Цифровая трансформация ритейла: главные тренды. "Сomnews". 10 июня 2021

С развитием технологий, цифровизация ритейла достигла невероятных масштабов. Глобальный рынок Digital-трансформации в розничной торговле оценивался в $143,55 млрд в 2020 году и, как ожидается, в 2026 будет стоить $388,51 млрд (данные Digital Transformation Market in Retail). Компании предлагают сервисы доставки продуктов, персонализированные акции, и даже виртуальные походы в магазин. О главных трендах цифровизации розничной торговли рассказал основатель онлайн-супермаркета Bringston Валентин Куликов.
Зачем нужна цифровая трансформация
Появление современных технологий в ритейле — выигрыш для всех. Бизнес получает новых покупателей, а клиент — улучшенный опыт покупок. Ожидается, что к 2023 году 50% ритейлеров, которые взяли курс на развитие технологий, увидят рост чистой прибыли на 35% и повышение лояльности потребителей на 10%.
Сегодняшние покупатели хотят получить индивидуальный опыт. Они прекрасно понимают, что бренды собирают информацию, и хотят получить в обмен на это полностью персонализированный подход. Индивидуальные предложения, акции, скидки — одни из основных инструментов современного ритейлера. Обеспечить такой высокий уровень обслуживания можно только с помощью тотальной Digital-трансформации.
Резкое падение розничных оффлайн-продаж в апреле из-за распространения COVID-19 теперь уходит в прошлое, поскольку с мая продажи неуклонно восстанавливаются. Сейчас отличное время для цифровой трансформации, поскольку потребители не могли долгое время выходить из дома, и в основном совершали покупки товаров первой необходимости.
Крупные торговые компании уже начали завоевывать долю рынка, используя пандемию как возможность для инноваций и привлечения клиентов. Брендам нужно продолжать следовать существующей стратегии цифровой трансформации, ведь будущая прибыль наверняка покроет потери 2020 года.
Современный шоппинг
Основная привычка, которая останется с нами навсегда - это покупки онлайн. По данным исследовательского центра Statista, 75% опрошенных совершают онлайн-покупки хотя бы раз в месяц. Для этого компании создают современные онлайн-магазины и сервисы доставок. В основе виртуальных покупок лежит простая идея: привлечение людей к идеям Digital-трансформации. В результате получается настоящий омниканальный опыт, который органично сочетает границы между онлайн и оффлайн торговлей. Сотрудник, работающий в магазине, может мгновенно подключиться через текст, чат или видео к покупателю, просматривающему каталоги из дома. Благодаря этому соединению в реальном времени, клиенты могут получать консультацию продавцов даже без настоящего похода в магазин.
Подобные технологии могут позволить далеко не все магазины из-за дороговизны, но некоторые крупные ритейлеры уже сейчас предлагают уникальный опыт. В 2016 году интернет-магазин eBay запустил первый в мире магазин виртуальной реальности. Для его создания компания сотрудничала с австралийским ритейлером Myer. Пользователи могут просматривать более 12 500 объектов, а цены на товары обновляются в режиме реального времени.
Сервисы доставки еды уже давно популярны в крупных городах. По данным исследования OMI, около 65% горожан пользуются ими на регулярной основе. Обычно курьер доставляет продукты быстро и в срок, потому что пользуется личным транспортным средством. Машина, велосипед, самокат — главное оружие любого доставщика. В Яндексе придумали еще более удобный способ быстро принести еду. В качестве курьера выступает маленький беспилотный робот, который может везти до 20 килограмм. Пока технология доступна только в нескольких районах Москвы и Иннополиса, но через несколько лет будет использоваться по всей России.
Умные кофейни
Сегодня люди выпивают несколько чашек в день разных сортов. Кофейные роботы-бариста — одна из последних форм машин в мире автоматизации. Они готовят эффективнее, чем человек за счет минимизации ошибок. Роботы-бариста позволяют оптимизировать процесс работы кофейни: машина запоминает заказ, фиксирует оплату, и всегда идеально готовит кофе.
В США есть много подобных кофеен. Cafe X — калифорнийская компания, основанная в 2015 году. Она разработала робота, который находится внутри киоска, похожего на аквариум. Заказы можно делать, взаимодействуя с машиной через интерактивный планшет. Робот-бариста использует шестиосевую "руку" для выполнения операций и с большой точностью он делает около 120 чашек кофе за час.
Такие технологии есть уже и в России. В основном "умные" кофемашины расположены в офисных зданиях и дополнены "умными холодильниками" с готовой едой - получается полноценная замена кафе. С начала 2021 года спрос на них вырос на 40%. Это связано с массовым возвращением россиян в офисы, а также с закрытием многих кафе возле офисов, не переживших "вторую волну".
В будущем вся сфера ритейла постепенно будет заменять роботами. Они работают четко по инструкции, что позволит минимизировать потенциальные убытки. Главное — задать правильные настройки. Кофейням нового формата в России еще меньше 5 лет, но как только владельцы компаний поймут эффективность роботов-барист — подобных заведений станет больше.
Роботы в магазинах
У крупнейшего американского интернет-магазина Amazon на складах есть армия роботов. Сейчас их количество оценивают в 45 000 штук. Обычный клиент не видит роботов за работой, и скорее всего даже не знает о такой технологии. Это связано с тем, что пока всего несколько компаний тестируют роботов-помощников в торговом зале.
Ритейлер товаров для дома Lowe’s представил LoweBot еще в 2016 году в магазинах Сан-Франциско Покупатели могут спросить LoweBot с помощью голоса или сенсорного экрана. Робот поможет найти товар, уточнит его наличие на складе, и попросит вынести в зал. Клиенты также могут задать роботу несколько основных вопросов по обслуживанию, которые в противном случае нужно было бы адресовать работнику-человеку. Робот полноценно заменяет продавца-консультанта. Он ездит по торговым рядам, сортирует товар, общается с покупателями.
В том же году компания Simple Robotis разработала Tally. Робот специализируется на мониторинге уровня запасов и цен на товары в магазинах. Tally использует программное обеспечение для визуального распознавания правильности цены и наличия товара на полке.
Российский рынок роботизации в ритейле пока еще на этапе зарождения. "Магнит" собирается внедрить около 17 роботов в 2021 году. Полная замена человека пока не планируется. Ожидается, что сотрудники смогут улучшить свои профессиональные качества, посмотрев, как работает робот.
В ближайшие годы всю сферу розничной торговли ожидает Digital-трансформация. Многие клиенты поколения миллениалов и зумеров практически перестанут ходить в оффлайн-магазины, а работу на складах будут делать только роботы. Чтобы не отставать от трендов, мы подготовили чек-лист будущих цифровых нововведений в мировом ритейле: онлайн-продажи, персонализированные предложения, мобильные приложения; полная или частичная замена сотрудников роботами; использование виртуальной и дополненной реальности.
Некоторые инновации из этого списка уже в ходу в американских магазинах, но скоро доберутся и до российского рынка. Цифровая трансформация ритейла стремительно развивается, и вполне возможно, что прямо сейчас в лабораториях тестируют новые технологии, о которых мы пока не знаем.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Сети бытовой техники», «Сети компьютерной техники», «Общественное питание», «FMCG сети», «DIY & Household Retail», «Прочие торговые сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233