ВЦИОМ: К концу 2015-го активность действий населения по приспособлению к кризису изменилась.
Розничная торговля » FMCG сети
Розничная торговля » DIY & Household Retail
Розничная торговля » Сети сотовой связи
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети
Розничная торговля » Общественное питание
Розничная торговля » Сети компьютерной техники
Кризисный год оказал определенное влияние на потребительское поведение россиян. Так, доля тех, кто сообщает, что больше шести месяцев покупает менее дорогостоящие товары, чем ранее, в декабре составила 34% (против 22% в январе). Об этом говорят, в первую очередь, пожилые люди (44%) и респонденты с доходом ниже среднего (42%). Еще 18% сказали, что делают это в течение полугода и 7% - в течение месяца. При этом практически неизменной осталась доля тех, кто не прибегает к подобной мере экономии (38% в январе и 37% в декабре 2015 г.).
Также заметно больше стало тех, кто говорит, что уже более шести месяцев покупает реже или отказывает себе в приобретении тех или иных вещей, оплате развлечений (с 21% в январе до 35% в сентябре). В ходе последнего опроса еще 20% сказали, что делают это последние полгода, 8% - начали делать в последний месяц (заметно меньше, чем в январе – 23%). При этом неизменной осталась доля тех, кто не ущемляет себя в приобретении товаров и услуг – 34% респондентов в январе и 35% в декабре.
Иные методы приспособления к кризису практикует меньшая часть наших сограждан. Так, суммарная доля тех, кто запасает продукты впрок, в декабре составила 32% (при этом доля тех, кто этого в принципе не делает, выросла с 56% до 64%), тех, кто выращивает больше, чем ранее, овощей и фруктов на своем участке – 33%. Более высокооплачиваемую работу или приработок ищут 33%. Около четверти тратят сбережения на повседневные расходы (26%), однако доля тех, кто не прибегает к подобной мере, за год увеличилась с 66% до 73%. 24% занимают в долг у знакомых. Каждый пятый принимает безвозмездную помощь от близких (20%) и/или берет кредит в банке (20%). Лишь 9% делают накопления в валюте, и 5% продают ценное имущество.
Согласно анализу компании "Медиалогия", тема "кризис" в российских СМИ в 2015 годуупоминалась более 800 тыс. раз. "Пик" упоминаемости темы приходится на февраль (86 тыс. сообщений) и декабрь (86 тыс. сообщений). В феврале СМИ сообщали о сокращении зарплат госслужащим, проблемах с ипотекой, а также социальной политике. В декабре СМИ сообщали о падении цен на нефть, а также политики, бизнесмены и экономисты делали прогнозы относительно развития страны.
Олег Чернозуб, руководитель Отдела Мониторинговых исследований ВЦИОМ: "Важнейшим проявлением любого экономического кризиса является падение спроса со стороны населения. Люди перестают покупать привычные товары - предприятия не могут продать произведённое – следуют увольнение работников или задержки зарплат – спрос сокращается в ещё большей степени. В России резкое (на 30%) падение розничного товарооборота произошло в январе 2015 года. Исследования ВЦИОМ рисуют примерно такую же картину: в конце 2015 года две трети населения пытаются приспособиться к кризису тем, что покупают более дешёвые товары, либо вообще отказываются от покупки товаров не самой первой необходимости. Данная практика будет только расширятся: на это указывает сокращение доли тех, кто делает накопления, и, напротив, - расширение практики заимствований и увеличение производства продуктов в личном подсобном хозяйстве. Дело в том, что на горизонте полугода – года все эти процессы с необходимостью приведут к дальнейшему сужению спроса, так как накопления буду "проедены", настанет пора отдавать долги, а по крайней мере часть товарного рынка будет замещена продукцией натурального хозяйства".
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 26-27 декабря 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией "Медиалогия". Исследование проводилось по базе СМИ "Медиалогии", включающей порядка 30 100 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь – декабрь 2015 года.
Часть россиян считает, что в стране наступил экономический кризис, и они начали экономить, занимать в долг, накапливать сбережения и т.д. Скажите, пожалуйста, что из перечисленного Вы (члены Вашей семьи) делаете и как давно? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %) | ||||||
| Начали делать за последний месяц | Делаем это последние полгода | Делаем это уже больше полугода | Не делаем это | Затруднились ответить | |
Покупать более дешёвые, чем раньше, продукты и товары | 12.15 | 7 | 18 | 34 | 37 | 4 |
01.15 | 20 | 16 | 22 | 38 | 4 | |
Покупать реже или отказываться от некоторых продуктов питания, товаров, услуг, развлечений | 12.15 | 8 | 20 | 35 | 35 | 2 |
01.15 | 23 | 18 | 21 | 34 | 4 | |
Покупать продукты впрок | 12.15 | 4 | 9 | 19 | 64 | 4 |
01.15 | 10 | 12 | 17 | 56 | 5 | |
Искать более высокооплачиваемую работу, приработок, заниматься бизнесом | 12.15 | 6 | 10 | 17 | 63 | 4 |
01.15 | 8 | 11 | 14 | 62 | 5 | |
Тратить на повседневные расходы ранее накопленные сбережения | 12.15 | 4 | 10 | 12 | 73 | 1 |
01.15 | 9 | 10 | 11 | 66 | 4 | |
Брать деньги в долг у родственников и знакомых | 12.15 | 4 | 8 | 12 | 75 | 1 |
01.15 | 5 | 8 | 12 | 70 | 5 | |
Брать кредит в банке, покупать товары в кредит | 12.15 | 2 | 5 | 13 | 79 | 1 |
01.15 | 3 | 6 | 13 | 74 | 4 | |
Получать безвозмездную помощь от родственников и знакомых | 12.15 | 3 | 5 | 12 | 79 | 1 |
01.15 | 4 | 6 | 12 | 72 | 6 | |
Выращивать больше овощей и фруктов, разводить птицу и т.п. на своём участке, делать больше заготовок продуктов | 12.15 | 1 | 8 | 24 | 66 | 1 |
01.15 | 3 | 8 | 22 | 62 | 5 | |
Откладывать деньги в валюте (доллары, евро и др.), вносить деньги на валютный счёт | 12.15 | 1 | 3 | 5 | 90 | 1 |
01.15 | 2 | 5 | 6 | 82 | 5 | |
Продавать ценное имущество (автомобиль, квартиру, дачу) или личные вещи (одежду, книги, предметы домашнего обихода) | 12.15 | 1 | 2 | 2 | 94 | 1 |
01.15 | 2 | 4 | 5 | 85 | 4 |
