Экспертное мнение: Перспективы импортозамещения на железнодорожном транспорте.
Машино- и приборостроение » Железнодорожное машиностроение
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
08.09.2014 в 18:18 | Институт проблем естественных монополий | Advis.ru
На сегодняшний день наиболее уязвимым сегментом российской промышленности для экономических санкций со стороны зарубежных стран является сфера производства современных высокотехнологичных комплектующих для подвижного состава.
Дело в том, что на территории России отсутствует производство целого ряда комплектующих, без которых невозможно создание техники, соответствующей мировому уровню. В том числе, в России отсутствует серийное производство:
дизельных двигателей нового поколения, соответствующих перспективным требованиям по эмиссии, расходу топлива, масла и другим эксплуатационным характеристикам и их компонентов;
изделий функциональной электроники для нового поколения интеллектуальных систем навигации, управления и бортовой диагностики;
бандажей колёсных пар тягового подвижного состава с ресурсом не менее 1 млн км.
Таким образом, в условиях реализации проекта развития тяжеловесного движения на сети железных дорог России риск введения санкций на высокотехнологичные комплектующие для современных высокомощных локомотивов может быть наиболее чувствительным для железнодорожного транспорта.
С целью обеспечения независимости производства продукции отечественного транспортного машиностроения от иностранных компаний и повышения её конкурентоспособности Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ) по заказу Минпромторга РФ был подготовлен проект Стратегии развития транспортного машиностроения России до 2030 года. В рамках Стратегии был предложен к реализации комплекс мер по развитию рынка ключевых высокотехнологичных комплектующих, в том числе:
стимулирование постепенной локализации передовых технологий транспортного машиностроения на территории Российской Федерации;
субсидирование процентов по кредитам для организаций, осуществляющих выпуск высокотехнологичной продукции;
реализация комплекса мер по стимулированию зарубежных производителей продукции транспортного машиностроения к локализации ключевых комплектующих и компонентов на территории России;
совершенствование нормативно-правовой базы по защите интеллектуальной собственности.
Проекты локализации производства иностранной продукции на территории России сами по себе не обеспечивают полного импортозамещения, так как производство ряда компонентов по-прежнему ведётся не на территории России.
Однако посредством создания совместных предприятий с иностранными компаниями создаётся техническая и технологическая база, крайне необходимая для реализации процесса импортозамещения. Кроме того, как правило, в рамках проектов по локализации производства продукции осуществляется процесс передачи российским предприятиям интеллектуальной собственности и обеспечивается обучение персонала на мощностях иностранных компаний. А создание образовательных центров в рамках функционирования совместных предприятий с зарубежными производителями на условиях максимальной локализации производства также является одним из направлений проекта Стратегии развития транспортного машиностроения России до 2030 года.
Дело в том, что на территории России отсутствует производство целого ряда комплектующих, без которых невозможно создание техники, соответствующей мировому уровню. В том числе, в России отсутствует серийное производство:
дизельных двигателей нового поколения, соответствующих перспективным требованиям по эмиссии, расходу топлива, масла и другим эксплуатационным характеристикам и их компонентов;
изделий функциональной электроники для нового поколения интеллектуальных систем навигации, управления и бортовой диагностики;
бандажей колёсных пар тягового подвижного состава с ресурсом не менее 1 млн км.
Таким образом, в условиях реализации проекта развития тяжеловесного движения на сети железных дорог России риск введения санкций на высокотехнологичные комплектующие для современных высокомощных локомотивов может быть наиболее чувствительным для железнодорожного транспорта.
С целью обеспечения независимости производства продукции отечественного транспортного машиностроения от иностранных компаний и повышения её конкурентоспособности Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ) по заказу Минпромторга РФ был подготовлен проект Стратегии развития транспортного машиностроения России до 2030 года. В рамках Стратегии был предложен к реализации комплекс мер по развитию рынка ключевых высокотехнологичных комплектующих, в том числе:
стимулирование постепенной локализации передовых технологий транспортного машиностроения на территории Российской Федерации;
субсидирование процентов по кредитам для организаций, осуществляющих выпуск высокотехнологичной продукции;
реализация комплекса мер по стимулированию зарубежных производителей продукции транспортного машиностроения к локализации ключевых комплектующих и компонентов на территории России;
совершенствование нормативно-правовой базы по защите интеллектуальной собственности.
Проекты локализации производства иностранной продукции на территории России сами по себе не обеспечивают полного импортозамещения, так как производство ряда компонентов по-прежнему ведётся не на территории России.
Однако посредством создания совместных предприятий с иностранными компаниями создаётся техническая и технологическая база, крайне необходимая для реализации процесса импортозамещения. Кроме того, как правило, в рамках проектов по локализации производства продукции осуществляется процесс передачи российским предприятиям интеллектуальной собственности и обеспечивается обучение персонала на мощностях иностранных компаний. А создание образовательных центров в рамках функционирования совместных предприятий с зарубежными производителями на условиях максимальной локализации производства также является одним из направлений проекта Стратегии развития транспортного машиностроения России до 2030 года.