Стратегия-2030: мыслить стратегически. "ИА РЖД-Партнер.ру". 16 июля 2014
Транспорт и логистика » Автомобильный транспорт
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Транспорт и логистика » Строительство железных дорог
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Транспорт и логистика » Строительство железных дорог
16.07.2014 в 09:25 | ИА РЖД-Партнер.ру | Advis.ru
Обновленная редакция Транспортной стратегии на период до 2030 года определяет новые перспективы государственной политики. В ней прописаны основные цели развития транспортной системы и принципы государственного регулирования ее деятельности на всех видах транспорта. Об изменениях и причинах их появления корреспондент ИА РЖД-Партнер.ру побеседовал с членом координационного совета "Деловая Россия", членом Общественной палаты РФ и председателем Координационного совета Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Министерства транспорта РФ Сергеем Фахретдиновым.
– Принятая в 2008-м Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года является базовым документом. Распоряжением правительства России № 1032-р от 11.06.2014 г. утверждена новая редакция документа. Сергей Баянович, чем, на Ваш взгляд, были вызваны те или иные изменения?
– Фактическая реализация Транспортной стратегии началась в 2009 году. Она является основным документом на долгосрочную перспективу. За истекший период в рамках стратегии реализованы крупные проекты во всех отраслях транспорта, а также в дорожном хозяйстве. Вместе с тем накопились и вопросы, решение которых потребовало внесения изменений. Корректировки также связаны с необходимостью внедрения инновационных технологий и изменением объемов финансирования проектов в сфере транспорта.
Установленные в новой редакции сроки исполнения конкретных плановых показателей скорректированы под влиянием тех или иных социальных, политических и экономических факторов. Например, были обновлены показатели планируемых потребностей отраслей экономики и субъектов Российской Федерации. На пересмотр некоторых задач, которые фигурировали в прошлой редакции Транспортной стратегии, повлияли последствия вхождения России в ВТО, создание Единого экономического пространства, а также присоединение Крыма и Севастополя.
Новая редакция документа разработана Министерством транспорта РФ с учетом всех основных отраслевых стратегий в сфере транспорта, промышленности, энергетики, лесного комплекса и сельского хозяйства, стратегий социально-экономического развития регионов России.
– Каковы основные изменения, которые были внесены в новую редакцию? На что они направлены?
– Основные изменения коснулись оценки объемов необходимого ресурсного обеспечения реализации Транспортной стратегии на период с 2010 по 2030 год. Если в предыдущей редакции общие капитальные вложения по инновационному варианту оценивались в 170,581 трлн руб., а по базовому (консервативному) варианту – в 135,887 трлн руб., то в новой редакции они уже оцениваются соответственно в 89,172 трлн руб. по инновационному варианту развития и в 63,597 трлн руб. по базовому (консервативному) варианту.
Кроме того, были скорректированы значения индикаторов реализации стратегии. Снижены такие показатели, как ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий; рост протяженности автомобильных дорог федерального и местного значения; перевалка грузов в речных портах; скорость отправки грузов железнодорожным транспортом; средний возраст парка пассажирских автотранспортных средств; перевозка транзитных грузов через территорию России; экспорт транспортных услуг; доля альтернативных видов топлива в общем топливопотреблении автотранспортных средств.
При этом повысились такие показатели, как уменьшение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузок; протяженность автомагистралей и скоростных дорог; протяженность автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям; перевалка грузов морскими портами России; доля парка грузовых автомобилей, использующих альтернативные виды топлива, и некоторые другие.
– Чьи интересы в первую очередь учитывались при разработке поправок?
– Стоит отметить, что к разработке новой редакции Транспортной стратегии были привлечены все заинтересованные участники транспортного процесса и руководители субъектов Российской Федерации, транспортные организации, крупнейшие грузоотправители. Обсуждение необходимых изменений проходило на различных площадках – Минтранса России, Общественной палаты, Экспертного совета при правительстве, Открытого правительства. Проект также был размещен на сайте Минтранса и прошел доработку по замечаниям общественности и экспертов.
Здесь, в отличие от прошлой версии, значительно расширен объем системных социально-экономических задач, которые необходимо решить всем участникам отрасли. К таким задачам отнесены как уменьшение территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры, так и рост уровня доступности транспортных услуг для населения и повышение их качества. Помимо этого, сделан акцент на обеспечение транспортной безопасности и снижение негативного влияния транспорта на экологию.
– Принятая в 2008-м Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года является базовым документом. Распоряжением правительства России № 1032-р от 11.06.2014 г. утверждена новая редакция документа. Сергей Баянович, чем, на Ваш взгляд, были вызваны те или иные изменения?
– Фактическая реализация Транспортной стратегии началась в 2009 году. Она является основным документом на долгосрочную перспективу. За истекший период в рамках стратегии реализованы крупные проекты во всех отраслях транспорта, а также в дорожном хозяйстве. Вместе с тем накопились и вопросы, решение которых потребовало внесения изменений. Корректировки также связаны с необходимостью внедрения инновационных технологий и изменением объемов финансирования проектов в сфере транспорта.
Установленные в новой редакции сроки исполнения конкретных плановых показателей скорректированы под влиянием тех или иных социальных, политических и экономических факторов. Например, были обновлены показатели планируемых потребностей отраслей экономики и субъектов Российской Федерации. На пересмотр некоторых задач, которые фигурировали в прошлой редакции Транспортной стратегии, повлияли последствия вхождения России в ВТО, создание Единого экономического пространства, а также присоединение Крыма и Севастополя.
Новая редакция документа разработана Министерством транспорта РФ с учетом всех основных отраслевых стратегий в сфере транспорта, промышленности, энергетики, лесного комплекса и сельского хозяйства, стратегий социально-экономического развития регионов России.
– Каковы основные изменения, которые были внесены в новую редакцию? На что они направлены?
– Основные изменения коснулись оценки объемов необходимого ресурсного обеспечения реализации Транспортной стратегии на период с 2010 по 2030 год. Если в предыдущей редакции общие капитальные вложения по инновационному варианту оценивались в 170,581 трлн руб., а по базовому (консервативному) варианту – в 135,887 трлн руб., то в новой редакции они уже оцениваются соответственно в 89,172 трлн руб. по инновационному варианту развития и в 63,597 трлн руб. по базовому (консервативному) варианту.
Кроме того, были скорректированы значения индикаторов реализации стратегии. Снижены такие показатели, как ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий; рост протяженности автомобильных дорог федерального и местного значения; перевалка грузов в речных портах; скорость отправки грузов железнодорожным транспортом; средний возраст парка пассажирских автотранспортных средств; перевозка транзитных грузов через территорию России; экспорт транспортных услуг; доля альтернативных видов топлива в общем топливопотреблении автотранспортных средств.
При этом повысились такие показатели, как уменьшение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузок; протяженность автомагистралей и скоростных дорог; протяженность автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям; перевалка грузов морскими портами России; доля парка грузовых автомобилей, использующих альтернативные виды топлива, и некоторые другие.
– Чьи интересы в первую очередь учитывались при разработке поправок?
– Стоит отметить, что к разработке новой редакции Транспортной стратегии были привлечены все заинтересованные участники транспортного процесса и руководители субъектов Российской Федерации, транспортные организации, крупнейшие грузоотправители. Обсуждение необходимых изменений проходило на различных площадках – Минтранса России, Общественной палаты, Экспертного совета при правительстве, Открытого правительства. Проект также был размещен на сайте Минтранса и прошел доработку по замечаниям общественности и экспертов.
Здесь, в отличие от прошлой версии, значительно расширен объем системных социально-экономических задач, которые необходимо решить всем участникам отрасли. К таким задачам отнесены как уменьшение территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры, так и рост уровня доступности транспортных услуг для населения и повышение их качества. Помимо этого, сделан акцент на обеспечение транспортной безопасности и снижение негативного влияния транспорта на экологию.