Состоялось заседание руководителей финансово-кредитных организаций Мурманской области.
Финансовые услуги » Макроэкономика
Финансовые услуги » Финансовый сектор
Розничная торговля » FMCG сети
Финансовые услуги » Финансовый сектор
Розничная торговля » FMCG сети
10.05.2016 в 15:06 | INFOLine, ИА (по материалам РСПП) | Advis.ru
В Мурманске прошло очередное заседание Комиссии по банкам и банковской деятельности Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области (региональное отделение РСПП).
Основной темой заседания стало обсуждение отдельных аспектов качества клиента и ведение бизнеса клиентами банков в новых реалиях, а также актуальные вопросы соблюдения федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Банковской системе отводится важная роль в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Как отмечали присутствующие, политика в данной области основана на оценке постоянно пересматриваемых рисков в финансовом секторе экономики. Особое внимание уделяется предотвращению и выявлению финансирования терроризма, налоговых и таможенных преступлений, а так же мерам, направленным на недопущение вовлечения кредитных организаций в проведение сомнительных (подозрительных) безналичных и (или) наличных операций клиентов.
Один из основных элементов управления банковскими рисками, в том числе правовым риском и риском потери деловой репутации - принцип "Знай своего клиента". Сведения, получаемые кредитной организацией о клиенте, определены Положением Банка России от 15 октября 2015 года № 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (начало действия документа - 27.12.2015). Объем сведений и документов, собираемых в целях идентификации, должен соответствовать требованиям данного Положения.
В настоящее время фиксируется снижение объемов операций по обналичиванию денежных средств в банковском секторе. В то же время начали использоваться альтернативные схемы по получению наличных денежных средств при активном участии лиц, осуществляющих розничную торговлю товарами за наличный расчет, в том числе через торговую сеть. Схема выглядит так: предприятие розничной торговли наличную выручку передает третьему лицу (заказчику "налички"), который "оплачивает" полученные в наличной форме денежные средства, перечисляя деньги в безналичной форме на расчетный счет организации розничной торговли (в том числе путем проведения многочисленных транзитных операций). Признаки транзитных операций изложены в Письме Банка России от 31.12.2014 № 236-Т. Как правило, вышеназванные зачисления производятся по договорам, исполнение которых не предполагает уплату НДС (агентским договорам, договорам об оказании услуг, договорам займа, уступки прав требования и т.п.). В целях выявления и предотвращения подобных схем Банком России разработаны для использования кредитными организациями Методическиерекомендации от 04.12.2015 № 35-МР, касающиеся предприятий розничной торговли.
Участники заседания отмечали, что положительным фактором для кредитной организации является привлечение новых добросовестных клиентов. Вместе с тем, рекомендуется уделять повышенное внимание клиентам - юридическим лицам, по банковским счетам которых продолжительное время не проводятся операции, либо проводятся в незначительных объемах. А впоследствии указанные счета начинают активно использоваться клиентами для совершения в том числе операций, имеющих запутанный и (или) необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла и (или) очевидной законной цели, которые могут совершаться для вывода капитала из Российской Федерации, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей, а также операций, отвечающих признакам транзитных операций. В этих случаях кредитным организациям рекомендуется действовать, как изложено в Методических рекомендациях Банка России от 13 апреля 2016 года № 10-МР.
Следует не упустить из вида необходимость своевременной переработки правил внутреннего контроля в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данные правила кредитной организации должны быть приведены в соответствие с требованиями законодательства, а также с требованиями нормативных документов не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон 115-ФЗ, нормативного акта Банка России.
В ходе заседания также были внесены изменения в состав комиссии: в члены комиссии принят директор НМФО "Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области" (НМФО "ФОРМАП") Андрей Дочкин. Рассмотрены вопросы организации конкурса по профессии "банковское дело" в рамках регионального праздника профессионального мастерства "Профессионалы на Мурмане-2016". В июле мурманские банкиры соберутся вновь, чтобы проработать "дорожную карту" мероприятия.
Основной темой заседания стало обсуждение отдельных аспектов качества клиента и ведение бизнеса клиентами банков в новых реалиях, а также актуальные вопросы соблюдения федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Банковской системе отводится важная роль в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Как отмечали присутствующие, политика в данной области основана на оценке постоянно пересматриваемых рисков в финансовом секторе экономики. Особое внимание уделяется предотвращению и выявлению финансирования терроризма, налоговых и таможенных преступлений, а так же мерам, направленным на недопущение вовлечения кредитных организаций в проведение сомнительных (подозрительных) безналичных и (или) наличных операций клиентов.
Один из основных элементов управления банковскими рисками, в том числе правовым риском и риском потери деловой репутации - принцип "Знай своего клиента". Сведения, получаемые кредитной организацией о клиенте, определены Положением Банка России от 15 октября 2015 года № 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (начало действия документа - 27.12.2015). Объем сведений и документов, собираемых в целях идентификации, должен соответствовать требованиям данного Положения.
В настоящее время фиксируется снижение объемов операций по обналичиванию денежных средств в банковском секторе. В то же время начали использоваться альтернативные схемы по получению наличных денежных средств при активном участии лиц, осуществляющих розничную торговлю товарами за наличный расчет, в том числе через торговую сеть. Схема выглядит так: предприятие розничной торговли наличную выручку передает третьему лицу (заказчику "налички"), который "оплачивает" полученные в наличной форме денежные средства, перечисляя деньги в безналичной форме на расчетный счет организации розничной торговли (в том числе путем проведения многочисленных транзитных операций). Признаки транзитных операций изложены в Письме Банка России от 31.12.2014 № 236-Т. Как правило, вышеназванные зачисления производятся по договорам, исполнение которых не предполагает уплату НДС (агентским договорам, договорам об оказании услуг, договорам займа, уступки прав требования и т.п.). В целях выявления и предотвращения подобных схем Банком России разработаны для использования кредитными организациями Методическиерекомендации от 04.12.2015 № 35-МР, касающиеся предприятий розничной торговли.
Участники заседания отмечали, что положительным фактором для кредитной организации является привлечение новых добросовестных клиентов. Вместе с тем, рекомендуется уделять повышенное внимание клиентам - юридическим лицам, по банковским счетам которых продолжительное время не проводятся операции, либо проводятся в незначительных объемах. А впоследствии указанные счета начинают активно использоваться клиентами для совершения в том числе операций, имеющих запутанный и (или) необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла и (или) очевидной законной цели, которые могут совершаться для вывода капитала из Российской Федерации, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей, а также операций, отвечающих признакам транзитных операций. В этих случаях кредитным организациям рекомендуется действовать, как изложено в Методических рекомендациях Банка России от 13 апреля 2016 года № 10-МР.
Следует не упустить из вида необходимость своевременной переработки правил внутреннего контроля в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данные правила кредитной организации должны быть приведены в соответствие с требованиями законодательства, а также с требованиями нормативных документов не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон 115-ФЗ, нормативного акта Банка России.
В ходе заседания также были внесены изменения в состав комиссии: в члены комиссии принят директор НМФО "Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области" (НМФО "ФОРМАП") Андрей Дочкин. Рассмотрены вопросы организации конкурса по профессии "банковское дело" в рамках регионального праздника профессионального мастерства "Профессионалы на Мурмане-2016". В июле мурманские банкиры соберутся вновь, чтобы проработать "дорожную карту" мероприятия.