ФАС проиграла НМТП в Верховном суде.
Нефтяная и газовая » Нефтяная промышленность
Нефтяная и газовая » Топливный рынок (АЗС)
Металлургия и ГОКи » Горнодобывающая отрасль
Металлургия и ГОКи » Черная металлургия
Металлургия и ГОКи » Цветная металлургия
Химическая и фармацевтическая промышленность » Химическая промышленность
Транспорт и логистика » Деятельность портов
Нефтяная и газовая » Топливный рынок (АЗС)
Металлургия и ГОКи » Горнодобывающая отрасль
Металлургия и ГОКи » Черная металлургия
Металлургия и ГОКи » Цветная металлургия
Химическая и фармацевтическая промышленность » Химическая промышленность
Транспорт и логистика » Деятельность портов
14.01.2019 в 15:43 | Seanews | Advis.ru
Президиум Верховного суда РФ признал незаконным решение Федеральной антимонопольной службы об изъятии у порта в бюджет 9,7 млрд рублей.
"В отсутствие анализа сопоставимых рынков, а также при нарушении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке выводы ФАС о нарушении обществом антимонопольного законодательства не могут считаться законными и обоснованными", – цитирует пресс-служба "Транснефти" полный текст судебного постановления, опубликованного в картотеке дел в пятницу.
Таким образом, отмечают в компании, президиум Верховного суда согласился с выводами трех нижестоящих судов, что ФАС существенно нарушила утвержденную ей самой процедуру анализа состояния конкуренции, поскольку неверно определила географические границы рассматриваемого рынка. Нижестоящие суды также ссылались на то, что в нарушение закона о защите конкуренции служба отказалась от сравнения цен, сформировавшихся на сопоставимых рынках.
Именно на этих нарушениях акцентировал внимание в ходе заседания президиума Верховного суда представлявший интересы НМТП адвокат Максим Музыка. Компания настаивала, что ее монополистом считать нельзя, границами рынка является не сам порт, а пределы Азово-Черноморского бассейна, где услуги по перевалке руды, удобрений, черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов оказывают несколько портов.
В надзорной инстанции Верховного суда спор оказался после того, как его судебная коллегия по экономическим спорам (СКЭС) отменила принятые в пользу НМТП судебные решения и отправила дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Это неправильно, следует из постановления президиума Верховного суда: неверно исходить из презумпции (предположение, которое считается истинным, пока обратное не будет бесспорно доказано) отсутствия конкуренции на рынке только потому, что услуги по перевалке грузов в порту относятся к сфере деятельности естественных монополий.
"Несмотря на установление антимонопольных ограничений в части формирования цены товара (услуг) хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, частью 1 статьи 6 закона о защите конкуренции установлены критерии определения монопольно высокой цены товара", – говорится в постановлении. И при рассмотрении таких дел ФАС должна проводить анализ состояния конкуренции на товарном рынке, но в рассматриваемом случае его не было, следует из документа.
Кроме вопроса нарушения методики ведения антимонопольного дела, предметом судебного разбирательства была санкция, наложенная на порт, – изъятие средств в бюджет, а не существенно меньший штраф. Суды, отменяя решение ФАС, отметили, что возложение на НМТП обязанности по перечислению в бюджет суммы дохода является незаконным, поскольку антимонопольный орган "произвольно определил санкцию за правонарушение без четкого определения порядка ее применения". Этим выводам президиум Верховного суда оценку давать не стал, просто упомянул в своем постановлении позицию нижестоящих инстанций.
Постановление президиума Верховного суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Теоретически, отмечают в "Транснефти", ФАС может обратиться в Конституционный суд РФ, но, по мнению экспертов, это крайне маловероятно, так как в деле НМТП нет спора о конституционности примененных норм права.
Спорное решение ФАС вынесла 26 марте 2017 года. В обоснование своей позиции в суде служба среди прочего ссылалась на то, что в 2015 году НМТП повысил цены на свои услуги, в результате его рентабельность выросла до 300%.
"В отсутствие анализа сопоставимых рынков, а также при нарушении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке выводы ФАС о нарушении обществом антимонопольного законодательства не могут считаться законными и обоснованными", – цитирует пресс-служба "Транснефти" полный текст судебного постановления, опубликованного в картотеке дел в пятницу.
Таким образом, отмечают в компании, президиум Верховного суда согласился с выводами трех нижестоящих судов, что ФАС существенно нарушила утвержденную ей самой процедуру анализа состояния конкуренции, поскольку неверно определила географические границы рассматриваемого рынка. Нижестоящие суды также ссылались на то, что в нарушение закона о защите конкуренции служба отказалась от сравнения цен, сформировавшихся на сопоставимых рынках.
Именно на этих нарушениях акцентировал внимание в ходе заседания президиума Верховного суда представлявший интересы НМТП адвокат Максим Музыка. Компания настаивала, что ее монополистом считать нельзя, границами рынка является не сам порт, а пределы Азово-Черноморского бассейна, где услуги по перевалке руды, удобрений, черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов оказывают несколько портов.
В надзорной инстанции Верховного суда спор оказался после того, как его судебная коллегия по экономическим спорам (СКЭС) отменила принятые в пользу НМТП судебные решения и отправила дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Это неправильно, следует из постановления президиума Верховного суда: неверно исходить из презумпции (предположение, которое считается истинным, пока обратное не будет бесспорно доказано) отсутствия конкуренции на рынке только потому, что услуги по перевалке грузов в порту относятся к сфере деятельности естественных монополий.
"Несмотря на установление антимонопольных ограничений в части формирования цены товара (услуг) хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, частью 1 статьи 6 закона о защите конкуренции установлены критерии определения монопольно высокой цены товара", – говорится в постановлении. И при рассмотрении таких дел ФАС должна проводить анализ состояния конкуренции на товарном рынке, но в рассматриваемом случае его не было, следует из документа.
Кроме вопроса нарушения методики ведения антимонопольного дела, предметом судебного разбирательства была санкция, наложенная на порт, – изъятие средств в бюджет, а не существенно меньший штраф. Суды, отменяя решение ФАС, отметили, что возложение на НМТП обязанности по перечислению в бюджет суммы дохода является незаконным, поскольку антимонопольный орган "произвольно определил санкцию за правонарушение без четкого определения порядка ее применения". Этим выводам президиум Верховного суда оценку давать не стал, просто упомянул в своем постановлении позицию нижестоящих инстанций.
Постановление президиума Верховного суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Теоретически, отмечают в "Транснефти", ФАС может обратиться в Конституционный суд РФ, но, по мнению экспертов, это крайне маловероятно, так как в деле НМТП нет спора о конституционности примененных норм права.
Спорное решение ФАС вынесла 26 марте 2017 года. В обоснование своей позиции в суде служба среди прочего ссылалась на то, что в 2015 году НМТП повысил цены на свои услуги, в результате его рентабельность выросла до 300%.