Догнать и перегнать Швейцарию: российский экспорт шоколада берет новую высоту.

За последние 5 лет Россия удвоила экспорт шоколадных кондитерских изделий, и в 2020 году он впервые преодолел отметку в 300 тыс. тонн. В текущем году положительная динамика сохраняется: в январе-июле 2021 года* Россия поставила на зарубежные рынки 144 тыс. тонн шоколадных кондитерских изделий (КИ) стоимостью 371 млн долл. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года объем увеличился на 23% в физическом выражении и на 24% в стоимостном.
По итогам 2021 года экспорт может превысить 760 млн долл., прогнозирует Ассоциация предприятий кондитерской промышленности "Асконд". В результате Россия может подняться с 11-го места и, обогнав Швейцарию, впервые войти в десятку ведущих мировых поставщиков шоколада.
"В 2021 году мы фиксируем восстановление спроса по сравнению с 2020 годом, причем оно идет более высокими темпами, чем происходило снижение в 2020 году. По предварительной статистике за 7 месяцев текущего года, объемы экспорта превосходят показатели не только прошлого, но и 2019 года", – отметил "Агроэкспорту" исполнительный директор ассоциации Вячеслав Лашманкин.
Ключевые ингредиенты
Какао-бобы входят в число крупных категорий сельскохозяйственной продукции, торгуемой на мировом рынке. Производство какао расположено преимущественно в тропических странах, откуда ключевое сырье для производства шоколада распространяется по всему миру. По данным ФАО, почти 40% мирового производства приходится на Кот-д’Ивуар, 15% – Гану, 14% – Индонезию.
Россия входит в топ-15 импортеров какао-бобов. Также из Кот-д’Ивуар, Малайзии, Индонезии и ряда других стран ввозятся какао-масло, какао-паста и какао-порошок. По данным ITC Trade Map, в прошлом году Россия импортировала 70 тыс. тонн какао-бобов, 42 тыс. тонн какао-пасты и 35 тыс. тонн какао-масла. Помимо этого, российская кондитерская промышленность использует более 1,5 млн тонн сахара, 1 млн тонн муки и значительный объем масложировой продукции, производимых внутри страны.
Таким образом, отечественное производство и экспорт кондитерских изделий, в том числе шоколадных, является одним из примеров того, как промышленность, используя импортное сырье, смогла обеспечить производство и экспорт брендированных продуктов более высокого передела.
Покупатели российского шоколада
В текущем году российский шоколад и изделия из него отгружались более чем в 75 стран. Однако ведущими покупателями остаются страны СНГ. Так, почти пятая часть российского экспорта приходилась на Казахстан, и с появлением статистики по ЕАЭС за июль эта доля увеличится. В январе-июне в Казахстан экспортировано 28 тыс. тонн шоколадных КИ стоимостью 72 млн долл.
На второе место в 2021 году поднялся Узбекистан благодаря значительному увеличению импорта из России. По итогам января-июля показатель вырос на 72% до 17 тыс. тонн в натуральном объеме и на 56% до 37 млн долл. в денежном. Также в числе традиционных покупателей российских шоколадных КИ – Беларусь: в январе-июне экспорт в эту страну составил 13 тыс. тонн (+11%) на сумму 34 млн долл. (+25%).
В топ-5 покупателей входят Азербайджан и Китай. Кроме того, в 2021 году впервые российская шоколадная продукция была поставлена в такие страны, как Непал, Босния и Герцеговина, Республика Македония.
На сегодняшний день уже треть шоколада и шоколадных КИ, производимых в России, поставляется на экспорт. "Асконд" оценивает, в настоящее время порядка 120 российских кондитерских компаний активно занимаются экспортной деятельностью, и это на 72% больше, чем в 2019 году. "Благодаря совместной работе "Агроэкспорта" и Ассоциации "Асконд" по популяризации экспорта мы фиксируем заметное увеличение числа компаний, которые ведут экспортную деятельность, причем начинают заниматься экспортом как средние, так и малые предприятия", – комментирует Вячеслав Лашманкин.
Лидерство в Китае
В настоящий момент Россия уже занимает первое место среди поставщиков шоколадных изделий в Китай. Экспорт российского шоколада в Китай вырос за последние 5 лет почти девятикратно: если в 2015 году в Поднебесную отправлялось 7 тыс. тонн шоколадных КИ, то в 2020 году – уже 64 тыс. тонн.
В том числе огромную популярность завоевали грильяжные конфеты "Крокант" российского производителя "КДВ Групп", известные в Китае как "фиолетовые конфеты". По информации местных СМИ, в азиатской стране есть традиция разбрасывания конфет в фиолетовой упаковке на свадьбах (фиолетовый цвет китайцы ассоциируют с романтикой), и российская продукция, продающаяся по доступной цене, стала частью данного обычая. Также китайцы стали покупать конфеты, чтобы угостить близких во время традиционных китайских праздников, и размещать на своих страницах в соцсетях фотографии и видеоролики с "фиолетовыми конфетами".
Другой пример успешного выхода на китайский рынок – шоколад "Аленка". Холдинг "Объединенные кондитеры" начал экспорт в КНР популярного в России шоколада "Аленка" в 2012 году. В 2018 году был открыт Торговый дом в Шанхае, и сегодня продукция холдинга представлена в крупнейших сетевых магазинах Lawson, FamilyMart, Lotus, RT-Mart, Auchan, Wumart, Shizu, Linji, Today и других как online- и offline-площадках.
"Мы участвовали в продуктовых выставках на всей территории Китая, представляли продукцию, устанавливали связи с дистрибьюторами и организовывали рекламную поддержку, – рассказали "Агроэкспорту" в пресс-службе "Объединенных кондитеров". – Китайские туристы часто посещают Россию, и в качестве сладкого сувенира, как правило, покупают шоколад "Аленка", "Бабаевский", "Вдохновение".
За 9 лет ассортимент поставляемой продукции под брендом "Аленка" значительно расширился: сейчас в КНР продаются не только шоколад, но и печенье, вафли, рулеты, бисквиты, галеты, карамель. "Это продукция как традиционного ассортимента, так и новинки. Рецептура новинок разрабатывается с учетом вкусовых предпочтений потребителей Китая", – отметили в холдинге.
Тренды
По данным Euromonitor, в 2020 году в мире розничные продажи шоколадных кондитерских изделий превысили 100 млрд долл. и в ближайшие годы продолжат расти.
Более 70% продаж шоколадных КИ приходятся на 3 макрорегиона – Западную Европу, Северную Америку и Азиатско-Тихоокеанский регион. Шоколадные КИ глобально являются самой крупной категорией среди снековой продукции с долей примерно 20%.
На рынок шоколада значительное влияние оказала пандемия коронавируса, серьезно изменив структуру продаж, потребление, а также сказавшись на логистике. Тем не менее российские экспортные отгрузки не прекращались. Например, "Объединенным кондитерам" удалось в 2020 году увеличить экспорт в 3 раза относительно 2019 года. За первое полугодие 2021 года объем вырос еще на 18%, основными драйверами роста стали страны СНГ, Монголия, Китай, Германия и др. "Прогнозы оптимистичные. Экспортные рынки оживают, снимаются ограничения, вызванные Covid-19, мы работаем над расширением регионов сбыта. Увеличиваются экспортные поставки в страны Ближнего Востока, а также в Латинскую Америку и другие страны", – перечисляют в пресс-службе "Объединенных кондитеров".
"Сегодня потребительские предпочтения сильно отличаются от региона к региону, поэтому мы интенсивно и детально изучаем экспортные рынки и конъюнктуру на них. В рамках этой работы создаются экспортные гиды, в которых исследуются потенциал, динамика отдельных рынков и те категории продукции, которые могут иметь спрос на том или ином рынке. Например, после изучения рынка Саудовской Аравии мы увидели, что шоколадная категория обладает очень высоким потенциалом роста в этой стране, а в Индии, наоборот, рынок пока не готов к экспансии российской продукции в интересующей нас категории, но зато там есть варианты роста продаж для других видов кондитерских изделий. Очень важно, что разработанные экспортные справочники находятся в свободном доступе для национальных производителей", – подчеркивает Вячеслав Лашманкин.
* данные по ЕАЭС за январь-июнь
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Кондитерская промышленность» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233