Заседание президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса (часть 2).
Рынок продуктов питания » Рынок рыбы
Машино- и приборостроение » Судостроительная промышленность
Машино- и приборостроение » Железнодорожное машиностроение
Розничная торговля » FMCG сети
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Машино- и приборостроение » Судостроительная промышленность
Машино- и приборостроение » Железнодорожное машиностроение
Розничная торговля » FMCG сети
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
20.10.2015 в 09:15 | Сайт Президента России | Advis.ru
В.Путин: Считайте.
А.Ткачев: Семь дней чтобы шла рыба в Москву, а не 20.
В.Путин: Да, пожалуйста.
А.Белоусов: Если можно, просто несколько цифр. Цифры все разные, но я бы тогда предпочел пользоваться материалами доклада рабочей группы. Я исхожу из того, что эти цифры выверенные.
Обратите внимание, 102–103 страницы, несколько цифр. Средняя цена рыбы в производстве 52 рубля за килограмм, стоимость всех транспортно-логистических затрат с Дальнего Востока до центра порядка 11 рублей за килограмм, стоимость импортной рыбы 124 рубля за килограмм, а конечная цена в рознице 176 рублей за килограмм.
Из этих цифр, во-первых, следует, что все-таки, как бы мы ни относились к транспортным тарифам, не они делают цену в рознице, потому что они составляют меньше 10 процентов от конечной розничной цены.
Во-вторых, доля производителя составляет все одну треть в конечной розничной цене.
И третье. На импорт мы тоже списать ничего не можем, потому что правильно было сказано Александром Николаевичем то, что у нас доля, действительно, мы примерно импортируем 900 тысяч тонн, а потребляем, у нас общий объем рынка порядка трех миллионов тонн, то есть это около 30 процентов.
Эти ценовые чудеса означают, что где-то в этой цепочке, в логистике, у на концентрируются огромные деньги на самом деле, эта разница между 176 рублями и 56, плюс 11… Я предлагаю просто, чтобы Игорь Юрьевич с этим разобрался. Не столько с тарифами, сколько с тем, куда девается разница в цене между конечной продукцией в рознице и затратами производителей, плюс затраты на перевозку.
В.Путин: Поручим Игорю Юрьевичу вместе с коллегами посмотреть и доложить через определенное время, которое мы здесь обозначим в качестве срока исполнения поручения.
С.Иванов: Я хотел внести ясность в развернувшийся спор по поводу рефрижераторных вагонов и рефконтейнеров.
У нас в проекте поручения прямо написано: представить предложения по перевозке с Дальнего Востока в центральную часть Российской Федерации рыбной продукции рефрижераторами, морскими, железнодорожными контейнерами и автомобильным транспортом. Мы все время спорим о железной дороге.
Действительно, старые рефрижераторные вагоны никуда не годятся. Там, как сказал Александр Николаевич, два метра сосульки, и он, этот вагон, загружается вручную. То есть грузчик несет допотопно ящик или коробку, ставит его в вагон. Вы представляете, какая это производительность труда?
Рефконтейнер можно не обязательно железной дорогой отправлять. Его можно отправлять кораблем, можно автомобильным транспортом на близкое "плечо" расстояния. И в любом случае, рефрижераторный контейнер – это другая лига, как говорится, производительность труда в разы выше. И если то, что здесь говорилось по тарифам, действительно, мы обязаны пускать дальневосточную рыбу в первую очередь самым скоростным движением рефконтейнерами, чтобы не больше недели это шло. Рыба сохраняется, в том числе полуохлажденная, насколько я знаю, не мороженая. А это добавленная стоимость. То есть можно филе отправлять, плюс переработка.
И последнее. Удивительный факт, я встречался с главой компании Maersk. Вы, наверное, знаете, это крупнейшая в мире транспортно-логистическая компания, Вы были у них в штаб-квартире в Копенгагене. Я ему задал вопрос: "А вы что-нибудь в своих рефконтейнерах в Россию возите?" Он говорит: "Конечно, возим". Я говорю: "А рыбу возите?" – "Возим!" "Откуда?" – "Из Чили."
Чилийский сибас поставляется в Российскую Федерацию рефконтейнерами. Посмотрите по расстоянию, где Чили и где Дальний Восток. Это условное название – Дальний Восток. Он в три раза ближе, чем Чили! Тем не менее сибас захватил наш рынок, и направо–налево продается. Так, может быть, пора все-таки теми же рефконтейнерами, по идее, это дешевле будет, возить с Дальнего Востока, а не из Чили.
Поэтому я поддерживаю этот пункт. И не важно, сколько там стоит. Можно сейчас не спорить, хотя, очевидно, дороже, конечно, стоит. Но как можно быстрее эти старые рефрижераторные вагоны, которые только у нас, по-моему, в стране и остались, выводить и массово закупать рефконтейнеры.
В.Кашин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Я хотел бы напомнить, что действительно у нас с вами ресурсы составляют около 8 миллионов тонн, и к тому, что мы добываем сегодня, это, по существу, в два раза больше. То есть возможность наращивать добычу очень ценного продукта у нас большая. Тем более и опыт есть большой, потому что именно такую ресурсную базу в 90-м году Россия использовала в полном объеме, добывая более 8,5 миллиона тонн.
Мне думается, что очень важными здесь являются все-таки не только те принятые законы, которые мы в последний период времени приняли. Это и закон по аквакультуре, по прибрежному рыболовству, вписались по большому счету во все международные конвенции, с точки зрения соблюдения своих обязательств, а также последний закон по сохранению, особенно на путях нереста наших биоресурсов.
Но для того чтобы наши люди получали не только на Дальнем Востоке или на севере возможность потреблять рыбу, а по всей России, безусловно, нужен закон о торговле. Мы сегодня долго ведем дискуссию, и правильную дискуссию, говоря о том, что железная дорога абсолютно правильная, и в докладе эта цифра есть – от 5 до 11 рублей. В летний период все эти тарифные нагрузки 5 рублей, в путину 11 рублей, не больше.
Владимир Владимирович, я Вам докладывал несколько лет назад, и Вы тогда поддержали, это ведь не только по рыбе, это у нас точно так же по всем продуктам питания – и мясо, и молоко, и так далее, особенно хлебобулочные. Когда мы смотрим труд, который затратил производитель в оценке на прилавке, то мы там иногда видим 10 процентов всего, даже не как сегодня звучало – 28–30 процентов, а до 10 процентов; а 900 процентов накручивается на хлебобулочных изделиях, а это из зерна 250 видов продукции делают. Это в большей степени посредники и люди, которых мы называем торговыми сетями, а они на 90 процентов еще и не принадлежат нашим компаниям.
Этот закон готов, там механизм какой? 50 процентов оценивается труд производителя, а 50, допустим, тихоокеанский лосось, определили мы ему цену – 80 рублей или 60 рублей, и не больше, чтобы все, что остальное там будет через переработку, перевозку, было на рынке на уровне 120–140 рублей, чтобы не было этих 300 рублей. Или точно так же по зерну. Поэтому если бы вернуться и принять этот очень нужный закон для нашего отечественного товаропроизводителя, а рядом еще бы прописать систему возможности прийти на рынок нашим компаниям, нашим трудовым коллективам, вернуть сеть сюда, в том числе и те соответствующие сельскохозяйственные рынки, раньше их называли колхозными, чтобы здесь на пути опять-таки не стояли торговые эти картели, о чем говорилось, это было бы очень разумно и правильно.
Вы начали сегодня президиум Госсовета, мне думается, правильными словами, чтобы мы не навредили тому, что у нас есть на сегодняшнем этапе, с точки зрения того, что хоть какая-то есть динамика. Вот здесь очень выверено, и губернаторы об этом говорили, и в пятницу у нас были руководители ассоциаций в комитете Государственной Думы, и они тоже очень волнуются о том, что новое налогообложение, новая система могут разрушить достигнутое. В этом плане мы, безусловно, все должны сделать, и нет никого, наверное, кто бы хотел какой-то новой реформой в этом плане навредить.
И сегодня о науке очень мало речи звучало. Без науки, без ее поддержки, встроенной системной работы у нас, конечно, не может быть и хороших результатов и на разведке биоресурсов, и на сохранении, и тем более прогресса, если говорить о нашей аквакультуре,. Вот на это, думаю, тоже нам следует и в докладе, и в решении обратить внимание.
Раньше у них была возможность, ее в некоторой степени посчитали неверной, убрали, а сегодня очень трудная ситуация. Есть необходимость еще раз взвесить, выбрасывать, выпускать или уничтожать, а может, действительно, прозрачную систему создать, чтобы они могли каким-то образом еще дополнительно что-то заработать с точки зрения укрепления своей материально-технической базы.
Я убежден, конечно, и об этом сегодня речь звучала, экспертная оценка, что нам надо 180, безусловно, судов и крупнотоннажных, и среднетоннажных, 220 – малой тоннажности, потому что 91,5, тоже экспертная оценка, сегодня изношенность, это 160 миллиардов где-то, по экспертным оценкам. Эту тему тоже, безусловно, надо как-то взять под контроль, определить все-таки, может быть, по регионам закрепить ситуации с учетом действия Росрыболовства, министерства, бюджета федерального и всех уровней, но сдвинуть с мертвой точки это надо, чтобы мы не брали эти старые зарубежные суда, нужен прорыв в этом плане. Я думаю, что его можно сделать. Если пойдет этот прорыв, то тогда можно потом добиваться этой победы, о которой Вы говорили, что без флота мы будем через пять–шесть лет делать, что мы будем добывать, удочкой не наловишь.
Комитет готов в этом плане все делать для того, чтобы законодательная база вместе с нашим Росрыболовством способствовала решению задач.
В.Путин: Вас в предлагаемых формулировках все устраивает, или Вы что-то хотите добавить, и что-то у Вас вызывает сомнения?
В.Кашин: Закон о торговле.
В.Путин: Закон о торговле – понятно, это другая тема.
В.Кашин: Чтобы не навредить? Я еще раз хочу сказать, в принципе на сегодняшний день, что записано, не вызывает сомнения, но чтобы через подзаконные акты у нас не появилось той дополнительной облагаемой базы, той системы, которая не будет способствовать, а будет наоборот способствовать разрушению достигнутого.
В.Путин: Конкретно можете сказать, Владимир Иванович? Что конкретно у Вас вызывает опасения?
В.Кашин: Новые налоги.
В.Путин: Какие, связанные с ограничением вывоза на экспорт? Да, там именно в этом дело. Повышение налоговой фискальной нагрузки связано с попыткой перенаправить эти потоки с экспортных направлений на внутреннее потребление. Вам это не нравится?
В.Кашин: Нет, это мне, наоборот, нравится.
В.Путин: Нравится, дальше пойдем. Что не нравится, скажите тогда? Я хочу понять, потому что Вам нужно будет голосовать. Вы профильный комитет, я хочу понять, что у Вас вызывает опасения.
В.Кашин: Вызывают опасения дополнительные налоги.
В.Путин: Какие?
В.Кашин: Например, давайте уберем все, что связано с таким простым льготным налогообложением.
В.Путин: Что имеете в виду?
В.Кашин: Вот то, что мы сегодня имеем в сельском хозяйстве, малом бизнесе…
В.Путин: То есть уйти от сельхозналога?
В.Кашин: Да.
В.Путин: Вы предлагаете оставить это?
В.Кашин: Я предлагаю посмотреть внимательно.
В.Путин: Нет, секундочку, Владимир Иванович, мы сейчас смотрим внимательно. Это тот момент, когда надо внимательно посмотреть. Другого такого момента не будет, потом надо будет голосовать. Я хочу понять, что у Вас вызывает опасения. И поняв это, сказать, согласен я с этим или не согласен.
В.Кашин: Я бы все-таки средний и малый бизнес оставил в этом плане, как есть сегодня.
В.Путин: А малый бизнес оставляют, так что это соответствует. Ваши опасения в этом смысле учтены.
В.Кашин:Малый и средний бизнес.
В.Путин: Что такое средний – не понятно.
В.Кашин: Если взять наши рыболовецкие колхозы или любое СПК, которые есть, они все на этом упрощенном налоге работают.
В.Путин: Владимир Иванович, у меня просьба: Вы, пожалуйста, в следующий раз, когда приходите сюда, внимательней знакомьтесь с документами. Там это оставлено. Что еще?
В.Кашин: Владимир Владимирович, я имел в виду, чтобы в подзаконных актах не появилось какого-то дополнения в этом плане.
В.Путин: Да, согласен. Подзаконные акты должны, конечно, полностью соответствовать норме права, закону, который мы предполагаем принять в ближайшее время.
Что касается ассоциации, то Артемьеву я говорил, что от них отдает картельными соглашениями, которые противоречат действующему законодательству. Объединяться в ассоциации закон не запрещает, это даже хорошее дело, если координировать какие?то действия, но только не на рынке и не по ценам. Здесь тоже нужно внимательно с этим разобраться и внимательно посмотреть. И коллеги, работающие в отрасли, должны это знать.
А что касается будущих подзаконных актов, то, конечно, я с Владимиром Ивановичем полностью согласен, нужно будет внимательно Правительству отследить с тем, чтобы подзаконные акты полностью соответствовали духу и самому закону в целом.
Владимир Иванович, что-то еще?
В.Кашин: Нет, все.
В.Путин: Спасибо.
И по поводу Закона о торговле – да, согласен, тоже надо вернуться к этому. Хуже не будет, согласен. Здесь есть вопросы, которые требуют обсуждения.
Денис Валентинович, пожалуйста.
Д.Мантуров: Владимир Владимирович, если можно, очень короткий комментарий в части Закона о торговле. Мы получили поправки к Закону о торговле от депутатов и отработали его и с потребительским сообществом, и с торговыми сетями. Нашли, я считаю, компромиссное решение, как бы "золотая середина", и в части торговых наценок, и в части сроков оплаты за поставленную продукцию. Поэтому сейчас это уже в руках как раз Государственной Думы находится, поэтому коллеги должны будут все эти поправки, согласованные с Правительством, принять. Это первое.
Второе. Закон о торговле в части его коррективы – это не самое главное. То, что Олег Николаевич говорил по удалению посредников, где и формируется основная эта маржа, – вот это ключевое, потому что торговые наценки – это 5 процентов, а то, что у посредников формируется, – до 50 процентов. Переход на торговлю через биржу, и будет все прозрачно, будет все понятно, не надо будет ни на кого ссылаться и тиранить торговые сети.
И третье. Мы сейчас как Министерство готовимся к внесению в Правительство поправки по мобильной и нестационарной торговле. Это еще один из каналов сбыта той продукции, которая не обеспечивает стандартов, условно говоря, торговых сетей. Это, действительно, реальная возможность рыбакам поставлять свою продукцию гораздо быстрее и эффективнее до потребителя.
Что касается производства судов. Олег Николаевич, может быть, иронично сказал, что у нас не производилось или не производится (скорее, не производилось) судов. Сегодня мы производим качественную продукцию. Более того, за последние четыре года наработали и новым по рыболовецким проектам (особенно для крупнотоннажных судов, для среднетоннажных судов).
Сегодня с учетом конкурентных цен на свою продукцию готовы обеспечивать производство как минимум шести крупнотоннажных судов и порядка 15–20 средне- и малотоннажных в год. Это полностью вписывается в те сводные запросы, которые мы получили от Росрыболовства.
И последнее – это в части рефрижераторов. Полностью согласен с Сергеем Борисовичем, что от рефрижераторов нужно уходить, потому что это крайне непродуктивно. По контейнерам мы сейчас с учетом того, что к нам повернулись лицом потребители, перевозчики, мы подготовили комплексный проект: и "Уралвагозавод", и "Алтайвагонзавод" задействованы, Торжок и "КамАЗ", то есть расчет на любых перевозчиков как на железнодорожном составе, так и, соответственно, на автомобиле непосредственно до потребителя. Эти рефрижераторные контейнеры будут дешевле почти на 25 процентов, чем у иностранных поставщиков. Мы с первого квартала 2017 года готовы первые поставки делать.
В.Путин: Ещё раз хочу вернуться к Владимиру Ивановичу [Кашину]. Владимир Иванович, много желающих сейчас будет в Госдуме заявить о своих интересах, это вполне нормально и естественно. Лоббирование отрасли в законодательном собрании – это было всегда и везде, и у нас. И нужно обязательно выслушать людей.
Но я Вас прошу при окончательных решениях исходить из согласованных позиций и из интересов работающих в отрасли людей и конечных потребителей продукции, что самое главное. На это обратить внимание – самое главное, самое главное, и ни в коем случае не на интересы небольшой группы лиц, которые используют какие-то лазейки в законодательстве и занимаются только личным обогащением.
На это ни в коем случае больше нельзя смотреть, нужно закрывать эти лазейки и делать это цивилизованно, не нанося, как я уже говорил, ущерба отрасли ни в коем случае. Но нужно совершенствовать законодательство с тем, чтобы отрасль работала на интересы российского народа.
Я хочу поблагодарить и рабочую группу, которая готовила сегодняшние документы, коллег из Правительства и из Администрации. Спасибо большое.
А.Ткачев: Семь дней чтобы шла рыба в Москву, а не 20.
В.Путин: Да, пожалуйста.
А.Белоусов: Если можно, просто несколько цифр. Цифры все разные, но я бы тогда предпочел пользоваться материалами доклада рабочей группы. Я исхожу из того, что эти цифры выверенные.
Обратите внимание, 102–103 страницы, несколько цифр. Средняя цена рыбы в производстве 52 рубля за килограмм, стоимость всех транспортно-логистических затрат с Дальнего Востока до центра порядка 11 рублей за килограмм, стоимость импортной рыбы 124 рубля за килограмм, а конечная цена в рознице 176 рублей за килограмм.
Из этих цифр, во-первых, следует, что все-таки, как бы мы ни относились к транспортным тарифам, не они делают цену в рознице, потому что они составляют меньше 10 процентов от конечной розничной цены.
Во-вторых, доля производителя составляет все одну треть в конечной розничной цене.
И третье. На импорт мы тоже списать ничего не можем, потому что правильно было сказано Александром Николаевичем то, что у нас доля, действительно, мы примерно импортируем 900 тысяч тонн, а потребляем, у нас общий объем рынка порядка трех миллионов тонн, то есть это около 30 процентов.
Эти ценовые чудеса означают, что где-то в этой цепочке, в логистике, у на концентрируются огромные деньги на самом деле, эта разница между 176 рублями и 56, плюс 11… Я предлагаю просто, чтобы Игорь Юрьевич с этим разобрался. Не столько с тарифами, сколько с тем, куда девается разница в цене между конечной продукцией в рознице и затратами производителей, плюс затраты на перевозку.
В.Путин: Поручим Игорю Юрьевичу вместе с коллегами посмотреть и доложить через определенное время, которое мы здесь обозначим в качестве срока исполнения поручения.
С.Иванов: Я хотел внести ясность в развернувшийся спор по поводу рефрижераторных вагонов и рефконтейнеров.
У нас в проекте поручения прямо написано: представить предложения по перевозке с Дальнего Востока в центральную часть Российской Федерации рыбной продукции рефрижераторами, морскими, железнодорожными контейнерами и автомобильным транспортом. Мы все время спорим о железной дороге.
Действительно, старые рефрижераторные вагоны никуда не годятся. Там, как сказал Александр Николаевич, два метра сосульки, и он, этот вагон, загружается вручную. То есть грузчик несет допотопно ящик или коробку, ставит его в вагон. Вы представляете, какая это производительность труда?
Рефконтейнер можно не обязательно железной дорогой отправлять. Его можно отправлять кораблем, можно автомобильным транспортом на близкое "плечо" расстояния. И в любом случае, рефрижераторный контейнер – это другая лига, как говорится, производительность труда в разы выше. И если то, что здесь говорилось по тарифам, действительно, мы обязаны пускать дальневосточную рыбу в первую очередь самым скоростным движением рефконтейнерами, чтобы не больше недели это шло. Рыба сохраняется, в том числе полуохлажденная, насколько я знаю, не мороженая. А это добавленная стоимость. То есть можно филе отправлять, плюс переработка.
И последнее. Удивительный факт, я встречался с главой компании Maersk. Вы, наверное, знаете, это крупнейшая в мире транспортно-логистическая компания, Вы были у них в штаб-квартире в Копенгагене. Я ему задал вопрос: "А вы что-нибудь в своих рефконтейнерах в Россию возите?" Он говорит: "Конечно, возим". Я говорю: "А рыбу возите?" – "Возим!" "Откуда?" – "Из Чили."
Чилийский сибас поставляется в Российскую Федерацию рефконтейнерами. Посмотрите по расстоянию, где Чили и где Дальний Восток. Это условное название – Дальний Восток. Он в три раза ближе, чем Чили! Тем не менее сибас захватил наш рынок, и направо–налево продается. Так, может быть, пора все-таки теми же рефконтейнерами, по идее, это дешевле будет, возить с Дальнего Востока, а не из Чили.
Поэтому я поддерживаю этот пункт. И не важно, сколько там стоит. Можно сейчас не спорить, хотя, очевидно, дороже, конечно, стоит. Но как можно быстрее эти старые рефрижераторные вагоны, которые только у нас, по-моему, в стране и остались, выводить и массово закупать рефконтейнеры.
В.Кашин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Я хотел бы напомнить, что действительно у нас с вами ресурсы составляют около 8 миллионов тонн, и к тому, что мы добываем сегодня, это, по существу, в два раза больше. То есть возможность наращивать добычу очень ценного продукта у нас большая. Тем более и опыт есть большой, потому что именно такую ресурсную базу в 90-м году Россия использовала в полном объеме, добывая более 8,5 миллиона тонн.
Мне думается, что очень важными здесь являются все-таки не только те принятые законы, которые мы в последний период времени приняли. Это и закон по аквакультуре, по прибрежному рыболовству, вписались по большому счету во все международные конвенции, с точки зрения соблюдения своих обязательств, а также последний закон по сохранению, особенно на путях нереста наших биоресурсов.
Но для того чтобы наши люди получали не только на Дальнем Востоке или на севере возможность потреблять рыбу, а по всей России, безусловно, нужен закон о торговле. Мы сегодня долго ведем дискуссию, и правильную дискуссию, говоря о том, что железная дорога абсолютно правильная, и в докладе эта цифра есть – от 5 до 11 рублей. В летний период все эти тарифные нагрузки 5 рублей, в путину 11 рублей, не больше.
Владимир Владимирович, я Вам докладывал несколько лет назад, и Вы тогда поддержали, это ведь не только по рыбе, это у нас точно так же по всем продуктам питания – и мясо, и молоко, и так далее, особенно хлебобулочные. Когда мы смотрим труд, который затратил производитель в оценке на прилавке, то мы там иногда видим 10 процентов всего, даже не как сегодня звучало – 28–30 процентов, а до 10 процентов; а 900 процентов накручивается на хлебобулочных изделиях, а это из зерна 250 видов продукции делают. Это в большей степени посредники и люди, которых мы называем торговыми сетями, а они на 90 процентов еще и не принадлежат нашим компаниям.
Этот закон готов, там механизм какой? 50 процентов оценивается труд производителя, а 50, допустим, тихоокеанский лосось, определили мы ему цену – 80 рублей или 60 рублей, и не больше, чтобы все, что остальное там будет через переработку, перевозку, было на рынке на уровне 120–140 рублей, чтобы не было этих 300 рублей. Или точно так же по зерну. Поэтому если бы вернуться и принять этот очень нужный закон для нашего отечественного товаропроизводителя, а рядом еще бы прописать систему возможности прийти на рынок нашим компаниям, нашим трудовым коллективам, вернуть сеть сюда, в том числе и те соответствующие сельскохозяйственные рынки, раньше их называли колхозными, чтобы здесь на пути опять-таки не стояли торговые эти картели, о чем говорилось, это было бы очень разумно и правильно.
Вы начали сегодня президиум Госсовета, мне думается, правильными словами, чтобы мы не навредили тому, что у нас есть на сегодняшнем этапе, с точки зрения того, что хоть какая-то есть динамика. Вот здесь очень выверено, и губернаторы об этом говорили, и в пятницу у нас были руководители ассоциаций в комитете Государственной Думы, и они тоже очень волнуются о том, что новое налогообложение, новая система могут разрушить достигнутое. В этом плане мы, безусловно, все должны сделать, и нет никого, наверное, кто бы хотел какой-то новой реформой в этом плане навредить.
И сегодня о науке очень мало речи звучало. Без науки, без ее поддержки, встроенной системной работы у нас, конечно, не может быть и хороших результатов и на разведке биоресурсов, и на сохранении, и тем более прогресса, если говорить о нашей аквакультуре,. Вот на это, думаю, тоже нам следует и в докладе, и в решении обратить внимание.
Раньше у них была возможность, ее в некоторой степени посчитали неверной, убрали, а сегодня очень трудная ситуация. Есть необходимость еще раз взвесить, выбрасывать, выпускать или уничтожать, а может, действительно, прозрачную систему создать, чтобы они могли каким-то образом еще дополнительно что-то заработать с точки зрения укрепления своей материально-технической базы.
Я убежден, конечно, и об этом сегодня речь звучала, экспертная оценка, что нам надо 180, безусловно, судов и крупнотоннажных, и среднетоннажных, 220 – малой тоннажности, потому что 91,5, тоже экспертная оценка, сегодня изношенность, это 160 миллиардов где-то, по экспертным оценкам. Эту тему тоже, безусловно, надо как-то взять под контроль, определить все-таки, может быть, по регионам закрепить ситуации с учетом действия Росрыболовства, министерства, бюджета федерального и всех уровней, но сдвинуть с мертвой точки это надо, чтобы мы не брали эти старые зарубежные суда, нужен прорыв в этом плане. Я думаю, что его можно сделать. Если пойдет этот прорыв, то тогда можно потом добиваться этой победы, о которой Вы говорили, что без флота мы будем через пять–шесть лет делать, что мы будем добывать, удочкой не наловишь.
Комитет готов в этом плане все делать для того, чтобы законодательная база вместе с нашим Росрыболовством способствовала решению задач.
В.Путин: Вас в предлагаемых формулировках все устраивает, или Вы что-то хотите добавить, и что-то у Вас вызывает сомнения?
В.Кашин: Закон о торговле.
В.Путин: Закон о торговле – понятно, это другая тема.
В.Кашин: Чтобы не навредить? Я еще раз хочу сказать, в принципе на сегодняшний день, что записано, не вызывает сомнения, но чтобы через подзаконные акты у нас не появилось той дополнительной облагаемой базы, той системы, которая не будет способствовать, а будет наоборот способствовать разрушению достигнутого.
В.Путин: Конкретно можете сказать, Владимир Иванович? Что конкретно у Вас вызывает опасения?
В.Кашин: Новые налоги.
В.Путин: Какие, связанные с ограничением вывоза на экспорт? Да, там именно в этом дело. Повышение налоговой фискальной нагрузки связано с попыткой перенаправить эти потоки с экспортных направлений на внутреннее потребление. Вам это не нравится?
В.Кашин: Нет, это мне, наоборот, нравится.
В.Путин: Нравится, дальше пойдем. Что не нравится, скажите тогда? Я хочу понять, потому что Вам нужно будет голосовать. Вы профильный комитет, я хочу понять, что у Вас вызывает опасения.
В.Кашин: Вызывают опасения дополнительные налоги.
В.Путин: Какие?
В.Кашин: Например, давайте уберем все, что связано с таким простым льготным налогообложением.
В.Путин: Что имеете в виду?
В.Кашин: Вот то, что мы сегодня имеем в сельском хозяйстве, малом бизнесе…
В.Путин: То есть уйти от сельхозналога?
В.Кашин: Да.
В.Путин: Вы предлагаете оставить это?
В.Кашин: Я предлагаю посмотреть внимательно.
В.Путин: Нет, секундочку, Владимир Иванович, мы сейчас смотрим внимательно. Это тот момент, когда надо внимательно посмотреть. Другого такого момента не будет, потом надо будет голосовать. Я хочу понять, что у Вас вызывает опасения. И поняв это, сказать, согласен я с этим или не согласен.
В.Кашин: Я бы все-таки средний и малый бизнес оставил в этом плане, как есть сегодня.
В.Путин: А малый бизнес оставляют, так что это соответствует. Ваши опасения в этом смысле учтены.
В.Кашин:Малый и средний бизнес.
В.Путин: Что такое средний – не понятно.
В.Кашин: Если взять наши рыболовецкие колхозы или любое СПК, которые есть, они все на этом упрощенном налоге работают.
В.Путин: Владимир Иванович, у меня просьба: Вы, пожалуйста, в следующий раз, когда приходите сюда, внимательней знакомьтесь с документами. Там это оставлено. Что еще?
В.Кашин: Владимир Владимирович, я имел в виду, чтобы в подзаконных актах не появилось какого-то дополнения в этом плане.
В.Путин: Да, согласен. Подзаконные акты должны, конечно, полностью соответствовать норме права, закону, который мы предполагаем принять в ближайшее время.
Что касается ассоциации, то Артемьеву я говорил, что от них отдает картельными соглашениями, которые противоречат действующему законодательству. Объединяться в ассоциации закон не запрещает, это даже хорошее дело, если координировать какие?то действия, но только не на рынке и не по ценам. Здесь тоже нужно внимательно с этим разобраться и внимательно посмотреть. И коллеги, работающие в отрасли, должны это знать.
А что касается будущих подзаконных актов, то, конечно, я с Владимиром Ивановичем полностью согласен, нужно будет внимательно Правительству отследить с тем, чтобы подзаконные акты полностью соответствовали духу и самому закону в целом.
Владимир Иванович, что-то еще?
В.Кашин: Нет, все.
В.Путин: Спасибо.
И по поводу Закона о торговле – да, согласен, тоже надо вернуться к этому. Хуже не будет, согласен. Здесь есть вопросы, которые требуют обсуждения.
Денис Валентинович, пожалуйста.
Д.Мантуров: Владимир Владимирович, если можно, очень короткий комментарий в части Закона о торговле. Мы получили поправки к Закону о торговле от депутатов и отработали его и с потребительским сообществом, и с торговыми сетями. Нашли, я считаю, компромиссное решение, как бы "золотая середина", и в части торговых наценок, и в части сроков оплаты за поставленную продукцию. Поэтому сейчас это уже в руках как раз Государственной Думы находится, поэтому коллеги должны будут все эти поправки, согласованные с Правительством, принять. Это первое.
Второе. Закон о торговле в части его коррективы – это не самое главное. То, что Олег Николаевич говорил по удалению посредников, где и формируется основная эта маржа, – вот это ключевое, потому что торговые наценки – это 5 процентов, а то, что у посредников формируется, – до 50 процентов. Переход на торговлю через биржу, и будет все прозрачно, будет все понятно, не надо будет ни на кого ссылаться и тиранить торговые сети.
И третье. Мы сейчас как Министерство готовимся к внесению в Правительство поправки по мобильной и нестационарной торговле. Это еще один из каналов сбыта той продукции, которая не обеспечивает стандартов, условно говоря, торговых сетей. Это, действительно, реальная возможность рыбакам поставлять свою продукцию гораздо быстрее и эффективнее до потребителя.
Что касается производства судов. Олег Николаевич, может быть, иронично сказал, что у нас не производилось или не производится (скорее, не производилось) судов. Сегодня мы производим качественную продукцию. Более того, за последние четыре года наработали и новым по рыболовецким проектам (особенно для крупнотоннажных судов, для среднетоннажных судов).
Сегодня с учетом конкурентных цен на свою продукцию готовы обеспечивать производство как минимум шести крупнотоннажных судов и порядка 15–20 средне- и малотоннажных в год. Это полностью вписывается в те сводные запросы, которые мы получили от Росрыболовства.
И последнее – это в части рефрижераторов. Полностью согласен с Сергеем Борисовичем, что от рефрижераторов нужно уходить, потому что это крайне непродуктивно. По контейнерам мы сейчас с учетом того, что к нам повернулись лицом потребители, перевозчики, мы подготовили комплексный проект: и "Уралвагозавод", и "Алтайвагонзавод" задействованы, Торжок и "КамАЗ", то есть расчет на любых перевозчиков как на железнодорожном составе, так и, соответственно, на автомобиле непосредственно до потребителя. Эти рефрижераторные контейнеры будут дешевле почти на 25 процентов, чем у иностранных поставщиков. Мы с первого квартала 2017 года готовы первые поставки делать.
В.Путин: Ещё раз хочу вернуться к Владимиру Ивановичу [Кашину]. Владимир Иванович, много желающих сейчас будет в Госдуме заявить о своих интересах, это вполне нормально и естественно. Лоббирование отрасли в законодательном собрании – это было всегда и везде, и у нас. И нужно обязательно выслушать людей.
Но я Вас прошу при окончательных решениях исходить из согласованных позиций и из интересов работающих в отрасли людей и конечных потребителей продукции, что самое главное. На это обратить внимание – самое главное, самое главное, и ни в коем случае не на интересы небольшой группы лиц, которые используют какие-то лазейки в законодательстве и занимаются только личным обогащением.
На это ни в коем случае больше нельзя смотреть, нужно закрывать эти лазейки и делать это цивилизованно, не нанося, как я уже говорил, ущерба отрасли ни в коем случае. Но нужно совершенствовать законодательство с тем, чтобы отрасль работала на интересы российского народа.
Я хочу поблагодарить и рабочую группу, которая готовила сегодняшние документы, коллег из Правительства и из Администрации. Спасибо большое.