"Морской вокзал" прикроют "Морским фасадом". "Фонтанка.ru". 25 октября 2017
Транспорт и логистика » Деятельность портов
Строительство » Северо-Западный ФО
Финансовые услуги » Туристический рынок
Строительство » Северо-Западный ФО
Финансовые услуги » Туристический рынок
25.10.2017 в 09:00 | Фонтанка.ru | Advis.ru

О том, что петербургские власти намерены сосредоточить в своих руках управление обоими пассажирскими терминалами на Васильевском острове, сообщили на пресс-конференции 24 октября. Глава комитета по туризму Андрей Мушкарев и его заместитель Алексей Львов рассказали, как консолидация активов позволит Северной столице стать настоящим "окном в Европу" и за пять лет увеличить объемы круизного туризма на 15%.
Решение об объединении активов "Морского фасада" и "Морского вокзала" было принято на заседании Морского совета в рамках выставки "Нева" в конце сентября 2017 года. До конца ноября Смольный представит единую концепцию их развития сроком на 5-10 лет.
Однако если оператор "Морской фасада" на 100% принадлежит городу, то АО "Морской вокзал" находится в частных руках. Кто за ним скрывается, доподлинно установить проблематично. По данным СПАРК, владельцами предприятия являются компании "Факел эстейт", "Балтийские транспортные системы" и "Балтийская линия", но в настоящее время все они являются не действующими. Конечным бенефициаром может оказаться госкорпорация Ростех. Ее "дочка" Новикомбанк санирует Фондсервисбанк, который ранее выдал АО "Морской вокзал" кредит в $70 млн, и, по данным газеты "Деловой Петербург", в 2015 году стал основным владельцем компании.
Однако, кто бы ни был собственником АО "Морской вокзал", со своими обязанностями он не справился, считают в Смольном. Компания задолжала городу 18 млн рублей за аренду. А также не смогла реконструировать инфраструктуру порта, хотя должна была это сделать еще в 2007 году. Комитет имущественных отношений уже обратился в суд с просьбой расторгнуть заключенный в 1998 году договор аренды сроком на 49 лет. Ближайшее заседание состоится в конце ноября.
Если арбитраж удовлетворит требования КИО, долго искать нового хозяина не придется — им станет АО "Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад", которое управляет одноименным терминалом и на 100% принадлежит городу. В доказательство компетентности чиновники привели показатели оператора: в навигацию 2017 года "Морской фасад" принял 247 круизных лайнера и два паромных судна, что на 23% больше прошлогоднего. Число пассажиров выросло 19% до 562 682 человек.
В АО "Морской вокзал" на момент публикации на запрос "Фонтанки" не ответили. Однако ранее Балтийская таможня оценивала, что общий поток туристов, прибывающих в Петербург морским путём, за навигацию 2017 года вырос на 7%, а количество судозаходов – на 19%. Поскольку общая динамика хуже, чем только у "Морского фасада", можно сделать вывод, что другие игроки не росли или снизили показатели. Кроме "Морского фасада" и "Морского вокзала", приемом круизных лайнеров занимаются терминалы на Английской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта.
Каких инвестиций потребует реконструкция "Морского вокзала" и в какие сроки будет выполнена, чиновники пока не говорят. Сначала нужно забрать терминал у арендатора, а потом провести аудит. Собственных средств у "Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад" может не хватить. Во всяком случае, заявленные планы по модернизации собственной инфраструктуры потребуют около 600 млн в течение ближайших нескольких лет. По словам Андрея Мушкарева, сейчас город обсуждает проект с несколькими потенциальными инвесторами, но конкретных имен не назвал.
Чтобы заинтересовать бизнес, "Морской вокзал" и "Морской фасад" должны перестать быть соперниками. Концепция развития морского круизного туризма, которую готовит Смольный, четко разграничит их функции, пообещал Андрей Мушкарев. К примеру, "Морской вокзал" может оставить себе паромы, тогда как "Морской фасад" сосредоточится на приёме круизных лайнеров. Коммерческая часть также не будет дублироваться. "Например, где-то будет гостиница, а где-то возможности для конференций", – пояснил чиновник. По оценке главы комитета по туризму, объединение терминалов в одних руках и реконструкция "Морского вокзала" позволит Петербургу принимать на 15% больше судов в перспективе пяти лет.
"Идея разграничить функции "Морского фасада" и "Морского вокзала" выглядит абсолютно логичной, но получится ли за счет этого привлечь инвестора — большой вопрос", – комментирует главный редактор отраслевого портала "ПортНьюс" Виталий Чернов. По его словам, загрузить инфраструктуру "Морского вокзала" только паромами будет проблематично. Текущий спрос вполне удовлетворяет "Принцесса Анастасия". А без гарантии роста пассажиропотока инвесторы не захотят вкладываться и в коммерческую составляющую. Кроме того, остается нерешенным вопрос с дорожной инфраструктурой. "Все это будет влиять на окупаемость проекта", – говорит эксперт. Пока инвесторов не заинтересовать и "Морским фасадом". Проект, на создание которого было потрачено около 9,5 млрд рублей, Смольному пришлось выкупить у девелопера в 2011 году.
Но у города есть запасной план. Как ранее сообщала "Фонтанка", Смольныйподумывает о создании собственного круизно-паромного оператора. По словам Андрея Мушкарева, власти Петербурга уже получили "позитивные отклики" на федеральном уровне и теперь обсуждают идею с потенциальными инвесторами. Вложения в проект оцениваются в 150 млн евро. Сообщение может быть налажено, к примеру, с Калининградом, где строят пассажирский порт "Пионерский".
Но эксперты и к этому проекту настроены скептично. "Все упирается в спрос. Сейчас не та экономическая ситуация, чтобы рассчитывать на внутренний турпоток. Если же новый оператор будет осваивать международные направления — то там все ниши уже заняты", – считает Виталий Чернов.
Между тем, желание Смольного забрать себе "Морской вокзал" может привести к уходу из Петербурга "Принцессы Анастасии". Ранее глава оператора Moby SPL Сергей Котенёв сообщал, что из-за судебного спора со Смольным АО "Морской вокзал" не может согласовать ему расписание на будущий год. Итогом может стать уход судна на обслуживание линий в Средиземном море.
Для справки: Название компании: Морской Вокзал, АО Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Руководитель: **********
Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]