею. Основная нагрузка легла на многофункциональный комплекс Ледового дворца, но посетители оценили музей хоккея, фан-зону на 12 тысяч человек и туристическо-информационный центр. В "Парке легенд" расположены также комплекс водного спорта, деловой и конгресс-центры, отель, многоуровневая парковка на 3500 машин и сопутствующая инфраструктура.
Нагатинская пойма
Нагатинская пойма — ближайший сосед ЗИЛа. Территория этой промзоны меньше — 28 гектаров, но перспективы не менее грандиозные. В 2018 году здесь откроется московский Диснейленд — развлекательный парк "Остров мечты" из пяти тематических зон — семейной, детской, спортивной, интерактивной и природно-ландшафтной. Многие объекты защитят от капризов погоды, поэтому парк планирует принимать огромную аудиторию — порядка 50 тысяч человек в сутки и около 10 миллионов человек в год.
Все желающие смогут беспрепятственно попасть в "Остров мечты". Для этого Нагатинскую пойму свяжут переходами со станцией метро "Технопарк" и платформой ЗИЛ Московского центрального кольца, соединят с проспектом Андропова, а ко 2-му Южнопортовому проезду проведут мост длиной 600 метров, имеющий шесть полос для движения в каждую сторону и трёхметровый тротуар.
"Серп и Молот"
Металлургический завод "Серп и Молот", открытый в 1883 году, был одним из крупнейших промышленных предприятий России, но не смог работать в новых экономических условиях. В 1990-х годах производство неуклонно сокращалось, и в 2011-м завод остановился окончательно.
Территория более 100 гектаров (60 гектаров занимали только производственные помещения) с хорошей транспортной доступностью, расположенная довольно близко к центру, не могла не заинтересовать инвесторов. В 2011–2015 годах крупная отечественная ИТ-компания построила в промзоне новый офис. Два корпуса общей площадью 36 тысяч квадратных метров вмещают до 3,5 тысячи сотрудников, примыкающая стоянка — 700 машин. Но интересен офис не масштабом, а тем, что здесь применялись инновационные технологии.
Комплекс современных инженерных коммуникаций с автоматизированными системами управления и единым диспетчерским центром позволил офису получить высшую категорию А+. "Жилище" компании ещё и высокоэкологично: например, для технических нужд используется дождевая вода, а "умный" контроль освещения и отопления экономит до 60 процентов энергоресурсов.
Другой любопытный объект на территории "Серпа и Молота" — арт-парк "Символ", открытый в июне 2016 года в рамках V Московской международной биеннале современного искусства. Многие представленные здесь скульптуры и инсталляции сделаны из предметов, найденных на заброшенном заводе.
Комплексный проект реконструкции "Серпа и Молота" одобрен в конце 2014 года. Он предусматривает строительство недвижимости общей площадью до 1,5 миллиона квадратных метров, включая социальную инфраструктуру, и дорог протяжённостью четыре километра. По расчётам, население нового микрорайона составит около 19 тысяч человек, примерно столько же будут здесь трудоустроены. Треть бывшей промзоны станет зелёной. Завершится обустройство в 2025 году.
"Южный порт"
"Южный порт" — крупнейшая промышленная зона Москвы (общая площадь — около 900 гектаров), её развитие будет идти поэтапно. В 2013 году утвердили два проекта — по участкам площадью 130 и 126 гектаров соответственно. Их главная задача — усовершенствовать транспортную инфраструктуру и инженерные коммуникации на территориипромзоны. Также планируется создать порядка 26 тысяч новых рабочих мест.
В состав "Южного порта" входит и территория бывшего автозавода имени Ленинского комсомола (АЗЛК), он же завод "Москвич". В ближайшие годы главное здание предприятия перестроят: его площадь увеличится в полтора раза, с 20 до почти 30 тысяч квадратных метров, а рядом организуют парковку на 500 машино-мест. В обновлённом корпусе разместится многофункциональный административно-деловой центр.
Появится "наследник" и у бывшего музея АЗЛК: на территории "Москвича" построят здание площадью 11 тысяч квадратных метров. Здесь будут библиотека, музей, центр дополнительного образования, а также офисы и небольшая гостиница.
Сейчас на территории автозавода уже работает технополис"Москва".
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Московский регион» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233