Басаргин вернулся к идее скоростного трамвая. "59.ru". 19 июня 2014
19.06.2014 в 17:31 | 59.ru | Advis.ru
Краевые власти намерены развивать электротранспорт Перми за счет частных инвестиций. Эксперты считают, что первым перспективным проектом может быть строительство "скоростного трамвая". "Пермгорэлетротранс" готов поддержать проект, но пока у власти нет конкретных предложений. Подробности – в материале 59.ru.
Губернатор Пермского края Виктор Басаргин и мэр Москвы Сергей Собянин подписали соглашение о межрегиональном сотрудничестве. В рамках соглашения Прикамье намерено перенять опыт столицы по привлечению инвестиций в развитие трамваев и троллейбусов. "Перспективными направлениями сотрудничества считаются обмен опытом по применению механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), – сообщают в пресс-службе администрации губернатора. – Прикамью интересен опыт Москвы по реализации проектов ГЧП в сфере работы электротранспорта". Впрочем, детали хоть каких-то проектов пока не раскрываются. Возможно, никакой конкретики пока просто нет.
Привлекать инвестиций можно по нескольким направлениям. Это и строительство новой инфраструктуры, и содержание существующей. К примеру, в прошлом году московские власти хотели построить с помощью ГЧП рельсы для "скоростных трамваев". Как сообщала газета "Известия", всего на скоростной рельсовый транспорт необходимо было 73 млрд рублей инвестиций в инфраструктуру, еще 21 млрд – в подвижной состав. По словам экспертов, на тарифах для пассажиров частные деньги в этом проекте не отразились бы.
"Инвестиции в трамваи – это вложения в инфраструктуру. То есть мы говорим рельсах, а не вагонах, – отмечает директор института транспорта ПНИПУ Михаил Якимов. – Я не вижу того, что может Пермь взять из опыта Москвы. Думаю, что очень многие муниципалитеты и субъекты федерации приезжают к нам посмотреть на наши выделенные линии, посадочные платформы и прочее. Пермь – это один из передовых городов в плане организации и планирования движения. А с точки зрения объема бюджета и концентрации потенциальных партнеров нас с Москвой, конечно, не сравнить".
По словам специалистов, инвестиции в электротранспортную инфраструктуру Перми сейчас необходимы по нескольким направлениям. К примеру, необходима прокладка новых трамвайных линий по ул. Куйбышева – от ул. Ленина до ул. Революции. Глобальные планы – охват трамвайными путями микрорайонов Садовый и Крохалева. Эти проекты требуют инвестиций, которые будут направлены на привлечение большого числа пассажиров, регулярности сообщений. По словам Михаила Якимова, сейчас в связи с планировкой микрорайона Бахаревка планы по развитию электротранспортной сети увеличатся, возникнет необходимость в новых трамвайных маршрутах до бывшего аэропорта Бахаревка.
"Тема очень интересная и правильная, нужно было это делать еще восемь лет назад, – говорит экс-руководитель городского департамента дорог и транспорта Олег Боровик. – При внедрении ГЧП в электротранспорт необходимо оставить право формирования маршрутной сети и заключения контрактов за властью, а все остальное нужно давно отдавать на аутсорсинг. Во всем мире это очень доходный бизнес. Если все будет понятно прописано, то в ближайшие лет пять люди найдутся. У нас "Пермгорэлетротранс" содержит путевое хозяйство, тяговые подстанции, контактную сеть. Зачем? Это не очень понятно".
Кстати, вопрос о возможном появлении в Перми "скоростного трамвая" поднимается уже несколько лет. Проект стали обсуждать в 2007 году. Тогда эксперты назвали подобный вид транспорта "легким метро". Эта идея вновь прозвучала в публичном пространстве в прошлом году, когда губернатор Виктор Басаргин написал в своем блоге, что "скоростной трамвай" может стать альтернативой метро. "Мнения по этому виду транспорта неоднозначные, но внедрить его все же проще, – написал губернатор. – Изучение возможностей создания линий, соединяющих районы Перми, идет и сейчас. Думаю, если проекты окажутся эффективными, то появление такого транспорта в городе вполне реалистично". Планировалось, что быстрый трамвай пойдет до аэропорта Большое Савино. Но к этой идее скептично отнесся глава Перми Игорь Сапко. Мэр отметил, что не видит в ближайшие годы перспектив для этой отрасли, поскольку непонятны источники финансирования.
"Скоростной трамвай" обсуждался и при рассмотрении стратегии развития городского электрического транспорта на 2013-2022 годы. Гендиректор МУП "Пермгорэлектротранс" Алексей Никулин предположил, что система легкорельсового транспорта (или "скоростной трамвай") могла бы связать Орджоникидзевский район, Пермь-I, Пермь-II, Закамск, Курью и КамГЭС, так как развитие классической трамвайной сети за Камой не предусмотрено. Он отметил, что этот вариант возможные только в случае финансовой поддержки из краевой казны. Кроме того, он отметил, что на реализацию инвестиционных проектов потребуется около двух млрд рублей. Правда, на тот момент технико-экономическое обоснование таких затрат было приблизительным. А принятие стратегии было перенесено на год. "Нам сложно комментировать идею губернатора. Если был бы готов какой-то конкретный проект "скоростного трамвая", было бы проще. Но его пока нет", – сказала пресс-секретарь "Пермгорэлетротранса", отметив, что муниципальное предприятие поддержало бы и ГЧП и "скоростной трамвай".
Готовы ли пермские бизнесмены поддержать подобные проекты? "Пермь – третий по протяженности город, скоростной трамвай тут очень удобен, – заметил Олег Боровик. – Это может быть альтернативой второму такси, маршруткам. Человек может заплатить 30 рублей за поездку, за то, чтобы его без пробок довезли за минимальное время в другой конец города. Думаю, это будет интересно бизнесменам".
"Скоростной трамвай не принесет изменения в пассажиропотоке или времени сокращения движения пассажиров, – уверен Михаил Якимов. – Он развивает скорость более 24 км/ч. А сейчас у нас трамвай разгоняется на участке ул. Куйбышева по направлению к Бахаревке до 70 км/ч".
"Легкое метро" – это состав из нескольких вагонов, гибрид между привычным всем метрополитеном и трамваем, так как маршрут проходит и на подземных участках, и на поверхности. Наземную трассу сопровождают ограждения. Низкий уровень шума обеспечивается за счет того, что рельсы укладывают через резину в бетонное основание, а также благодаря использованию современных вагонов. Благодаря изоляции линии скоростного трамвая от дорожного полотна, ее функционирование не зависит от автомобильных пробок.
Губернатор Пермского края Виктор Басаргин и мэр Москвы Сергей Собянин подписали соглашение о межрегиональном сотрудничестве. В рамках соглашения Прикамье намерено перенять опыт столицы по привлечению инвестиций в развитие трамваев и троллейбусов. "Перспективными направлениями сотрудничества считаются обмен опытом по применению механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), – сообщают в пресс-службе администрации губернатора. – Прикамью интересен опыт Москвы по реализации проектов ГЧП в сфере работы электротранспорта". Впрочем, детали хоть каких-то проектов пока не раскрываются. Возможно, никакой конкретики пока просто нет.
Привлекать инвестиций можно по нескольким направлениям. Это и строительство новой инфраструктуры, и содержание существующей. К примеру, в прошлом году московские власти хотели построить с помощью ГЧП рельсы для "скоростных трамваев". Как сообщала газета "Известия", всего на скоростной рельсовый транспорт необходимо было 73 млрд рублей инвестиций в инфраструктуру, еще 21 млрд – в подвижной состав. По словам экспертов, на тарифах для пассажиров частные деньги в этом проекте не отразились бы.
"Инвестиции в трамваи – это вложения в инфраструктуру. То есть мы говорим рельсах, а не вагонах, – отмечает директор института транспорта ПНИПУ Михаил Якимов. – Я не вижу того, что может Пермь взять из опыта Москвы. Думаю, что очень многие муниципалитеты и субъекты федерации приезжают к нам посмотреть на наши выделенные линии, посадочные платформы и прочее. Пермь – это один из передовых городов в плане организации и планирования движения. А с точки зрения объема бюджета и концентрации потенциальных партнеров нас с Москвой, конечно, не сравнить".
По словам специалистов, инвестиции в электротранспортную инфраструктуру Перми сейчас необходимы по нескольким направлениям. К примеру, необходима прокладка новых трамвайных линий по ул. Куйбышева – от ул. Ленина до ул. Революции. Глобальные планы – охват трамвайными путями микрорайонов Садовый и Крохалева. Эти проекты требуют инвестиций, которые будут направлены на привлечение большого числа пассажиров, регулярности сообщений. По словам Михаила Якимова, сейчас в связи с планировкой микрорайона Бахаревка планы по развитию электротранспортной сети увеличатся, возникнет необходимость в новых трамвайных маршрутах до бывшего аэропорта Бахаревка.
"Тема очень интересная и правильная, нужно было это делать еще восемь лет назад, – говорит экс-руководитель городского департамента дорог и транспорта Олег Боровик. – При внедрении ГЧП в электротранспорт необходимо оставить право формирования маршрутной сети и заключения контрактов за властью, а все остальное нужно давно отдавать на аутсорсинг. Во всем мире это очень доходный бизнес. Если все будет понятно прописано, то в ближайшие лет пять люди найдутся. У нас "Пермгорэлетротранс" содержит путевое хозяйство, тяговые подстанции, контактную сеть. Зачем? Это не очень понятно".
Кстати, вопрос о возможном появлении в Перми "скоростного трамвая" поднимается уже несколько лет. Проект стали обсуждать в 2007 году. Тогда эксперты назвали подобный вид транспорта "легким метро". Эта идея вновь прозвучала в публичном пространстве в прошлом году, когда губернатор Виктор Басаргин написал в своем блоге, что "скоростной трамвай" может стать альтернативой метро. "Мнения по этому виду транспорта неоднозначные, но внедрить его все же проще, – написал губернатор. – Изучение возможностей создания линий, соединяющих районы Перми, идет и сейчас. Думаю, если проекты окажутся эффективными, то появление такого транспорта в городе вполне реалистично". Планировалось, что быстрый трамвай пойдет до аэропорта Большое Савино. Но к этой идее скептично отнесся глава Перми Игорь Сапко. Мэр отметил, что не видит в ближайшие годы перспектив для этой отрасли, поскольку непонятны источники финансирования.
"Скоростной трамвай" обсуждался и при рассмотрении стратегии развития городского электрического транспорта на 2013-2022 годы. Гендиректор МУП "Пермгорэлектротранс" Алексей Никулин предположил, что система легкорельсового транспорта (или "скоростной трамвай") могла бы связать Орджоникидзевский район, Пермь-I, Пермь-II, Закамск, Курью и КамГЭС, так как развитие классической трамвайной сети за Камой не предусмотрено. Он отметил, что этот вариант возможные только в случае финансовой поддержки из краевой казны. Кроме того, он отметил, что на реализацию инвестиционных проектов потребуется около двух млрд рублей. Правда, на тот момент технико-экономическое обоснование таких затрат было приблизительным. А принятие стратегии было перенесено на год. "Нам сложно комментировать идею губернатора. Если был бы готов какой-то конкретный проект "скоростного трамвая", было бы проще. Но его пока нет", – сказала пресс-секретарь "Пермгорэлетротранса", отметив, что муниципальное предприятие поддержало бы и ГЧП и "скоростной трамвай".
Готовы ли пермские бизнесмены поддержать подобные проекты? "Пермь – третий по протяженности город, скоростной трамвай тут очень удобен, – заметил Олег Боровик. – Это может быть альтернативой второму такси, маршруткам. Человек может заплатить 30 рублей за поездку, за то, чтобы его без пробок довезли за минимальное время в другой конец города. Думаю, это будет интересно бизнесменам".
"Скоростной трамвай не принесет изменения в пассажиропотоке или времени сокращения движения пассажиров, – уверен Михаил Якимов. – Он развивает скорость более 24 км/ч. А сейчас у нас трамвай разгоняется на участке ул. Куйбышева по направлению к Бахаревке до 70 км/ч".
"Легкое метро" – это состав из нескольких вагонов, гибрид между привычным всем метрополитеном и трамваем, так как маршрут проходит и на подземных участках, и на поверхности. Наземную трассу сопровождают ограждения. Низкий уровень шума обеспечивается за счет того, что рельсы укладывают через резину в бетонное основание, а также благодаря использованию современных вагонов. Благодаря изоляции линии скоростного трамвая от дорожного полотна, ее функционирование не зависит от автомобильных пробок.