Электротяга: настоящее и будущее городских пассажирских перевозок на выставке CityBus.

Парк городских пассажирских машин в нашей стране крайне разношерстный. Если на маршруты столицы недавно вышел сотый электробус, то в городе Арзамасе Нижегородской области до сих пор работают древние ЛиАЗы-677. Вечно старые машины в регионах ездить не могут, но чем их заменить? Ответ на этот вопрос я искал, бродя среди немногочисленных экспонатов на выставке CityBus в Москве.
Если в столице продолжается сокращение троллейбусных маршрутов, то в регионах "рогатые" пока отстаивают свои права. На небольшие города с контактной сетью и рассчитан новый троллейбус с увеличенным автономным ходом по имени Горожанин — детище Уфимского трамвайно-троллейбусного завода. По сути, это аналог троллейаккубуса Тролза, на котором Максим Чернявский ездил по Питеру. Такие машины предназначены для работы на комбинированных городских маршрутах, где часть пути проходит под контактной сетью, а часть — без нее.

В основе Горожанина — кузов автобуса НефАЗ еще предыдущего поколения, но доработанный. Крыша усилена для размещения электрооборудования, а вместо моторного отсека в салоне появились дополнительные сиденья. Всего сидячих мест здесь 28, а общая пассажировместимость достигает 106 человек. Выполнен салон без изысков, однако добротно и аккуратно.
В движение троллейбус приводится электродвигателем мощностью 180 кВт. Батарея емкостью 80 кВт·ч обеспечивает автономный ход до 70 км. Если она полностью разрядится, то восполнить энергию от контактной сети можно всего за час. Представленный экземпляр сразу после выставки отправится на маршрут в Альметьевск. Есть уже у компании заказы и из других российских городов. При этом стоит Горожанин 12 млн рублей с учетом действующих субсидий.

Рядом — аппарат, построенный в Вологде компанией Стройтранс, к которой не так давно перешли активы обанкротившегося Вологодского троллейбусного завода. Потихоньку производство "рогатых" под известной маркой Транс-Альфа возрождается. Судя по информации на официальном сайте, новые вологодские троллейбусы уже работают в таких городах, как Ярославль, Мурманск и Абакан. Причем наряду с обычными производятся и "рогатые" с увеличенным автономным ходом. Ну а представленный на выставке образец — и вовсе настоящий электробус, работающий по принципу ночной подзарядки.
Из-за руля открывается отличный обзор, но не запутается ли водитель в таком количестве кнопок?
Выглядит машина необычно — особенно впечатляют бумеранги головной оптики. При этом задняя часть с двумя наплывами выдает троллейбусное происхождение кузова. В движение машина приводится электродвигателем ПЭМЗ мощностью 140 кВт, который получает энергию от шести литий-ионных батарей. Их емкость не сообщается, зато заявленный пробег на одной зарядке аж 240 км. Интересно, что на крыше разместился лишь один батарейный блок, а остальные находятся под подиумами в низкопольном салоне — на них как раз установлены сиденья.
И общее качество внутреннего убранства оставляет желать лучшего. Пластиковая обивка потолка идет волнами, а ее панели состыкованы криво. Высота тех самых подиумов с сиденьями почти 40 см — а ведь бабушкам с сумками придется сюда карабкаться, поскольку на уровне пола сидений не предусмотрено вовсе. Зато здесь есть USB-порты для подзарядки гаджетов, но и они расположены неудобно.
Для машины стоимостью под 30 млн рублей подобное качество недопустимо, и хочется верить, что огрехи — это особенности первого образца. Электробусное направление в Вологде станут и дальше развивать, а в будущем планируют замахнуться даже на поставки в Москву.
Правда, для этого как минимум придется изменить концепцию с ночной на ультрабыструю подзарядку на маршруте — как у столичного электробуса КАМАЗ, что стоял неподалеку.
Ну а что более традиционная техника? Фирма РариТЭК из Набережных Челнов привезла на выставку свой автобус Лотос, о котором мы подробно рассказывали. Это локализованный китайский Foton, двигатель которого работает на сжатом метане. С учетом субсидий за него просят семь миллионов рублей. Пока челнинцы собрали 12 таких машин, но в планах на этот год — целых три сотни автобусов.
А вот и старый знакомый — каркасный автобус Нижегородец на шасси IVECO Daily. Такие машины можно встретить в самых разных городах нашей страны. Правда, сейчас производственные планы на эти машины невелики: за текущий год планируется сделать около 50 подобных машин.
Представленный на выставке образец отличается широкой двустворчатой дверью в задней части — за ней низкопольная площадка с местом для инвалидной коляски. Доплата за подобное решение составляет 300 тысяч рублей к цене базового автобуса 4 млн 700 тысяч.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Грузовое автомобилестроение» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233