"Мы бы рады, но…": у рыбаков Приморья нет возможности доставить до прилавка дешевую рыбу. "PrimaMedia". 24 октября 2018

Для создания логистически-распределительной системы сбыта в крае нужна помощь властей региона, считают в АРПП
Приморские рыбаки готовы поставлять в магазины необходимое количество социально значимой рыбопродукции по себестоимости, однако для этого у них нет необходимой логистической инфраструктуры и транспорта. Об этом говорили участники заседания Совета Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) 18 октября, сообщает корр. ИА PrimaMedia. Президент АРПП Георгий Мартынов уверен, что к решению вопроса с доставкой и хранением рыбы должны подключиться и региональные власти.
Напомним, что врио губернатора Приморья Олег Кожемяко, выступая 4 октября на пленарном заседании XIII Международного конгресса рыбаков во Владивостоке, поставил перед рыбопромышленным сообществом региона задачу обеспечить население края доступной и качественной рыбой. По замыслу главы региона, рыбопромышленным компаниям, зарегистрированным в крае, предлагается взять на себя обязательства поставлять на внутренний рынок Приморья 5-10% от вылова социально значимых видов водных биоресурсов - то есть минтая, наваги, камбалы, трески, кальмара, сельди, горбуши - по себестоимости. В свою очередь розничные сети должны ограничить свои наценки на эту продукцию до 15-25% от оптовой цены. Связующим звеном между рыбаками и розницей для достижения договоренностей должны стать бизнес-объединения именно рыбопромышленников, прежде всего - Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП).
Предприятия, входящие в АРПП, поддержали инициативу главы региона, однако самостоятельно, без помощи краевых властей и активного участия торговых сетей в процессе реализовать ее рыбакам будет затруднительно. Обсудить проблемы с доставкой и хранением рыбы на заседание совета АРПП специально пригласили представителей двух профильных департаментов - рыбного хозяйства и торговли.
Горбуша, камбала, навага, сельдь, треска, кальмар, минтай, по оценке специалистов, это та продукция, которая пользуется спросом у населения и должна продаваться в магазинах по доступным ценам. По словам заместителя директора департамента торговли и лицензирования администрации края Яны Мозжериной, предварительные переговоры с розничными сетями региона уже проведены, достигнуты договоренности об ограничении торговой наценки в 15%. Главное условие ритейлеров - чтобы закупочная цена у приморских рыбаков была самая низкая. Мозжерина также отметила, что соглашение о сотрудничестве между сетями и местными производителями сельскохозяйственной продукции уже позволило закрепить социальные цены на молочную продукцию. Подобный опыт прямых поставок может стать отправной точкой и в отношениях ритейла с рыбаками.
Анализ потребительского спроса показывает, что действительно для внутреннего рынка края достаточно всего 5-10% от уловов приморских рыбаков. Представители рыбацкого сообщества подчеркнули, что они готовы поставлять в сети необходимое количество социально значимой продукции по минимальным ценам, но не имеют для этого ни необходимого ресурса, ни компетенций. По оценке рыбаков, вопрос доставки продукции "от борта до прилавка" - главный, который сегодня необходимо решить, чтобы убрать накручивающих цены посредников. Все-таки задача рыбака - поймать рыбу, и если бы в крае был логистический центр, то транспортные расходы распределились бы между рыбаком и торговой сетью.
"Если нам иметь машину, то нужно перепрофилироваться еще и в транспортную компанию. Необходимы техосмотры, медицинские осмотры, соблюдение специальных требований, дополнительные люди, - рассказал руководитель предприятия "Рыбацкий путь" Владимир Лебедев. - Тут нам нужна помощь, в одиночку рыбаки не справятся. Сети требуют определенное количество рыбы в определенное время, мы это обеспечить не можем. Мы могли бы поставлять в школы, сады рыбу по очень низкой цене и участвовали в тендерах, но выполнить условия мы не можем физически. Мы можем поставлять только через посредника, и он развозит по магазинам. А торговые сети сами забирать не будут".
Стоит отметить, в 2017 предприятие "Рыбацкий путь" на внутреннем рынке реализовало 38 тонн парной рыбы и 492 тонны мороженой. В ассортименте - камбала, навага, терпуг, минтай, бычок. Но продать уловы получается пока либо в своих киосках, либо через все тех же посредников.
Представитель компании "Востокинвест" рассказала о своем опыте взаимодействия с торговыми сетями в Хабаровском крае, где перед рыбопромышленниками также поставлена задача - обеспечить население недорогой рыбой, в частности, лососевыми.
"Предварительно все рыбодобытчики посчитали себестоимость и передали данные органам власти, те, в свою очередь сделали анализ и рекомендовали среднюю себестоимость, по которой все предприятия должны поставлять свою рыбу. Транспортные нагрузки мы с сетями распределили, но для этого необходим логистический центр. Мы привозим туда рыбу, а сети сами по своим магазинам распределяют необходимое количество. Только так получится избежать посредников и сократить транспортные расходы, которые, в значительной степени сказываются на розничной цене", - высказала мнение председатель совета директоров ООО "Востокинвест" Ольга Булкова.
Представители департамента торговли и лицензирования отметили, что у некоторых ритейлеров есть помещения для хранения рыбы, но опять же открытым остается вопрос доставки - у ритейлеров также не у всех есть собственный транспорт.
Участник заседания, руководитель одной из компаний, которая работает исключительно на внутренний рынок, поднял еще одну проблему, актуальную для розничной торговли, - это качество рыбы. Часто в магазинах не соблюдаются нормы хранения, и товарный вид рыбопродукции становится непривлекательным. Представители отраслевой ассоциации обратили внимание представителей власти, что органы власти должны отслеживать этот вопрос, иначе нет смысла поставок. Ведь задача - обеспечить население не только дешевой, но и качественной продукцией.
Вице-президент ассоциации Александр Васьков вспомнил советский опыт, когда рыбу в магазины распределял "Дальрыбсбыт", где были специальные холодильники, и продукция хранилась в соответствие с нормами. Руководитель АРПП в свою очередь Георгий Мартынов отметил, что и сейчас во Приморье есть специализированное предприятие Госпродагентство, которое подчиняется администрации края, и, поскольку там есть необходимое оборудование, оно бы подошло в качестве логистического центра для хранения рыбы.
"Мы обменялись мнениями, и, самое главное, мы поняли, что у рыбаков нет возражений против поставок. Звучали предложения просчитать себестоимость, и мы это сделаем, направим информацию в департамент рыбного хозяйства для анализа. Также мы намерены продолжить обсуждение с органами власти вопрос создания во Владивостоке логистического центра для хранения рыбы. Все рыбопромышленники сходятся во мнении, что он нам просто необходим", - подытожил Георгий Мартынов.
Также президент АРПП предложил представителям профильных департаментов организовать обсуждение вопроса обеспечения населения доступной рыбой на уровне инициатора проекта - врио губернатора Приморья Олега Кожемяко. И чтобы разговор был более детальный, к этому времени предприятия постараются заключить с сетями первые договоры на прямые поставки рыбы по себестоимости.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Рынок рыбы», «FMCG сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233