Настроения в розничной торговле вернулись на грань стагнации. "РосБизнесКонсалтинг". 28 сентября 2015

Деловая активность в розничной торговле снова замедлилась, вернувшись к значениям на грани стагнации. Предприниматели ожидают дальнейшего снижения активности в секторе — основной проблемой остается низкий спрос.
Возврат к значениям на грани стагнации
Экономическая активность в сфере розничной торговли снова затормозилась, вплотную приблизившись к зоне стагнации, пишут авторы мониторинга НИУ ВШЭ "Деловой климат в розничной торговле в третьем квартале 2015 года", ссылаясь на динамику индекса предпринимательской уверенности в секторе. Этот индикатор, рассчитываемый ВШЭ на основе ежеквартальных отраслевых опросов Росстата, опустился в третьем квартале до 1% (см. пояснение во врезе) с 4% за предыдущий квартал. Индекс таким образом вернулся к "рубежу критических значений" (1%), где он находился осенью 2014 — зимой 2015 года. Рост индекса по итогам первого полугодия был всего лишь "следствием фрагментарной сезонной активизации рынка", вынуждены констатировать авторы обзора.
Как рассчитывается деловая активность в розничной торговле?
Индекс предпринимательской уверенности в розничном секторе по версии ВШЭ рассчитывается как среднее арифметическое трех компонентов — оценки уровня складских запасов, оценки изменения экономического положения в текущем квартале по сравнению с предыдущим и оценки ожидаемого изменения экономического положения в следующем периоде. При этом каждая из трех составляющих получается как разница в долях респондентов, отметивших увеличение и уменьшение показателя: например, если 52% опрошенных сказали, что показатель повысился, а 48% — что снизился, то результирующая оценка будет +4% (поэтому компоненты индекса и сам индекс выражаются в процентах). Оценка складских запасов, согласно методологии, берется с обратным знаком. В основу оценок ложатся результаты ежеквартальных выборочных опросов руководителей около 4 тыс. организаций розничной торговли из 78 регионов России (источник — Росстат).
Падение индекса в текущем квартале в первую очередь объясняется динамикой его ключевых компонентов — оценок текущего и ожидаемого экономического положения, на которые пришелся "новый всплеск негативных настроений", говорится в мониторинге ВШЭ. Оценка текущего экономического положения ухудшилась на 4 п.п. — до минус 5%, ожидаемого экономического положения — на те же 4 пункта — до плюс 5%. "Эмоциональный спад" всех участников рынка выразился в "исторически низких" оценках, которые дают компании относительно развития торгового процесса в ближайшее время, пишет директор центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Сокращение штатов хуже, чем в 2009-м
В третьем квартале произошло сокращение персонала: его отметили 30% опрошенных руководителей. В наибольшей степени это коснулось продовольственной сферы. "Подобного оттока занятости не наблюдалось даже в период кризиса 2009 года", — пишут авторы обзора. Предприниматели испытывают трудности и с ассортиментом, в особенности в сфере непродовольственных товаров.
Ухудшились оценки обеспеченности собственными средствами, объема продаж и прибыли. Четверть опрошенных констатировали снижение спроса. Продолжило сокращаться число заказов на поставку товара, более трети респондентов отметили падение прибыли по сравнению со вторым кварталом. Хотя 52% руководителей сообщили, что повышали цены реализации, предприятия отмечают невозможность достаточного увеличения торговой наценки из-за низкой покупательной способности населения: сейчас средний уровень наценки составляет 26%, в то время как желаемый уровень, который мог бы обеспечить возмещение издержек и получение прибыли в необходимом объеме, равен, по оценке опрошенных, 34%.?
Сжатие спроса
Реальные располагаемые доходы населения за первые восемь месяцев 2015 года снизились, по данным Росстата, на 3,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года. По оценке Министерства труда и социальной защиты, по итогам года падение составит 4–5%, сообщал в начале сентября глава ведомства Максим Топилин. Оборот розничной торговли за период с января по август сократился в годовом выражении на 8,2% (данные Росстата).
При этом Георгий Остапкович из ВШЭ отмечает, что, "учитывая повышенную летнюю активность бюджетов населения, осенне-зимний период для ретейлеров совершенно однозначно станет периодом дальнейшего сжатия спроса на большинство товаров". Большинство предпринимателей ожидает, что деловая активность в секторе продолжит снижение, говорится в обзоре.
Главными ограничивающими факторами для развития розничной торговли в третьем квартале предприятия назвали недостаточный спрос (его отметили 54% опрошенных — против 52% в прошлом квартале), высокие налоги (48%), дефицит собственных финансовых средств (30%) и высокие процентные ставки (22%).
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Макроэкономика», «FMCG сети», «DIY & Household Retail», «Сети сотовой связи», «Сети бытовой техники», «Прочие торговые сети», «Общественное питание», «Сети компьютерной техники» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233