Примета времени на рынке апартаментов: меньше площадь, ниже цена.

Несмотря на то, что сегмент апартаментов в Москве продолжает расти, его не обошло стороной влияние общего экономического кризиса. Последний квартал 2015 года ознаменовался на рынке апарт-проектов небольшим снижением спроса, площадей в объектах и цен на них. В то же время девелоперы по-прежнему не торопятся выводить на рынок апартаменты эконом-класса и хотят пробовать новые форматы, например, доходные дома и апарт-отели.
Спрос – это то, что определяет прибыльность работы на любом рынке. В IV квартале прошлого года спрос на апартаменты упал до 375 апартаментов, что не только на 7,5% ниже, чем в предыдущем квартале, но и меньше, чем в IV квартале 2014 года, когда он составил 390 апартаментов. Вместе со спросом снижалась и цена квадратного метра во всех сегментах рынка. Причем если в бизнесе и комфорте эта тенденция наблюдается уже не первый месяц, то элит-класс в III квартале демонстрировал рост стоимости "квадрата", а в IV он стал лидером падения, просев на 18,8%. В итоге на конец года цена 1 кв. м в проектах элит-класса составляла 407 673 рубля. Падение цен в комфорт-классе к уровню предыдущего квартала составило 6,8%, а средняя стоимость квадратного метра достигла 163 744 рублей за 1 кв. м. В бизнес-классе цена предложения составила 234 336 рублей за квадрат, упав на 12,3%.
В ретроспективе года, цены на апартаменты Москвы показывали относительную стабильность только в классе комфорт, продемонстрировав в течение 12 месяцев даже небольшой рост в 6,5%. Наибольшее падение – 30% – было отмечено в бизнес-классе. Элитные апартаменты подешевели на 17%. Кроме того, также как и на рынке коммерческой недвижимости, практически во всех объектах, в том числе и премиальных, утвердились рублевые цены.
Сухие цифры статистики отражают живую ситуацию на рынке. Прогнозы экспертов, а именно – снижение спроса после ажиотажного всплеска конца 2014-начала 2015 гг., произошло. Покупатели, которые целенаправленно стремились инвестировать деньги в недвижимость для защиты своих капиталов в условиях нестабильного рынка и падающего рубля, в большинстве своем уже это сделали. Остались либо нерешительные, либо стихийные, либо очень осторожные и придирчивые инвесторы, которых в столице также не мало, но которых все же недостаточно, чтобы поддержать массовый спрос первой волны кризиса. Кроме того, не надо забывать и о том, что IV квартал традиционно время снижения покупательской активности на рынке жилой недвижимости. Возможно, с ростом ведущих мировых валют, покупатели снова активизируются.
К тому же, апартаменты все еще остаются самым выгодным с точки зрения цены купли-продажи, продуктом на рынке жилой недвижимости Москвы. Стоимость 1 кв. м в строящихся апарт-проектах комфорт-класса ниже в среднем на 40 тыс. рублей, чем в аналогичных по классности классических жилых домах на первичном рынке. И, возможно, этот фактор станет определяющим при выборе покупателя, что поддержит сегмент в 2016 году.
Что касается выхода на рынок проектов эконом-класса, то аналитики пока не видят таких перспектив. Дело в том, что апартаменты, как правило, располагаются на дорогой земле внутри "старой" Москвы, рядом со станциями метро или другими транспортными узлами, в центре районов со сложившейся инфраструктурой. Это один из основных факторов ценообразования апарт-проектов, так как он повышает цену участка, которую девелопер не может не закладывать в классность и стоимость своих объектов.
Зато девелоперы стараются регулировать стоимость продукта, делая ее привлекательнее для потенциального покупателя путем снижения площадей апартаментов и в центральных районах, и за пределами ТТК. По оценкам аналитиков, в среднем за последний год размеры апартаментов уменьшились на 7% -14% в зависимости от удаленности от центра.
Рынок в цифрах
Возвращаясь к статистическим итогам IV квартала и 2015 года в целом, можно сказать, что, несмотря на негативные тенденции, рынок апартаментов в Москве не останавливается в развитии. За последние три месяца прошлого года предложение пополнилось 1 369 новыми апартаментами в 4 комплексах. Отметим, что некоторые из них были заявлены только в III квартале, а в IV уже вышли на рынок. Все новые проекты, отмечают аналитики, представлены бизнес-классом и предназначены для собственного проживания.
В итоге, на конец года на рынке Москвы было представлено 77 апарт-комплексов, а в продаже находилось 8 762 апартамента, что на 6,3% выше, чем в предыдущем квартале. Из них 60% относятся к бизнес-классу, комфорт и элит занимают примерно одинаковую долю - 15% и 18% соответственно.
Надо отметить, что 2015 год ознаменовался не только количественным ростом апарт-проектов, но и активным обсуждением перспектив развития сегмента и в Правительстве Москвы, и в бизнес-сообществе, и в СМИ. Очевидно, что апартаментам, как достаточно новому виду недвижимости в России, предстоит пройти немалый путь к утвержденным стандартам и правилам игры. Однако в IV квартале произошло важное событие, в том числе с точки зрения принятия городскими властями апартаментов как перспективного направления недвижимости для развития города. В конце года Градостроительно-земельная комиссия Москвы одобрила строительство апарт-проектов на двух транспортно-пересадочных узлах. Планируется, что 40 тыс. кв. м апартаментов будет реализовано в составе ТПУ "Люберецкая" в районе Косино-Ухтомский на востоке Москвы и 123 тыс. кв. м, включающие гостиницу и апартаменты - в ТПУ "Шелепиха", в основе которой - станция с одноименным названием, входящая в состав Третьего пересадочного контура Московского метрополитена. Включение апартаментов в состав ТПУ, строительство которых является одним из приоритетных направлений работы московских властей, можно отнести к позитивным тенденциям в развития данного сегмента, как для города, так и для девелоперов, считают эксперты NAI Becar.
Тренд - арендное жилье
А вот развитие новых форматов на рынке апартаментов пока идет не очень активно. В этом отношении Москва неохотно перестраивается на новые рельсы и пока девелоперы столицы ориентированы на традиционную схему: построить - продать. Поэтому, количество апартаментов формата buy-to-live в конце 2015 года составила 74%, хотя доля проектов, предоставляющих инвестиционные программы, выросла и достигла на конце декабря 26%.
Между тем, Северная столица идет другим путем. Сравнивать рынки двух крупнейших городов России в целом нерелевантно, так как в Санкт-Петербурге строится в разы меньше объектов, но в целом за 2015 год на рынок продаж вышли 7 апарт-отелей в разных районах Петербурга. В то время как в Москве полноценных апарт-проектов пока нет. В Митино идет строительство отеля YES ГК "Пионер" и планируются к реализации два отеля сети "Вертикаль" компании NAI Becar.
Между тем, по словам руководителя NAI Becar Apartments Александра Самодурова, программы доходности в целом и апарт-отели как сегмент рынка в частности, являются интересным и привлекательным продуктом на кризисном рынке, именно потому, что с одной стороны страхуют частного инвестора от потери средств, а девелоперу гарантируют приток инвестиций на строительство именно за счет интереса потенциальных покупателей.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Московский регион» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233