Накрутки по-советски: Петербург опередил Хельсинки по росту тарифов. "РосБизнесКонсалтинг". 10 марта 2016
10.03.2016 в 15:57 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru
На фоне усугубляющейся нехватки средств в бюджете и приближающихся выборов в Законодательное собрание Петербурга и Госдуму РФ Смольный решил всерьез заняться анализом тарифной политики местных энергетиков. Как сообщил на коллегии комитета по тарифам Петербурга вице-губернатор Игорь Албин, комитет провел детальный анализ затрат монополистов в 2014 году, изучил методику составления их инвестиционных программ и сравнил нынешние тарифы Петербурга с аналогичными в других городах и странах. Изучение затрат монополистов в 2014 году, в том числе, по их инвестпрограммам, привело чиновников к неутешительным выводам.
"Суверенные" тарифы
Тарифы на электроэнергию для бизнеса и промышленников в Петербурге выше, чем в Хельсинки. И это даже при нынешнем, упавшем, рубле. Недоумение по этому поводу одного из участников заседания коллегии председатель комитета по тарифам Дмитрий Коптин разъяснил двумя аргументами. Во-первых, в Финляндии очень развита дешевая гидрогенерация. Вторую причину он сформулировал так: "Более 60% необходимой электроэнергии приобретается на оптовом рынке, где она [цена — ред.] не очень прозрачна для потребителей. Мы оплачиваем неэффективные мощности в электроэнергетике". Правда, как выяснилось в ходе заседания, свою долю низкой эффективности добавляют и петербургские сетевые компании, как, впрочем, и другие городские монополисты.
Главной заслугой Смольного в тарифной сфере курирующий вице-губернатор Игорь Албин назвал то, что удалось сдержать рост тарифов на 2016 год и умерить аппетиты монополистов по бюджетным субсидиям. Как известно, власти не утвердили ни один из тарифов в тех размерах, которые запрашивали монополисты. Тарифы были установлены ниже на десятки процентов, а некоторых случаях — в разы. Например, "Ленэнерго" вместо запрашиваемых 30% роста для юридических лиц получило лишь 10% (тариф для населения вырастет с 1 июля еще меньше — на 7,5%).
В результате, как сообщил Д.Коптин, петербургские тарифы по большей части соответствуют среднему уровню по регионам РФ, а в некоторых случаях даже ниже. Например, горячая вода для граждан у нас на 64% дешевле, чем в Москве и даже на 23% дешевле, чем в Ленобласти. Зато электроэнергия жителям города обходится дороже, чем населению области. Но в Москве она на 20% дороже, чем в Петербурге. И это при том, что у "Мосэнерго" нет таких проблем, как у "Ленэнерго".
Тем не менее, ради спасения энергомонополиста Смольный не стал чрезмерно напрягать даже городской бизнес — хотя тарифы для юрлиц у нас, вопреки практике развитых стран, традиционно выше, чем для населения, но сильно их увеличивать власти сочли нецелесообразным. По словам Д.Коптина, ежегодный рост тарифов "Ленэнерго" для юрлиц в ближайшие годы не превысит 10%. "Наши тарифы соответствуют инвестпрограмме "Ленэнерго", которую утвердило Минэнерго, — сообщил Д.Коптин. — Необходимость отдавать долги прошлых лет также в тарифах учтена. Большая их часть покрывается из федерального бюджета". Впрочем, в 2015 году их поднимали трижды, в результате они выросли для промышленности на 35% (вдвое выше инфляции в 16%), а для малого и среднего непромышленного бизнеса — на 24%, в полтора раза превысив инфляцию. Правда, гендиректор петербургского Союза промышленников и предпринимателей Виктор Иванов заявил, что реальные затраты на электроэнергию у отдельных предприятий в 2015 году были гораздо выше этих цифр.
Нужда заставила
Что касается анализа тарифных запросов монополистов на покрытие их расходов, то, как сообщил И.Албин, у всех крупных монополистов найдены "экономически необоснованные" расходы (не подлежащие возмещению за счет тарифов). Больше всех "обидели" ГУП "Водоканал", до сих пор считавшееся самым респектабельным. У него нашли самый большой объем "необоснованных" расходов — почти на 3 млрд рублей. На втором месте — "Ленэнерго" с 2,6 млрд руб. "необоснованных" расходов. В результате, "Водоканалу" больше всех сократили тарифные запросы на 2016 год — на 10,7% (хотя теплоснабжающим организациям — всего на 6,3%, даже "Ленэнерго" — на 9,4%). Общая экономия населения и бизнеса из-за снижения тарифных запросов монополистов составит, по данным комитета по тарифам, около 13,5 млрд рублей. Правда, субсидий из городского бюджета монополистам выплатят еще больше — порядка 25 млрд руб. (точная сумма, по словам Д.Коптина, еще не определена).
По словам Д.Коптина, главным источником "необоснованных" расходов являются "накрутки" при расчетах капитальных вложений в инвестпрограммах монополистов. "Нормы и правила составления инвестпрограмм, сформировавшиеся в основном в советский период, позволяют обосновать любую цену", — констатировал И.Албин. В качестве примера применения такой, неадекватной, нормы он назвал создание новых источников (воды, тепла, электроэнергии) в отсутствии потребителей, даже потенциальных. "Мы уже сталкивались с ситуацией, когда ГУП "ТЭК", ГУП "Водоканал" планируют объекты капитальных вложений, по которым нет даже перспективы ввода в эксплуатацию их потребителей, — сообщил он. — Я таких объектов ликвидировал на [сумму — ред.] порядка 2 млрд рублей в течении 2015 года". "Мы должны поставить точку в истории с такими "памятниками", — убежден вице-губернатор. В "повышении качества капвложений через повышение качества инвестпрограмм" он видит "колоссальный резерв для региональной экономики". Правда, для этого надо модернизировать "советские" нормы и правила, а это — компетенция федеральных властей. "Мы сейчас готовим соответствующие предложения правительству России", — сообщил РБК Петербург Д.Коптин.
Нужен прогноз
Для повышения эффективности монополистов комитетам по тарифам и по энергетике следует, по мнению И.Албина, предпринять усилия еще по ряду направлений. В частности, обратить внимание на "обоснованность платы за технологическое присоединение по основным видам энергоресурсов". Необходимо также изменить амортизационную политику — для перехода от простого воспроизводства основных средств к расширенному, в том числе, через механизм инвестиционных программ. "Нужна иная методологическая основа амортизации", — уверен вице-губернатор.
Кроме того, следует составить обоснованный баланс производства и потребления энергоресурсов, для чего нужны их полноценные прогнозы. И эту работу следует синхронизировать с подготовкой нового Генплана Петербурга. При разработке отраслевых схем территориального планирования совершенно необходимо учитывать агломерацию, областные пригороды Петербурга, поскольку они в значительной степени потребляют энергоресурсы петербургских монополистов. "Этот очевидный тренд в вашей работе я не обнаружил", — предъявил претензию вице-губернатор своим подчиненным.
Другая его претензия была связана с плохим внедрением монополистами новых, инновационных технологий. "Очень важно разработать мероприятия по внедрению патентов через систему госзаказа, — уверен И.Албин. — Мы только в сфере энергетики нашли 174 патента, возможных к применению в сфере жизнеобеспечения города. Это же построение той самой, "умной", экономики, обеспечивающей наше конкурентное преимущество и предусмотренное Стратегией 2030".
"Суверенные" тарифы
Тарифы на электроэнергию для бизнеса и промышленников в Петербурге выше, чем в Хельсинки. И это даже при нынешнем, упавшем, рубле. Недоумение по этому поводу одного из участников заседания коллегии председатель комитета по тарифам Дмитрий Коптин разъяснил двумя аргументами. Во-первых, в Финляндии очень развита дешевая гидрогенерация. Вторую причину он сформулировал так: "Более 60% необходимой электроэнергии приобретается на оптовом рынке, где она [цена — ред.] не очень прозрачна для потребителей. Мы оплачиваем неэффективные мощности в электроэнергетике". Правда, как выяснилось в ходе заседания, свою долю низкой эффективности добавляют и петербургские сетевые компании, как, впрочем, и другие городские монополисты.
Главной заслугой Смольного в тарифной сфере курирующий вице-губернатор Игорь Албин назвал то, что удалось сдержать рост тарифов на 2016 год и умерить аппетиты монополистов по бюджетным субсидиям. Как известно, власти не утвердили ни один из тарифов в тех размерах, которые запрашивали монополисты. Тарифы были установлены ниже на десятки процентов, а некоторых случаях — в разы. Например, "Ленэнерго" вместо запрашиваемых 30% роста для юридических лиц получило лишь 10% (тариф для населения вырастет с 1 июля еще меньше — на 7,5%).
В результате, как сообщил Д.Коптин, петербургские тарифы по большей части соответствуют среднему уровню по регионам РФ, а в некоторых случаях даже ниже. Например, горячая вода для граждан у нас на 64% дешевле, чем в Москве и даже на 23% дешевле, чем в Ленобласти. Зато электроэнергия жителям города обходится дороже, чем населению области. Но в Москве она на 20% дороже, чем в Петербурге. И это при том, что у "Мосэнерго" нет таких проблем, как у "Ленэнерго".
Тем не менее, ради спасения энергомонополиста Смольный не стал чрезмерно напрягать даже городской бизнес — хотя тарифы для юрлиц у нас, вопреки практике развитых стран, традиционно выше, чем для населения, но сильно их увеличивать власти сочли нецелесообразным. По словам Д.Коптина, ежегодный рост тарифов "Ленэнерго" для юрлиц в ближайшие годы не превысит 10%. "Наши тарифы соответствуют инвестпрограмме "Ленэнерго", которую утвердило Минэнерго, — сообщил Д.Коптин. — Необходимость отдавать долги прошлых лет также в тарифах учтена. Большая их часть покрывается из федерального бюджета". Впрочем, в 2015 году их поднимали трижды, в результате они выросли для промышленности на 35% (вдвое выше инфляции в 16%), а для малого и среднего непромышленного бизнеса — на 24%, в полтора раза превысив инфляцию. Правда, гендиректор петербургского Союза промышленников и предпринимателей Виктор Иванов заявил, что реальные затраты на электроэнергию у отдельных предприятий в 2015 году были гораздо выше этих цифр.
Нужда заставила
Что касается анализа тарифных запросов монополистов на покрытие их расходов, то, как сообщил И.Албин, у всех крупных монополистов найдены "экономически необоснованные" расходы (не подлежащие возмещению за счет тарифов). Больше всех "обидели" ГУП "Водоканал", до сих пор считавшееся самым респектабельным. У него нашли самый большой объем "необоснованных" расходов — почти на 3 млрд рублей. На втором месте — "Ленэнерго" с 2,6 млрд руб. "необоснованных" расходов. В результате, "Водоканалу" больше всех сократили тарифные запросы на 2016 год — на 10,7% (хотя теплоснабжающим организациям — всего на 6,3%, даже "Ленэнерго" — на 9,4%). Общая экономия населения и бизнеса из-за снижения тарифных запросов монополистов составит, по данным комитета по тарифам, около 13,5 млрд рублей. Правда, субсидий из городского бюджета монополистам выплатят еще больше — порядка 25 млрд руб. (точная сумма, по словам Д.Коптина, еще не определена).
По словам Д.Коптина, главным источником "необоснованных" расходов являются "накрутки" при расчетах капитальных вложений в инвестпрограммах монополистов. "Нормы и правила составления инвестпрограмм, сформировавшиеся в основном в советский период, позволяют обосновать любую цену", — констатировал И.Албин. В качестве примера применения такой, неадекватной, нормы он назвал создание новых источников (воды, тепла, электроэнергии) в отсутствии потребителей, даже потенциальных. "Мы уже сталкивались с ситуацией, когда ГУП "ТЭК", ГУП "Водоканал" планируют объекты капитальных вложений, по которым нет даже перспективы ввода в эксплуатацию их потребителей, — сообщил он. — Я таких объектов ликвидировал на [сумму — ред.] порядка 2 млрд рублей в течении 2015 года". "Мы должны поставить точку в истории с такими "памятниками", — убежден вице-губернатор. В "повышении качества капвложений через повышение качества инвестпрограмм" он видит "колоссальный резерв для региональной экономики". Правда, для этого надо модернизировать "советские" нормы и правила, а это — компетенция федеральных властей. "Мы сейчас готовим соответствующие предложения правительству России", — сообщил РБК Петербург Д.Коптин.
Нужен прогноз
Для повышения эффективности монополистов комитетам по тарифам и по энергетике следует, по мнению И.Албина, предпринять усилия еще по ряду направлений. В частности, обратить внимание на "обоснованность платы за технологическое присоединение по основным видам энергоресурсов". Необходимо также изменить амортизационную политику — для перехода от простого воспроизводства основных средств к расширенному, в том числе, через механизм инвестиционных программ. "Нужна иная методологическая основа амортизации", — уверен вице-губернатор.
Кроме того, следует составить обоснованный баланс производства и потребления энергоресурсов, для чего нужны их полноценные прогнозы. И эту работу следует синхронизировать с подготовкой нового Генплана Петербурга. При разработке отраслевых схем территориального планирования совершенно необходимо учитывать агломерацию, областные пригороды Петербурга, поскольку они в значительной степени потребляют энергоресурсы петербургских монополистов. "Этот очевидный тренд в вашей работе я не обнаружил", — предъявил претензию вице-губернатор своим подчиненным.
Другая его претензия была связана с плохим внедрением монополистами новых, инновационных технологий. "Очень важно разработать мероприятия по внедрению патентов через систему госзаказа, — уверен И.Албин. — Мы только в сфере энергетики нашли 174 патента, возможных к применению в сфере жизнеобеспечения города. Это же построение той самой, "умной", экономики, обеспечивающей наше конкурентное преимущество и предусмотренное Стратегией 2030".