Эстония предложила Усть-Луге поделиться инвестициями. "Балтийская Медиа Группа". 3 сентября 2014

Эстония предложила Усть-Луге поделиться инвестициями. Балтийская Медиа Группа. 3 сентября 2014
Эстонский порт Силламяэ готов предоставить площадку для Балтийского карбамидного завода, строительство которого запланировано в Усть-Луге. Эстонская сторона заявляет, что проект соответствует экологическим нормам ЕС и может быть реализован на территории сопредельного с нами государства. Инвестиции оцениваются в 1,5 млрд долларов, а сам порт по итогам реализации проекта получает надежный источник налоговых поступлений и новые рабочие места.
Предложения от порта Силламяэ, который имеет статус свободной экономической зоны, получил инвестор строительства карбамидного завода в Усть-Луге - Группа ИСТ. "Порт Силламяэ имеет возможности по размещению на своей территории завода по производству аммиака и карбамида ориентировочной площадью 40-50 Га и имеет необходимую инфраструктуру для снабжения проектируемого завода проектируемого завода электроэнергией, природным газом и водой", - говорится в письме, адресованном инвестору (копия имеется в распоряжении "БалтИнфо"). В презентации порта для инвесторов говорится, что основными резидентами СЭЗ "Силламяэ" являются предприятия по производству, обработке и транспортировке углеводородных и химических продуктов и другого сырья, требующего соблюдения особых технологических режимов обращения. В документах также подчеркивается, что необходимым условием для получения разрешения на строительство производственного объекта в Эстонии является соблюдение экологических стандартов Евросоюза.
Изначально строительство Балтийского карбамидного завода (БКЗ) запланировано в промышленной зоне порта Усть-Луга, примерно в километре от населенного пункта Вистино. Однако инвестор столкнулся здесь с трудностями: против строительства завода в МО "Вистино" выступили представители ижорской общины Шойкула и часть местных жителей. Они инициировали проведение референдума по вопросу строительства завода. Правда, под обращением о референдуме собрали только 77 подписей, притом, что в Вистино насчитывается более 2 тысяч жителей. И, тем не менее, инвестор с подачи губернатора Ленобласти пообещал рассмотреть возможность альтернативных площадок для реализации проекта.
Весьма показательно, что одну из таких площадок предложили именно эстонские портовики. Балтийский карбамидный завод – это не просто один из крупнейших инвестиционных проектов в Ленинградской области, который должен стать якорным резидентом индустриальной зоны вокруг Усть-Лужского порта наряду с проектом "Газпрома" по строительству завода СПГ. Дело в том, что сейчас Эстония и другие наши прибалтийские соседи получают неплохие доходы от транзита и переработки российской продукции в своих портах. По некоторым оценкам, только транзит в данный момент составляет до 10-12% ВВП Эстонии, а весь сектор транспорта, транзита и логистики в совокупности до - 25%. То есть, с выводом промышленной зоны Усть-Луга на полную мощность Эстония может потерять до четверти своего ВВП. Уже в 2012 году из-за Усть-Луги таллинский порт сократил перевалку нефти на 26%, а общее падение объемов перевалки грузов в портах Таллина, Риги, Вентспилса и Лиепаи, как сообщили прибалтийские СМИ, составило 14%. Надо ли говорить о том, насколько важны в таких условиях для эстонской стороны такие проекты, как строительство БКЗ, способные обеспечить загрузку портов и переработку продукции "на месте"?
Впрочем, России подобные производства нужны не менее. В условиях удушающих нашу экономику международных санкций и давления США на страны Европы с целью заставить европейцев сократить объемы закупок российского газа и закупать американский сланец нам критически важно сохранить объемы сбыта российского газа и продуктов его переработки внутри страны и за рубежом. Для этого необходимы перерабатывающие производства, позволяющие производить из природного газа более сложный продукт с высокой добавленной стоимостью. Например, удобрения. Их производства целесообразней всего размещать в портово-промышленных зонах, где наиболее благоприятны условия для транспортировки продукции, как на внутренний рынок, так и на экспорт. Проблема в том, что в результате распада СССР в России не осталось крупных портово-промышленных зон на Балтике, за исключением Калининграда, но он отделен от основной территории страны Литвой и Польшей, которые ограничивают российский транзит высокими тарифами. Единственное решение этой проблемы – это развитие портовой и промышленной зоны Усть-Луга, которая снизит нашу зависимость от прибалтийских портов.
Примечательно, что Эстония при всей строгости европейских экологических стандартов готова разместить у себя производство, которое здесь, в России, определенные группы сочли "опасным". Силламяэ, к слову, находится всего в 50 километрах от Усть-Луги, на побережье которой должен вырасти карбамидный завод. Общественность Эстонии, видимо, понимает, что промышленность может изменить привычный вид прибрежных территорий, но построить химическое производство на основе устаревших и грязных технологий сейчас невозможно. К тому же инвестор гарантирует, что проект соответствует экологическим стандартам ЕС: технологии и оборудование спроектированы и будут произведены в ЕС, а сам проект соответствует рекомендациям Хельсинского комитета (Хелком) и Директиве Европейского Союза по комплексному предотвращению загрязнений и контролю (IPPC) на побережье Финского залива.
Наконец, предлагая переместить проект из России на территорию сопредельного государства, эстонцы, видимо, понимают, что такие высокотехнологичные производства обеспечат стабильные налоговые отчисления муниципалитетам и высокооплачиваемые рабочие места. За счет которых и Кингисеппский район и Вистинский муниципалитет также могли бы поправить свое благосостояние. Специфика российского налогового кодекса такова, что отчисления в местный бюджет от продукции, произведенной на его территории, в значительно выше, нежели просто от транспортных услуг и перевалки грузов в портах.
Как сообщили "БалтИнфо" в группе ИСТ, пока переговоры с эстонцами "…временно приостановлены в связи с тем, что реализация проекта в Ленобласти на сегодняшний момент по совокупности факторов выглядит предпочтительнее. Мы ощущаем поддержку регионального правительства на всех уровнях и отдаем себе отчет, что в сегодняшних условиях проект должен реализовываться в России".
В правительстве Ленобласти между тем рассчитывают, что многомиллиардный проект все-таки останется на территории региона. Преимущества от его реализации выше мнимых рисков: по информации "БалтИнфо", предварительная оценка воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС) уже готова, она положительна и доработана с учетом пожеланий местных жителей.

Для справки: Название компании: Группа компаний ИСТ (Группа ИСТ, ICT Group, Инвестиции. Строительство. Технологии, офис в Санкт-Петербурге) Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Северо-Западный ФО» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233