Ситуацию на лизинговом рынке нельзя назвать критической. "ИА РЖД-Партнер.ру". 3 декабря 2020

Падение спроса на услуги транспортно-логистических компаний в условиях пандемии усилило негативную тенденцию, начавшуюся с середины прошлого года, в сегменте железнодорожной техники, что привело к сокращению объемов нового бизнеса на 25%, по данным за 9 месяцев 2020 года, сообщает "Эксперт РА". О прогнозах и ожидания лизинговых компаний, а также о своей стратегии в наступающем непростом с экономической точки зрения году рассказал новый генеральный директор группы компаний "Газпромбанк Лизинг" Максим Калинкин.
– Какие прогнозы можно дать по состоянию рынка лизинга подвижного состава на конец года? На 2021 год?
– Отрицательная динамика объемов нового бизнеса в сегменте лизинга подвижных составов вызвана продолжающейся стагнацией железнодорожного рынка с 2019 года. Вследствие падающих ставок и доходности по вагонам, а также профицита подвижного состава производство новых вагонов за 9 месяцев 2020-го сократилось на 28%. Все эти факторы привели к падению объемов нового бизнеса за первые три квартала 2020 года в сегменте лизинга железнодорожной техники на 25% по сравнению с данными прошлого года (агентство "Эксперт РА"). По итогам года, думаю, падение замедлится. За 2020 год, по нашей предварительной оценке, будет произведено 57 тыс. вагонов и около 45 тыс. в 2021-м. Ситуация должна стабилизироваться лишь к 2023–2024 гг., когда РЖД откроет Восточный полигон и в целом закончится кризисный цикл железнодорожного рынка перевозок.
– Какие тенденции сейчас отмечаются в спросе на лизинг подвижного состава? Насколько сильное влияние на лизинг оказал профицит парка на сети (как долгосрочная тенденция) и сокращение грузовой базы (как следствие эпидемии)?
– По наиболее профицитным видам подвижного состава произошло резкое сокращение закупки новых вагонов, что привело к снижению объемов лизинговых сделок. Наибольшим спросом сейчас пользуются специализированные вагоны и инновационный подвижной состав. В то же время продолжаются сделки на вторичном рынке за счет рефинансирования, реализации возвратного лизинга, консолидации и перераспределения вагонов между компаниями-операторами и грузовладельцами.
Профицит и сокращение грузовой базы привели к снижению ставок доходности и аренды в 2020 году почти по всем видам вагонов. Лизинговые компании были вынуждены проводить реструктуризации графиков лизинговых платежей для смягчения негативного эффекта для своих клиентов.
Наблюдая за событиями в железнодорожной отрасли в периоде последних 2–3 лет, мы вовремя определили для себя стратегию снижения доли высокорисковых активов подвижного состава в лизинговом портфеле. По итогам 9 месяцев 2020 года мы снизили на 26 п. п. долю железнодорожного сегмента и стали развивать менее рисковые направления деятельности.
– В каких нишах есть перспективы для роста объемов нового бизнеса? В каких, напротив, ожидается падение?
– Наибольший профицит сейчас наблюдается в сегменте полувагонов, спрос на них сильно упал. Несмотря на это, за 9 месяцев 2020 года доля полувагонов занимает 37% от общего объема выпуска по стране. В основном речь идет об инновационных вагонах, конечно. По специализированному подвижному составу большого профицита нет, поэтому платформы и крытые вагоны будут особенно востребованы с учетом списания старого парка. Спрос на фитинговые платформы поддерживает рост объемов внутренних и транзитных контейнерных перевозок, а также продолжение мирового тренда на контейнеризацию логистического рынка.
– Как складывающаяся на рынке лизинга ситуация повлияет на рынок вагоностроения в 2021–2022 гг.?
– В этом году лизингодатели, в портфеле которых находятся клиенты из наиболее пострадавших отраслей, столкнулись с ростом проблемных активов, но ситуацию нельзя назвать критической. Кроме того, снижение стоимости кредитного, а следовательно, и лизингового финансирования позитивно влияет на доступность приобретения имущества в лизинг. На объемы вагоностроения в первую очередь влияет сниженный спрос со стороны клиентов из-за текущего профицита вагонов и сокращения грузовой базы преимущественно в перевозках угля, нефтяных грузов, черных металлов. Мы ожидаем, что без особых мер поддержки спрос на новый подвижной состав в ближайшие 2 года будет находиться на уровне 40–45 тыс. вагонов.
– Какие факторы и действия участников рынка/регуляторов могут оказать позитивное влияние на инвестиционный спрос на подвижной состав и его лизинговое финансирование?
– В рамках существующей инфраструктуры сеть железных дорог чувствует себя комфортно с парком вагонов на уровне 1 млн ед. Сейчас на сети уже почти 1,2 млн вагонов. Даже самые пессимистичные прогнозы по производству вагонов на ближайшие 3–4 года превышают количество парка, подлежащего списанию в этот период, а значит, количество вагонов на сети будет только расти. Для увеличения спроса на новый подвижной состав необходимо развивать инфраструктуру и ускоренно модернизировать Восточный полигон. Благоприятно на росте рынка скажется программа с субсидированием закупки новых вагонов при условии утилизации старых, так называемый вагонный trade-in.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Железнодорожное машиностроение», «Железнодорожный транспорт» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233