Ретейлеры обиделись за спекулянта. "Фонтанка.ru". 27 апреля 2015
28.04.2015 в 11:37 | Фонтанка.ru | Advis.ru
Показ по федеральному телеканалу сюжета о задранных до небес ценах на продукты вызвал бурную реакцию в сообществе ретейлеров. Бурлит сообщество в основном анонимно. Высказываться публично опасаются, справедливо предполагая, что образ наживающегося на народной слезе спекулянта прорисовывается гостелевидением неспроста. Инициативная депутат Яровая уже подготовила поправки к Закону "О торговле".
"Мы помним полки советских магазинов. Думаю, к этому точно никто не хочет возвращаться", – заявил неделю назад глава правительства РФ Дмитрий Медведев, комментируя вопрос об импортозамещении. Однако, судя по сюжету, вышедшему на телеканале "Россия 1", возврат к советскому прошлому выглядит не такой уж утопией. В Ассоциации компании розничной торговли связывают выход скандального репортажа с предстоящим обсуждением поправок в Закон о торговле. В неофициальных же беседах ретейлеры выражают опасение, что тип жадного спекулянта снова станет образом внутреннего врага, который позволит сплотить страну в сложной экономической ситуации.
Вышедший 26 апреля в программе "Вести недели" на телеканале "Россия 1" репортаж "Неестественные цены: как торговые сети наживаются на кризисе" вызвал скандал в профессиональном сообществе. В кадрах, снятых скрытой камерой, девушка, которая названа сотрудником pr-агентства, нанятого Ассоциацией компаний розничной торговли, предлагает корреспонденту 350 тысяч рублей за то, чтобы телезрители "не узнали о наценке на продукты в 100–150%".
Автор сюжета отказывается брать деньги и рассказывает о том, что цены на прилавках магазинов зачастую являются завышенными необоснованно. В частности, приводится пример овощей, которые в сетях стоят почти вдвое дороже, нежели на овощебазе. А детское молоко, которое "производится на том же оборудовании и из того же сырья", что и обычное, стоит опять же "чуть ли не вдвое дороже". Также приводятся цитаты экспертов, которые утверждают, что себестоимость отечественных продуктов из-за ослабления рубля не изменилась, тогда как на полках цена выросла ощутимо.
В репортаже приведен комментарий главы по внешним коммуникациям сети "Дикси" Екатерины Куманиной о том, что кризис — это хорошее время для развития сетей. Звучит также выдержка из интервью главы "Магнита" Сергея Галицкого, в котором топ-менеджер заявляет, что бизнес должен зарабатывать деньги и платить налоги, а не быть "социально ответственным".
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) "Фонтанке" подтвердили, что показанная в сюжете девушка, действительно, является сотрудником коммуникационного агентства, с которым работает организация (по данным "Фонтанки, это SPN), однако подчеркивают, что действовала она "по собственной инициативе".
"Ассоциация прекратила работу с агентством до расследования инцидента и намерена требовать компенсации за ущерб деловой репутации", – сообщил ее исполнительный директор Андрей Карпов.
Что касается самого сюжета, то, по словам топ-менеджера, он является попыткой манипуляции общественным сознанием "с целью принятия более жесткого варианта поправок в Закон о торговле".
"Особенно примечательно, что он вышел накануне завтрашнего совещания на эту тему у первого вице-премьера Шувалова", – подчеркнул Андрей Карпов.
Напомним, поправки, разработанные депутатом Госдумы Ириной Яровой, предусматривают снижение размера разрешенного ретробонуса (премии за объем продаж, выплачиваемой поставщиками магазинам) с 10 до 3% от суммы поставки и запрещают любые дополнительные выплаты сетям. Отсрочка платежей поставщикам должна сократиться с десяти до пяти дней за скоропортящиеся товары, с 30 до 20 дней – за товар со сроком хранения до одного месяца, с 45 до 35 дней – за товары длительного хранения.
Представители розничных сетей, упомянутых в сюжете, от официальных комментариев отказались. Однако ролик вызвал бурную реакцию в профессиональном сообществе.
Прежде всего, участники рынка сетуют на "передергивание фактов". "Представитель "министерства информации" упомянул про наценку в 12% в Европе, но не рассказал, что 6 штучек куриных яиц при такой наценке стоит там 5€, а норвежский пенсионер при этом получает 5000€ пенсии. Галицкий прав", – отмечает бывший топ-менеджер сети "Дикси" Фёдор Еремеев в группе Retail в Facebook.
"Если на все товары иметь одинаково низкую наценку, то маржинальность магазина будет низкой... ниже затрат на персонал и аренды... в итоге магазин следует закрыть", – утверждает Сергей Леонов, основатель портала Retail-In-Detail.
Экс-менеджер сети Media Markt Михаил Пахомов обращает внимание на то, что в роли "обвинителей" в сюжете выступают поставщики. "Прилетает ответочка за кабальные условия и неадекватное партнерство с производителями", – говорит он.
А вот Сергей Леонов считает, что это не война ретейла с производителями, а "манипуляция власти и очередная травля – в данном случае бизнеса". "Так происходит, когда власти не могут ничего, но порулить еще хочется", – пишет эксперт.
Математика ретейла
Вице-президент банка "Райффайзен" Наталья Колупаева считает, что на деловой репутации сетей и их стратегии развития данный репортаж вряд ли отразится. Прежде всего — из-за слабости аналитических выкладок. По ее словам, сравнивать цены на полке магазина и оптовой базе попросту некорректно.
"Такая овощная база не находится в шаговой доступности в каждом городе, стоимость логистики, операционных затрат магазина, таких, как оплата труда работников, аренда, коммунальные расходы, также нужно принимать во внимание", – говорит эксперт.
Согласно отчетности по МСФО, валовая маржа (разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции или услуги) крупнейших сетей составляет около 20 – 30%. Так, у Х5 (сети "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель") по итогам первого квартала она составила 24,6% (плюс 0,6 процентных пункта к прошлому году), у "Магнита" 27,02% (минус 0,1 процентный пункт к прошлому году).
"Конечно, уровень наценки неоднороден по разным позициям. Например, на товарах непродуктового сегмента она может быть существенно выше, тогда как на отдельные позиции социально значимых товаров и вовсе отрицательной", – говорит Наталья Колупаева.
Впрочем, аналитик подчеркивает, что в валовой марже также заложены доходы, которые сети получают от производителей в виде бонусов за объемы реализации и маркетинговые услуги.
Однако не всю разницу между ценой закупки и ценой продажи сети кладут себе в карман. После вычета основных расходов (аренда помещений и оплата труда персонала) по итогам первого квартала у Х5 осталось 7,2% от выручки, у "Магнита" – 9,3%. Чистая прибыль, которая остается после уплаты налогов и процентов по кредитам, составляет 2,2% от выручки у Х5 и 4,3% от выручки у "Магнита".
"Получая прибыль, акционеры принимают решение о выплате дивидендов или инвестировании ее в дальнейшее развитие сети", – отмечает Наталья Колупаева.
Однако, по ее словам, нельзя винить сети в стремлении развиваться — бoльшие объемы закупок помогают добиться более низких цен.
"Мы помним полки советских магазинов. Думаю, к этому точно никто не хочет возвращаться", – заявил неделю назад глава правительства РФ Дмитрий Медведев, комментируя вопрос об импортозамещении. Однако, судя по сюжету, вышедшему на телеканале "Россия 1", возврат к советскому прошлому выглядит не такой уж утопией. В Ассоциации компании розничной торговли связывают выход скандального репортажа с предстоящим обсуждением поправок в Закон о торговле. В неофициальных же беседах ретейлеры выражают опасение, что тип жадного спекулянта снова станет образом внутреннего врага, который позволит сплотить страну в сложной экономической ситуации.
Вышедший 26 апреля в программе "Вести недели" на телеканале "Россия 1" репортаж "Неестественные цены: как торговые сети наживаются на кризисе" вызвал скандал в профессиональном сообществе. В кадрах, снятых скрытой камерой, девушка, которая названа сотрудником pr-агентства, нанятого Ассоциацией компаний розничной торговли, предлагает корреспонденту 350 тысяч рублей за то, чтобы телезрители "не узнали о наценке на продукты в 100–150%".
Автор сюжета отказывается брать деньги и рассказывает о том, что цены на прилавках магазинов зачастую являются завышенными необоснованно. В частности, приводится пример овощей, которые в сетях стоят почти вдвое дороже, нежели на овощебазе. А детское молоко, которое "производится на том же оборудовании и из того же сырья", что и обычное, стоит опять же "чуть ли не вдвое дороже". Также приводятся цитаты экспертов, которые утверждают, что себестоимость отечественных продуктов из-за ослабления рубля не изменилась, тогда как на полках цена выросла ощутимо.
В репортаже приведен комментарий главы по внешним коммуникациям сети "Дикси" Екатерины Куманиной о том, что кризис — это хорошее время для развития сетей. Звучит также выдержка из интервью главы "Магнита" Сергея Галицкого, в котором топ-менеджер заявляет, что бизнес должен зарабатывать деньги и платить налоги, а не быть "социально ответственным".
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) "Фонтанке" подтвердили, что показанная в сюжете девушка, действительно, является сотрудником коммуникационного агентства, с которым работает организация (по данным "Фонтанки, это SPN), однако подчеркивают, что действовала она "по собственной инициативе".
"Ассоциация прекратила работу с агентством до расследования инцидента и намерена требовать компенсации за ущерб деловой репутации", – сообщил ее исполнительный директор Андрей Карпов.
Что касается самого сюжета, то, по словам топ-менеджера, он является попыткой манипуляции общественным сознанием "с целью принятия более жесткого варианта поправок в Закон о торговле".
"Особенно примечательно, что он вышел накануне завтрашнего совещания на эту тему у первого вице-премьера Шувалова", – подчеркнул Андрей Карпов.
Напомним, поправки, разработанные депутатом Госдумы Ириной Яровой, предусматривают снижение размера разрешенного ретробонуса (премии за объем продаж, выплачиваемой поставщиками магазинам) с 10 до 3% от суммы поставки и запрещают любые дополнительные выплаты сетям. Отсрочка платежей поставщикам должна сократиться с десяти до пяти дней за скоропортящиеся товары, с 30 до 20 дней – за товар со сроком хранения до одного месяца, с 45 до 35 дней – за товары длительного хранения.
Представители розничных сетей, упомянутых в сюжете, от официальных комментариев отказались. Однако ролик вызвал бурную реакцию в профессиональном сообществе.
Прежде всего, участники рынка сетуют на "передергивание фактов". "Представитель "министерства информации" упомянул про наценку в 12% в Европе, но не рассказал, что 6 штучек куриных яиц при такой наценке стоит там 5€, а норвежский пенсионер при этом получает 5000€ пенсии. Галицкий прав", – отмечает бывший топ-менеджер сети "Дикси" Фёдор Еремеев в группе Retail в Facebook.
"Если на все товары иметь одинаково низкую наценку, то маржинальность магазина будет низкой... ниже затрат на персонал и аренды... в итоге магазин следует закрыть", – утверждает Сергей Леонов, основатель портала Retail-In-Detail.
Экс-менеджер сети Media Markt Михаил Пахомов обращает внимание на то, что в роли "обвинителей" в сюжете выступают поставщики. "Прилетает ответочка за кабальные условия и неадекватное партнерство с производителями", – говорит он.
А вот Сергей Леонов считает, что это не война ретейла с производителями, а "манипуляция власти и очередная травля – в данном случае бизнеса". "Так происходит, когда власти не могут ничего, но порулить еще хочется", – пишет эксперт.
Математика ретейла
Вице-президент банка "Райффайзен" Наталья Колупаева считает, что на деловой репутации сетей и их стратегии развития данный репортаж вряд ли отразится. Прежде всего — из-за слабости аналитических выкладок. По ее словам, сравнивать цены на полке магазина и оптовой базе попросту некорректно.
"Такая овощная база не находится в шаговой доступности в каждом городе, стоимость логистики, операционных затрат магазина, таких, как оплата труда работников, аренда, коммунальные расходы, также нужно принимать во внимание", – говорит эксперт.
Согласно отчетности по МСФО, валовая маржа (разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции или услуги) крупнейших сетей составляет около 20 – 30%. Так, у Х5 (сети "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель") по итогам первого квартала она составила 24,6% (плюс 0,6 процентных пункта к прошлому году), у "Магнита" 27,02% (минус 0,1 процентный пункт к прошлому году).
"Конечно, уровень наценки неоднороден по разным позициям. Например, на товарах непродуктового сегмента она может быть существенно выше, тогда как на отдельные позиции социально значимых товаров и вовсе отрицательной", – говорит Наталья Колупаева.
Впрочем, аналитик подчеркивает, что в валовой марже также заложены доходы, которые сети получают от производителей в виде бонусов за объемы реализации и маркетинговые услуги.
Однако не всю разницу между ценой закупки и ценой продажи сети кладут себе в карман. После вычета основных расходов (аренда помещений и оплата труда персонала) по итогам первого квартала у Х5 осталось 7,2% от выручки, у "Магнита" – 9,3%. Чистая прибыль, которая остается после уплаты налогов и процентов по кредитам, составляет 2,2% от выручки у Х5 и 4,3% от выручки у "Магнита".
"Получая прибыль, акционеры принимают решение о выплате дивидендов или инвестировании ее в дальнейшее развитие сети", – отмечает Наталья Колупаева.
Однако, по ее словам, нельзя винить сети в стремлении развиваться — бoльшие объемы закупок помогают добиться более низких цен.