Перезапуск "Магнита": Ольге Наумовой нужно победить бывшего работодателя. "РосБизнесКонсалтинг". 27 сентября 2018

Выручка "Магнита" в 2017-м составила 1,14 трлн руб. Но для "Магнита" этого мало — Наумовой надо придумать, как обойти бывшего работодателя и нынешнего конкурента, X5 Retail Group
Управленческий опыт Ольги Наумовой составляет более 20 лет, значительную часть из них она руководила подразделениями крупнейших металлургических компаний России — "Северстали", НЛМК и ЧТПЗ. В мае 2013 года она возглавила "Пятерочку", крупнейший дивизион розничной компании X5 Retail Group (магазины "Пятерочка", супермаркеты "Перекресток" и гипермаркеты "Карусель"). Для X5 это был трудный период — в первом квартале 2013 года компания впервые уступила по объему квартальной выручки главному конкуренту, "Магниту". В то время X5 переживала трудные времена, уступала "Магниту" по большинству параметров и весной 2013 года стоила на бирже почти вчетверо дешевле — $5,37 млрд против $21,1 млрд у краснодарского ретейлера.
Осенью 2013-го Наумова взялась за рестайлинг "Пятерочки", который занял в общей сложности около пяти лет. Сеть начала расширять торговые площади, был сделан упор на региональную и свежую продукцию, а сами магазины возглавили "директора по свежести", работающие в зале. Кроме того, "Пятерочка" внедряла формат shop in shop и сдавала в субаренду площади трафикообразующим партнерам — например, аптекам.
Постепенно X5 Retail Group вернула себе утраченные позиции: в конце 2016 года она обошла "Магнит" по размеру квартальной выручки, а окончательно вышла на позицию лидера продуктовой розницы по итогам 2017 года, в котором доля X5 составила 9,5 против 7,5% у "Магнита". И, конечно, опередила конкурента по размеру годовой выручки — 1,29 трлн против 1,14 трлн руб. у "Магнита".
"Пятерочка" внесла значительный вклад в общую победу — на ее долю приходится более 70% выручки X5 Retail Group. Но в апреле 2018 года Наумова неожиданно покинула свой пост. На телефонной конференции с аналитиками гендиректор X5 Игорь Шехтерман объяснял отставку расхождением во взглядах на развитие сети и обвинил Ольгу в том, что она перестала справляться с ролью топ-менеджера. "Компания вступает в новую стадию развития, которая требует новых навыков. Рынок меняется, и компания должна адаптироваться, не ограничиваясь решениями, которые работали в прошлом", — заявил Шехтерман. А еще через два месяца Наумова возглавила "Магнит".
Наумова подтверждала, что ее уход произошел "из-за расхождений во взглядах на принципы и систему управления с нынешним менеджментом X5". Журналу РБК она заявила, что просто не могла дальше самореализовываться и воплощать в жизнь новые проекты в рамках одного формата. В "Магните" же у нее задача более масштабная: не будет ограничений ни по форматам, ни по продуктовым линейкам — акционеры дали Наумовой карт-бланш в разработке стратегии для дальнейшего развития компании.
Культура X5 предполагает, что CEO управляет командой талантов, которые должны быть равнозначны в лидерстве. Если один из менеджеров превращается в суперзвезду, команда будет демотивирована, объясняет эксперт рынка ретейла Наталья Колупаева. "Ольга Наумова пример яркого харизматичного и единоличного лидера, что подходит культуре "Магнита". В "Магните" роль "папы" все это время выполнял основатель Галицкий, теперь "Магнит" получил "маму" — женскую руку, но жесткую и прагматичную", — уверена Наталья.
Без Галицкого
"Я не должен стоять поперек этого процесса. Если инвесторы хотят изменений, они должны их получить", — основатель "Магнита" Сергей Галицкий с видимым трудом подбирает слова на пресс-конференции в феврале 2018 года, сразу после подписания соглашения с ВТБ о продаже за 138 млрд руб. 29,1% акций "Магнита", почти всей своей доли.
В тот же день в Instagram и YouTube появились видео: Галицкий стоит перед входом в штаб-квартиру "Магнита", окруженный толпой сотрудников, которые скандируют "спасибо". Бизнесмен, создавший компанию и возглавлявший ее на протяжении 25 лет, объясняет свой уход тяжестью ежедневной ответственности и разногласиями с инвесторами, благодарит за работу и выражает надежду, что они продолжат работать со свойственной компании "агрессией".

В середине 2000-х российские и западные ретейлеры жадно осваивали богатые рынки Москвы и Санкт-Петербурга, "Магнит" лучше всех научился заходить в маленькие города с не самым богатым населением. Поэтому в кризис 2008 года "Магнит" чувствовал себя отлично, а еще через пять лет вырвался в лидеры. Принципиально сохраняя штаб-квартиру в Краснодаре, Галицкий упрямо строил свою империю: "Магнит" открывал магазины всех форматов от "магазинов у дома" и дрогери до гипермаркетов. Компания инвестировала в производства (агроактивы, готовая продукция, включая даже производство пластиковых пакетов), в логистику, создала один из самых больших автопарков в Европе. У "Магнита" есть даже энергосбытовая компания, поставляющая электричество материнской компании, ее дочерним предприятиям и другим игрокам рынка.
Инвесторы любили постоянно растущие в цене акции "Магнита", а в категории GEM (глобальные фонды, инвестирующие в развивающиеся рынки) ретейлер был лидером по весу доли в портфелях фондов, на протяжении многих лет опережая Сбербанк. Сложности начались в конце 2014 года, когда у "Магнита" замедлился рост выручки. Ретейлер объяснял это падением покупательной способности основной аудитории — россиян с низким уровнем доходов, но инвесторы все чаще критиковали менеджмент. Спустя два года пост гендиректора операционной компании ОАО "Тандер" покинул сооснователь "Магнита" Владимир Гордейчук, занимавшийся оперативным управлением — решил выйти на пенсию.
Инвесторы были недовольны тем, что Галицкий не прислушивается к их советам и не старается заставить компанию идти в ногу со временем. "Рынок — очень циничная машина", — говорит Колупаева: очарование инвесторов харизматичным лидером при слабых результатах и неоправдавшихся прогнозах будет поддерживать компанию лишь некоторое время, и на возвращение доверия рынка уходит довольно много времени.
Пока X5 изо всех сил старалась вернуть покупателей в свои магазины, активно меняясь и подстраиваясь под их поведение, "Магнит" довольно вяло реконструировал давно требовавшие обновления магазины и не хотел менять их ассортимент.
Галицкий вспыхивал, когда на конференц-коллах ему задавали вопросы о замедлении роста, говоря, что компания "закормила рынок фантастическими результатами". В начале 2017-го он предъявлял аналитикам показатели "Магнита" и X5: "Между 75 млрд руб. EBITDA и 107 млрд руб. EBITDA есть небольшая разница. И мы практически везде чуть дешевле. И все наши магазины необновленные. Так что, кому над ассортиментом поработать, нам или кому-то другому?" — иронизировал он.
Но на протяжении последних трех лет Галицкий снижал долю в компании. В феврале 2015 года продал около 1% за 9,8 млрд руб. — средства нужны были на строительство стадиона для ФК "Краснодар", которым он владеет. Год спустя бизнесмен сообщил инвесторам, что ежегодно планирует продавать в рынок по 1–1,5% акций, чтобы и дальше финансировать личные проекты: он строил парк рядом со стадионом, инвестирует в детскую футбольную академию, хочет реконструировать кинотеатр "Аврора" в Краснодаре.
Несмотря на эти сделки, компания всегда подчеркивала, что основатель остается стратегическим долгосрочным инвестором, поэтому продажа почти всей его доли ВТБ стала неожиданностью для рынка. Сюрпризы на этом не закончились: в мае 2018 года госбанк продал часть своего пакета, около 12% акций инвестиционной Marathon Group, основанной выходцами из А1 Александром Винокуровым и Сергеем Захаровым.
"Это подвинуть вправо, то влево"
"Когда ты занимаешься бизнесом, связанным с реальным физическим миром, ты должен его постоянно щупать", — говорит Ольга Наумова. Как и на прежних местах работы, топ-менеджер перебралась в домашний регион компании: возглавляя метизный бизнес "Северстали", Наумова вахтовым методом работала в Челябинске, теперь переехала в Краснодар.
Вслед за Наумовой в правление "Магнита" пришли несколько менеджеров X5 — бывший финансовый директор компании X5 Елена Милинова, директор по персоналу "Пятерочки" Татьяна Князева, директор региональной сети и центрального дивизиона "Пятерочки" Артем Смоленский. Интересно, что новым гендиректором "Пятерочки" вместо Наумовой стал Сергей Гончаров, отвечавший в "Магните" за аптеки и косметику.
Офис — для обсуждения отчета о прибылях и убытках, а для эффективной работы надо ехать на площадку, говорит Наумова. "Вместе с ребятами посмотреть, спросить, почему именно здесь стоят эти товары, это подвинуть вправо, то — влево", — шутит она. Наумова начала работу в "Магните", лично осмотрев все форматы магазинов и съездив в точки с новым дизайном в разных городах.
"Магнит" начал обновлять магазины в 2016 году, и этот редизайн не затрагивал ассортимент, мерчендайзинг и отношения с покупателем. Сейчас, на новом этапе редизайна, меняется все, от расширения и проработки ассортимента до навигации, фасадов и цветов интерьера. По данным "Магнита", обновленные точки в итерациях 2.0 и 2.1 дают рост продаж в неизменной конкурентной среде — до 20—30%. В конце сентября в новой концепции будет работать 6067 магазинов, 48% от общего числа точек.
Среди пилотных проектов "Магнита" — совмещенный формат дрогери "Магнит Косметик" с аптеками. В 2017 году у ретейлера появились новые форматы: "Магнит Аптека" и "Магнит-Опт": сейчас работают 51 аптека и 18 оптовых магазинов. В 2018 году стартовали продажи продуктов в отделениях "Почты России".
В пилотах много хороших задумок, но не все они могут создать единый образ нового "Магнита", говорит Наумова: "Это как с одеждой, может быть масса красивых деталей, но это не значит, что они соберутся в красивый костюм". Ранее в интервью РБК она называла своей целью сделать магазины компании "выбором для каждой российской семьи".
Как отмечал в своей колонке в "Ведомостях" директор по работе с розничными сетями "Nielsen Россия" Дмитрий Швецов, реальные доходы населения падали четыре года подряд, и в 2016 году Nielsen фиксировал историческое дно индекса доверия потребителей с 2005 года — 63 пункта из 200. Он подрос только к середине 2017 года, и его трудно назвать оптимистичным.
Россияне начали отказываться от экономии на основных продуктах, но доля потребителей, которые ищут в разных магазинах товары со скидкой, по-прежнему высока — 24%, говорят данные "Индекса Иванова", разработанного Sberbank CIB.
Слабый потребитель обостряет конкуренцию между ретейлерами, и не все ее выдерживают: в 2017 году закрылся один из старейших игроков рынка "Седьмой континент", на фоне плохих финансовых результатов ГК "Дикси" провела делистинг, а "О’кей" отказался от развития формата супермаркетов.
Пару лет назад Наумова назвала российского потребителя "бедным гедонистом" — по ее мнению, это определение до сих пор в силе. Покупатели хотят получать атмосферный и яркий потребительский опыт, но за прежние деньги, а значит, ретейлер должен постоянно совершенствовать среду вокруг клиента, убеждена она: "Потребители хотят ходить в светлый, уютный и инт?ересный магазин, их нужно баловать".
Бог из машины
Чтобы лучше понимать потребителей, в ход пойдут все приемы, которые есть у компании, в первую очередь технологии. Как отмечает Наумова, в "Магните" очень высокая культура использования оперативных аналитических данных, которые позволяют видеть тренды и корреляции между различными действиями. "Но иногда у нас количество отчетов больше, чем людей, которые бы принимали решения на основании этих данных", — говорит она. Сейчас ретейлер работает над новыми инструментами анализа данных и их персонализацией.
В логистическом подразделении компания ведет эксперимент по машинному обучению, которое должно помочь улучшить прогнозирование и управление процессами. Ведутся эксперименты с технологией распознавания лиц для анализа очередей, поведения покупателей и наличия товаров на полке. "Мы тестируем все доступные технологии, но внедряем только то, что реально работает и востребовано", — говорит она.
В качестве примера она приводит электронные ценники, которые пытаются использовать все ретейлеры, но которые неэффективны из-за высокой стоимости электронной бумаги. В точку вкладывается 9–10 млн руб., потом ценники ломаются или их крадут. "На рынке есть дешевые аналоги, но они плохого качества. Если пенсионерке ничего на нем не видно, она перестанет ходить в магазин", — поясняет Наумова.
Зато приложения для планшетов, разработанные ретейлером для сотрудников, терминалы сбора данных, кассы самообслуживания — все это уже стало обыденностью для компании.
"Магнит" также сфокусирован на развитии собственного производства. Сейчас у компании десять собственных производств, в том числе тепличный комплекс "Зеленая линия" — около 85 га. Свои теплицы обеспечивают потребность "Магнита" в огурцах на 60%, в помидорах — на 10%. В августе запустилось тверское производство снеков, сухих завтраков, чая. Схожая продукция будет производиться и в Краснодаре, в индустриальном парке "Магнита".
Собственные производства должны внести вклад в развитие направления "Здоровье", которое затронет не только аптеки, дрогери, но и продовольственные магазины.
Формируя новую стратегию компании вместе со специалистами из Boston Consulting Group, "Магнит" пересматривает и план развития собственных торговых марок и производства продуктов. Новая стратегия компании будет представлена на дне инвестора 26 сентября.
"К сожалению, нельзя махнуть волшебной палочкой, обкатать все пилоты и перестроить компанию с 17 тыс. магазинов и настолько широкой географией, потребуется время", — говорит Наумова. Похоже, инвесторы пока готовы ждать.
"Я не снижал свою долю в "Магните" в последнее время, потому что наслышан о Наумовой как о сильном менеджере, так что просто нужно посмотреть, что будет дальше", — говорит крупный миноритарий "Магнита", попросивший не называть его имя. У "Магнита" есть все шансы на восстановление, считает он.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «FMCG сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233