Председатель Правления "Совета рынка" Максим Быстров на совещании в ФСТ рассказал о ценовой ситуации в Сибири.
03.04.2015 в 10:14 | INFOLine, ИА (по материалам компании) | Advis.ru
Председатель Правления НП "Совет рынка" Максим Быстров принял участие во всероссийском совещании, посвященном итогам работы органов государственного регулирования в 2014 году и определению основных задач на 2015 и 2016 годы.
Выступая перед участниками мероприятия с докладом о функционировании оптового и розничных рынков, Максим Быстров затронул актуальную тему, по которой в последние месяцы возникает много вопросов, - ценовую ситуацию в Сибири.
"Одноставочная цена в первой ценовой зоне, в которую включена большая часть европейской части РФ и Урал, выросла в среднем за прошлый год на 7%, во второй ценовой зоне, в Сибири – на 12%. Хочу напомнить, что в 2013 году ситуация была обратной – цены в европейской части росли быстрее, чем в Сибири", - отметил Председатель Правления Партнерства.
По его словам, в первой ценовой зоне среднегодовые цены обнаруживают тенденцию к росту, вызванную, главным образом, удорожанием топлива, выделяются летние ценовые пики, вызванные снижением предложения по причине вывода в ремонт генерирующих мощностей и сокращения выработки ГЭС по окончании весенних паводков.
Однако на территории Сибири наблюдается более сложная картина. В отдельные периоды ценовая зона Сибири "распадается" на два подрегиона – восточный и западный, где цены могут не только существенно расходиться, но и изменяться в противоположных направлениях. Вызвано это, в большей степени, изменением ситуации с ограничениями на перетоки как внутри второй ценовой зоны, так и между ценовыми зонами, а также режимами водности ГЭС, влияние которых на цены в Сибири гораздо существеннее, чем в европейской части страны.
"Одной из причин роста ценна территории второй ценовой зоны, лежащих на поверхности, является снижение выработки ГЭС вследствие малой водности. Именно на гидростанции приходится существенный объем выработки электроэнергии в Сибири. Важным обстоятельством является тот факт, что электроэнергия ГЭС учитывается по ценоприниманию, и сокращение объема ценопринимающего предложения приводит к формированию цен РСВ по более дорогим ценовым заявкам", - пояснил Максим Быстров.
Он напомнил, что исторически в Сибири цены РСВ держались на более низком уровне, чем в европейской части страны, что объяснялось наличием заданного Системным оператором фиксированного объема перетока, направленного из первой ценовой зоны, который учитывался в Сибири по ценоприниманию. "Ситуация изменилась летом 2014 года, когда были приняты изменения, обеспечивающие снятие ограничений на переток между ценовыми зонами. Это стало возможным в связи с вводом нового сетевого и генерирующего оборудования, а также завершением восстановления оборудования Саяно-Шушенской ГЭС. В результате возникла конкуренция между поставщиками первой и второй ценовых зон и началось сближение нерегулируемых цен на электроэнергию – в Сибири цены росли, в европейской части страны – снижались", - добавил Председатель Правления НП "Совет рынка".
Кроме того, на фоне снижения выработки ГЭС и снятия межсистемных ограничений определенную роль сыграли и существующие правила выбора состава включенного генерирующего оборудования, которые нацелены на минимизацию стоимости максимальной выработки на генерирующем оборудовании вместо минимизации стоимости покрытия потребления.
Снятие системных ограничений между ценовыми зонами привело к возникновению "конкуренции" на рынке электроэнергии между поставщиками первой и второй ценовых зон и загрузке сибирской генерации.
Также в Сибири оказалось существенным влияние Договоров о предоставлении мощности (ДПМ), однако, здесь имеется и дополнительный фактор роста стоимости мощности – либерализация мощности ГЭС, большая часть которой с мая 2014 года реализуется по ценам конкурентного отбора мощности, а не по регулируемым ценам.
"В 2015 году вклад обоих факторов в денежном выражении вырастет по причине вводов новых мощностей ДПМ и увеличения цены КОМ, по которой теперь реализуется большая часть мощности ГЭС", - сказал Максим Быстров, подводя итог теме ценовой ситуации в Сибири.
Помимо этого, в своем докладе Председатель Правления "Совета рынка" осветил работу представителей Партнерства в РЭКах. "Комплектование РЭК представителями Партнерства завершено почти на 90%. За 2014 год их количество увеличилось с 51 до 73 человек", - заявил он, отметив, однако, что в таких регионах, как Псковская, Магаданская, Сахалинская, Тамбовская области, Республики Ингушетия, Калмыкия и Чукотский АО пока не удается найти представителей, отвечающих требованиям Партнерства. Но даже в тех регионах, где представители Партнерства есть, по словам Максима Быстрова, они сталкиваются с трудностями, препятствующими выполнению ими своих функций. "По итогам тарифной кампании, прошедшей в декабре 2014 года, представители Партнерства столкнулись с проблемами при получении материалов и расчетов к заседаниям коллегиального органа в 52 субъектах РФ", - пояснил руководитель "Совета рынка".
И в завершении выступления Максим Быстров призвал ФСТ и РЭКи к более тесному и взаимовыгодному сотрудничеству в интересах отрасли.
Выступая перед участниками мероприятия с докладом о функционировании оптового и розничных рынков, Максим Быстров затронул актуальную тему, по которой в последние месяцы возникает много вопросов, - ценовую ситуацию в Сибири.
"Одноставочная цена в первой ценовой зоне, в которую включена большая часть европейской части РФ и Урал, выросла в среднем за прошлый год на 7%, во второй ценовой зоне, в Сибири – на 12%. Хочу напомнить, что в 2013 году ситуация была обратной – цены в европейской части росли быстрее, чем в Сибири", - отметил Председатель Правления Партнерства.
По его словам, в первой ценовой зоне среднегодовые цены обнаруживают тенденцию к росту, вызванную, главным образом, удорожанием топлива, выделяются летние ценовые пики, вызванные снижением предложения по причине вывода в ремонт генерирующих мощностей и сокращения выработки ГЭС по окончании весенних паводков.
Однако на территории Сибири наблюдается более сложная картина. В отдельные периоды ценовая зона Сибири "распадается" на два подрегиона – восточный и западный, где цены могут не только существенно расходиться, но и изменяться в противоположных направлениях. Вызвано это, в большей степени, изменением ситуации с ограничениями на перетоки как внутри второй ценовой зоны, так и между ценовыми зонами, а также режимами водности ГЭС, влияние которых на цены в Сибири гораздо существеннее, чем в европейской части страны.
"Одной из причин роста ценна территории второй ценовой зоны, лежащих на поверхности, является снижение выработки ГЭС вследствие малой водности. Именно на гидростанции приходится существенный объем выработки электроэнергии в Сибири. Важным обстоятельством является тот факт, что электроэнергия ГЭС учитывается по ценоприниманию, и сокращение объема ценопринимающего предложения приводит к формированию цен РСВ по более дорогим ценовым заявкам", - пояснил Максим Быстров.
Он напомнил, что исторически в Сибири цены РСВ держались на более низком уровне, чем в европейской части страны, что объяснялось наличием заданного Системным оператором фиксированного объема перетока, направленного из первой ценовой зоны, который учитывался в Сибири по ценоприниманию. "Ситуация изменилась летом 2014 года, когда были приняты изменения, обеспечивающие снятие ограничений на переток между ценовыми зонами. Это стало возможным в связи с вводом нового сетевого и генерирующего оборудования, а также завершением восстановления оборудования Саяно-Шушенской ГЭС. В результате возникла конкуренция между поставщиками первой и второй ценовых зон и началось сближение нерегулируемых цен на электроэнергию – в Сибири цены росли, в европейской части страны – снижались", - добавил Председатель Правления НП "Совет рынка".
Кроме того, на фоне снижения выработки ГЭС и снятия межсистемных ограничений определенную роль сыграли и существующие правила выбора состава включенного генерирующего оборудования, которые нацелены на минимизацию стоимости максимальной выработки на генерирующем оборудовании вместо минимизации стоимости покрытия потребления.
Снятие системных ограничений между ценовыми зонами привело к возникновению "конкуренции" на рынке электроэнергии между поставщиками первой и второй ценовых зон и загрузке сибирской генерации.
Также в Сибири оказалось существенным влияние Договоров о предоставлении мощности (ДПМ), однако, здесь имеется и дополнительный фактор роста стоимости мощности – либерализация мощности ГЭС, большая часть которой с мая 2014 года реализуется по ценам конкурентного отбора мощности, а не по регулируемым ценам.
"В 2015 году вклад обоих факторов в денежном выражении вырастет по причине вводов новых мощностей ДПМ и увеличения цены КОМ, по которой теперь реализуется большая часть мощности ГЭС", - сказал Максим Быстров, подводя итог теме ценовой ситуации в Сибири.
Помимо этого, в своем докладе Председатель Правления "Совета рынка" осветил работу представителей Партнерства в РЭКах. "Комплектование РЭК представителями Партнерства завершено почти на 90%. За 2014 год их количество увеличилось с 51 до 73 человек", - заявил он, отметив, однако, что в таких регионах, как Псковская, Магаданская, Сахалинская, Тамбовская области, Республики Ингушетия, Калмыкия и Чукотский АО пока не удается найти представителей, отвечающих требованиям Партнерства. Но даже в тех регионах, где представители Партнерства есть, по словам Максима Быстрова, они сталкиваются с трудностями, препятствующими выполнению ими своих функций. "По итогам тарифной кампании, прошедшей в декабре 2014 года, представители Партнерства столкнулись с проблемами при получении материалов и расчетов к заседаниям коллегиального органа в 52 субъектах РФ", - пояснил руководитель "Совета рынка".
И в завершении выступления Максим Быстров призвал ФСТ и РЭКи к более тесному и взаимовыгодному сотрудничеству в интересах отрасли.