Заначка от своих. "РосБизнесКонсалтинг". 19 февраля 2016
Финансовые услуги » Макроэкономика
Нефтяная и газовая » Газовая промышленность
Нефтяная и газовая » Нефте-, газоперерабатывающая
Энергетика и ЖКХ » Электроэнергетика
Химическая и фармацевтическая промышленность » Химическая промышленность
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Транспорт и логистика » Строительство железных дорог
Строительство » Московский регион
Строительство » Торгово-административное строительство РФ
Финансовые услуги » Телекоммуникации
Нефтяная и газовая » Газовая промышленность
Нефтяная и газовая » Нефте-, газоперерабатывающая
Энергетика и ЖКХ » Электроэнергетика
Химическая и фармацевтическая промышленность » Химическая промышленность
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Транспорт и логистика » Строительство железных дорог
Строительство » Московский регион
Строительство » Торгово-административное строительство РФ
Финансовые услуги » Телекоммуникации
19.02.2016 в 08:15 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru
Минэкономразвития сократило кураторов ФНБ
Как стало известно РБК, Минэкономразвития упразднило отдел, который отбирал претендентов на средства из ФНБ. Сейчас резервы нужнее властям для спасения бюджета
В структуре Минэкономразвития был расформирован отдел инвестиционных проектов, рассказал РБК федеральный чиновник и подтвердили еще двое его коллег. По словам одного из них, соответствующий приказ в среду подписал министр экономического развития Алексей Улюкаев (днем ранее он упразднил департамент стратегического развития).
Отдел отвечал за оценку претендентов на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), а также разрабатывал порядок отбора таких проектов и вел их реестр. Весь функционал отдела будет сохранен, заверяет чиновник Минэкономразвития: полномочия перейдут в отдел институтов развития, который будет переименован в "отдел институтов развития и оценки инвестиционных проектов".
Представитель Минэкономразвития ответила на вопрос об упразднении подразделения цитатой Улюкаева с недавней коллегии Минэкономразвития: "Что греха таить — государственный аппарат очень большой, ситуация бюджетная очень сложная и нам, конечно, <...> надо начинать с себя".
Окно закрыто
Кто будет заниматься оценкой — отдел или подразделение внутри департамента — "вопрос больше технический", рассуждает топ-менеджер госкомпании, получающей поддержку из ФНБ. Это решение, считает собеседник РБК, отражает общий настрой в правительстве: приоритет за сбережением резервов.
Действует установка на максимальную сохранность фонда, согласен федеральный чиновник: "Это (ФНБ) — важный стабилизирующий элемент".
Кто успел залезть в кубышку
Изначально ФНБ задумывался как запас на черный день, который пойдет на выплаты пенсий будущим поколениям. В 2012 году президент Владимир Путин предложил Федеральному собранию распечатать ФНБ на инфраструктурные проекты. После этого для проектов внутри России была установлена квота 40% от объема фонда. В 2014 году она выросла до 60% за счет дополнительных лимитов на проекты "Росатома" и РФПИ — по 10% ФНБ, но не более 290 млрд руб. на каждый.
В итоге правительство утвердило 12 проектов общей суммой 972 млрд. Последним в очередь за деньгами ФНБ успел "Сибур". Правительство включило его нефтехимический комплекс "Запсибнефтехим" в перечень получателей средств фонда в октябре 2015 года. На самом деле вопрос о помощи "Сибуру" был решен годом ранее. Президент поручил Минэкономразвития поддержать проект в сентябре 2014 года (о деталях этой сделки читайте тут).
Тогда "Сибур" был далеко не единственным претендентом на деньги ФНБ. За 2014 год поступило более ста заявок, рассказывал РБК чиновник финансово-экономического блока. Их суммарный размер превзошел размер самого фонда, говорил другой сотрудник правительства. У компаний, большинство из которых были с госучастием (например, "Роснефть", "Россети", "Роснано" и "РусГидро"), были серьезные союзники в правительстве, которые считали, что экономику необходимо подстегнуть за счет средств ФНБ. Напору противостоял Минфин, предостерегавший, что кубышка еще пригодится на черный день.
Средства ФНБ, уже вложенные в проекты, нельзя потратить на покрытие дефицита бюджета, отмечает чиновник финансово-экономического блока. В ФНБ на 1 февраля было 5,35 трлн руб. Из них 112,63 млрд руб. и $4,11 млрд (308,96 млрд руб. по курсу ЦБ) были вложены в инфраструктурные проекты, еще 164,43 млрд руб. зарезервированы под проекты на депозитах в ВТБ и Газпромбанке.
Только через Кремль
Кризис, падение цен на нефть и девальвация рубля остудили пыл лоббистов. А в феврале 2015 года президент поручил вкладывать средства ФНБ только по его указанию. Если раньше выделить деньги могло правительство, то президент замкнул все решения на себя (подробнее об этом читайте тут).
С тех пор в Минэкономразвития не поступало новых проектов, рассказывает федеральный чиновник. Было решено, что "достаточно старых", добавляет его коллега по финансово-экономическому блоку: "Перечень акцептован президентом, никаких новых проектов туда не попадает".
Правительство считает, что антикризисный план (пакет мер по поддержке инвестклимата, ключевых отраслей и регионов в 2016 году) решает проблему нехватки денег в экономике, отмечает топ-менеджер госкомпании. Но этого недостаточно, и нужны дополнительные стимулирующие меры, которые собеседник РБК оценивает в 300–500 млрд руб. "При том что происходит с бюджетом, это скорее меры по линии ЦБ и допэмиссии, чем бюджета и резервных фондов", — признает он.

Как стало известно РБК, Минэкономразвития упразднило отдел, который отбирал претендентов на средства из ФНБ. Сейчас резервы нужнее властям для спасения бюджета
В структуре Минэкономразвития был расформирован отдел инвестиционных проектов, рассказал РБК федеральный чиновник и подтвердили еще двое его коллег. По словам одного из них, соответствующий приказ в среду подписал министр экономического развития Алексей Улюкаев (днем ранее он упразднил департамент стратегического развития).
Отдел отвечал за оценку претендентов на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), а также разрабатывал порядок отбора таких проектов и вел их реестр. Весь функционал отдела будет сохранен, заверяет чиновник Минэкономразвития: полномочия перейдут в отдел институтов развития, который будет переименован в "отдел институтов развития и оценки инвестиционных проектов".
Представитель Минэкономразвития ответила на вопрос об упразднении подразделения цитатой Улюкаева с недавней коллегии Минэкономразвития: "Что греха таить — государственный аппарат очень большой, ситуация бюджетная очень сложная и нам, конечно, <...> надо начинать с себя".
Окно закрыто
Кто будет заниматься оценкой — отдел или подразделение внутри департамента — "вопрос больше технический", рассуждает топ-менеджер госкомпании, получающей поддержку из ФНБ. Это решение, считает собеседник РБК, отражает общий настрой в правительстве: приоритет за сбережением резервов.
Действует установка на максимальную сохранность фонда, согласен федеральный чиновник: "Это (ФНБ) — важный стабилизирующий элемент".
Кто успел залезть в кубышку
Изначально ФНБ задумывался как запас на черный день, который пойдет на выплаты пенсий будущим поколениям. В 2012 году президент Владимир Путин предложил Федеральному собранию распечатать ФНБ на инфраструктурные проекты. После этого для проектов внутри России была установлена квота 40% от объема фонда. В 2014 году она выросла до 60% за счет дополнительных лимитов на проекты "Росатома" и РФПИ — по 10% ФНБ, но не более 290 млрд руб. на каждый.
В итоге правительство утвердило 12 проектов общей суммой 972 млрд. Последним в очередь за деньгами ФНБ успел "Сибур". Правительство включило его нефтехимический комплекс "Запсибнефтехим" в перечень получателей средств фонда в октябре 2015 года. На самом деле вопрос о помощи "Сибуру" был решен годом ранее. Президент поручил Минэкономразвития поддержать проект в сентябре 2014 года (о деталях этой сделки читайте тут).
Тогда "Сибур" был далеко не единственным претендентом на деньги ФНБ. За 2014 год поступило более ста заявок, рассказывал РБК чиновник финансово-экономического блока. Их суммарный размер превзошел размер самого фонда, говорил другой сотрудник правительства. У компаний, большинство из которых были с госучастием (например, "Роснефть", "Россети", "Роснано" и "РусГидро"), были серьезные союзники в правительстве, которые считали, что экономику необходимо подстегнуть за счет средств ФНБ. Напору противостоял Минфин, предостерегавший, что кубышка еще пригодится на черный день.
Средства ФНБ, уже вложенные в проекты, нельзя потратить на покрытие дефицита бюджета, отмечает чиновник финансово-экономического блока. В ФНБ на 1 февраля было 5,35 трлн руб. Из них 112,63 млрд руб. и $4,11 млрд (308,96 млрд руб. по курсу ЦБ) были вложены в инфраструктурные проекты, еще 164,43 млрд руб. зарезервированы под проекты на депозитах в ВТБ и Газпромбанке.
Только через Кремль
Кризис, падение цен на нефть и девальвация рубля остудили пыл лоббистов. А в феврале 2015 года президент поручил вкладывать средства ФНБ только по его указанию. Если раньше выделить деньги могло правительство, то президент замкнул все решения на себя (подробнее об этом читайте тут).
С тех пор в Минэкономразвития не поступало новых проектов, рассказывает федеральный чиновник. Было решено, что "достаточно старых", добавляет его коллега по финансово-экономическому блоку: "Перечень акцептован президентом, никаких новых проектов туда не попадает".
Правительство считает, что антикризисный план (пакет мер по поддержке инвестклимата, ключевых отраслей и регионов в 2016 году) решает проблему нехватки денег в экономике, отмечает топ-менеджер госкомпании. Но этого недостаточно, и нужны дополнительные стимулирующие меры, которые собеседник РБК оценивает в 300–500 млрд руб. "При том что происходит с бюджетом, это скорее меры по линии ЦБ и допэмиссии, чем бюджета и резервных фондов", — признает он.
