Власть пешеходов: как изменился столичный рынок стрит-ретейла в 2017 году. "РБК-Недвижимость". 15 декабря 2017

Главные тенденции года — смена состава арендаторов в пользу операторов общепита и продуктового ретейла, рост ставок и оживление центральных улиц Москвы
В 2017 году столичный рынок уличной торговли начал восстанавливаться после трехлетнего кризиса: сократилось число пустующих магазинов, выросли ставки аренды, увеличилось присутствие международных брендов, открывших свои первые монобрендовые точки на крупнейших торговых улицах столицы.
Главное, что в последние годы влияло на рынок стрит-ретейла, — жесткая политика столичных властей в отношении парковок и реализация программы благоустройства "Моя улица", считают опрошенные "РБК-Недвижимостью" эксперты.
"Один из ярких примеров — Тверская улица, которую после запрета парковки покинули премиальные арендаторы. В результате эта магистраль выпала из списка наиболее востребованных в городе, ведь она утратила свой основной трафик — автомобильный. Расширение тротуаров и создание комфортных прогулочных зон привлекло на Тверскую пешеходный трафик и новый спрос со стороны арендаторов, работающих на этом потоке. Так, за последний год на Тверской появились продуктовые магазины (например, флагманский магазин "Ашан". — Прим. "РБК-Недвижимости"), демократичные кафе и марки одежды (например, H&M), бутики российских дизайнеров, ювелирные магазины", — говорит заместитель руководителя отдела стрит-ретейла компании JLL в Москве Наталья Озерная.
Предложение больше, ставки выше
Высоким спросом у арендаторов пользуется Никольская улица — по данным JLL, доля вакантных помещений здесь сократилась за последний год в три раза, с 15% до 5%. Этот торговый коридор примыкает к Красной площади, основным достопримечательностям и нескольким станциям метро, привлекая тем самым широкий спектр арендаторов — от масс-маркета до люкса, ориентирующихся на поток туристов и жителей города.
Ротация арендаторов на центральных улицах влияет и на арендные ставки: те коридоры, которые ранее считались самыми престижными и дорогими, становятся более доступными и наоборот. "В новых условиях наиболее верно говорить не о престижных и дорогих улицах, а, скорее, о конкретных локациях", — уверена ведущий консультант отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Марьяна Матуева. Так, например, в этом году вырос интерес к Старому Арбату и Неглинной улице, где за год доля свободных площадок сократилась с 9,5% до 7,9% и с 14% до 10% соответственно.
В наиболее сложной ситуации в текущем году оказались арендаторы заведений общепита и магазинов, расположенных на Садовом кольце, где этим летом развернулись самые масштабные строительные работы. Многие помещения, которые сдавались в начале года, по-прежнему ищут арендаторов, при этом собственники неохотно идут на снижение ставок. Как результат, после завершения реконструкции средняя вакантность здесь почти не снизилась и на отдельных участках магистрали все еще очень высока — 20–25%, отмечают в Colliers International.
К концу года доля пустующих помещений на крупнейших торговых коридорах окажется на уровне 6,8–7%, то есть почти на 2 п. п. ниже показателя начала года, прогнозирует руководитель департамента стрит-ретейла по России Colliers International Екатерина Подлесных. Высокая активность арендаторов привела к дефициту таких площадок на центральных улицах Москвы, что, в свою очередь, вызвало рост ставок аренды. По данным Colliers Internatinal, за последние 12 месяцев они выросли на 20–25%. Похожие цифры приводят в компании JLL: так, согласно их подсчетам, со второго квартала 2016 года до третьего квартала 2017-го ставки аренды на Тверской выросли со 100 тыс. руб. до 115 тыс. руб. за 1 кв. м в год.
Победа общепита
Главная тенденция года — смена состава арендаторов в пользу операторов общепита и продуктового ретейла. По данным Colliers International, в целом на пешеходных улицах Москвы доля общепита выросла за последний год с 41% до 45%, а, например, в районе Патриарших прудов — с 29% до 35%. Сейчас кафе и рестораны занимают не менее 40% всех торговых площадей центра столицы.
Для сравнения: на магазины одежды и обуви вместе с банками и финансовыми услугами совокупно приходится 20%. По прогнозу Натальи Озерной, такая тенденция продолжится и в следующем году, при этом наиболее востребованным станет формат кулинарии, который сегодня является конкурентом сетевых ретейлеров.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Московский регион» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233